Ситуация 1. Порядок отсчета 7-летнего периода при реорганизации организации в форме выделения
Организация расположена в сельской местности и применяет льготы, установленные Декретом № 6. В декабре 2015 г. истекло 7 календарных лет со дня ее государственной регистрации. В этом же периоде организация была реорганизована путем выделения из нее другой организации, на баланс которой было передана большая часть имущества.
Имеет ли право организация, созданная в процессе реорганизации в форме выделения, пользоваться льготами, установленными Декретом № 6?
Имеет.
Для организации, созданной в декабре 2015 г. в результате реорганизации в форме выделения, 7 календарных лет начинают исчисляться с декабря 2015 г., а не с даты создания той организации, которая была реорганизована.
Обоснуем наш вывод.
Из подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6 следует, что коммерческие организации Республики Беларусь, зарегистрированные в республике с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации вправе не исчислять и не уплачивать:
– налог на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства |*|.
* Порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организацией, применяющей в т.ч. льготу по налогу на прибыль в соответствии с Декретом № 6, доступен для подписчиков электронного «ГБ»
– иные налоги, сборы (пошлины) (за исключением НДС, в т.ч. НДС, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, патентной пошлины, таможенных пошлин и сборов, земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и иных налогов, исчисляемых, удерживаемых и (или) перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента, если Декретом № 6 не предусмотрено иное).
Справочно: для целей Декрета № 6 под территорией средних, малых городских поселений, сельской местности понимается территория Республики Беларусь, за исключением территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск.
В Декрете № 6 разъяснено, что применительно к коммерческим организациям, возникшим в результате реорганизации юридического лица в форме преобразования, указанный в абз. 1 части первой п. 1 этого Декрета 7-летний период исчисляется со дня государственной регистрации юридического лица, в результате реорганизации которого создана соответствующая коммерческая организация.
Однако в Декрете № 6 не разъяснено, как считать 7-летний период при реорганизации организации в форме выделения, разделения или слияния. Исходя из норм п. 14 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Положение № 1), государственной регистрации подлежат юридические лица, в т.ч. создаваемые в результате реорганизации в форме выделения, разделения и слияния.
Юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР) (п. 23 Положения № 1).
Таким образом, в отношении юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, слияния либо выделения, отсчет 7 календарных лет для целей применения налоговых льгот, установленных подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6, осуществляется с указанного дня, являющегося днем его государственной регистрации.
Ситуация 2. Неиспользуемое здание и льгота по налогу на недвижимость, предусмотренная Декретом № 6
Организация расположена в сельской местности. Со дня ее создания не прошло 7 календарных лет. Неиспользуемое здание организации включено облисполкомом в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества. В феврале 2016 г. облисполком в отношении указанных капитальных строений увеличил ставки налога на недвижимость в 10 раз |*|.
* Практика исчисления налога на недвижимость в 2015–2016 гг. доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Имеет ли право организация по неиспользуемому зданию воспользоваться льготой по налогу на недвижимость, установленной Декретом № 6?
Имеет.
Организация вправе по неиспользуемому зданию, включенному в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, применить льготу по налогу на недвижимость в порядке, установленном Декретом № 6.
Обоснуем наш вывод.
С 2016 г. областные (Минский городской) Советы депутатов получили право увеличивать (но не более чем в 10 раз) ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества (часть пятая ст. 188 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Указанные решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость не распространяются:
– на организации, которым изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней;
– организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги населению;
– газоснабжающие и энергоснабжающие организации, оказывающие услуги населению по газо- и электроснабжению;
– организации, получающие субсидии из бюджета;
– организации, реализующие планы модернизации, при условии их включения в перечень организаций, которым Советом Министров Республики Беларусь определены показатели эффективности развития согласно планам модернизации.
С учетом того что в ситуации не уточнено, входит рассматриваемая организация в вышеперечисленный перечень или нет, будем считать, что на нее распространяется решение областного Совета депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость в 10 раз.
С 1 января 2016 г. ст. 186 НК дополнена п. 7, согласно которому освобождение от налога на недвижимость, предусмотренное п. 1 ст. 186 НК, не распространяется на неиспользуемые (неэффективно используемые) капитальные строения (здания, сооружения), их части, включенные в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утверждаемый областными (Минским городским) Советами депутатов или по их поручению областными (Минским городским) исполнительными комитетами в порядке и на условиях, определенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.2013 № 957.
Однако п. 7 ст. 186 НК не запрещает организациям по неиспользуемым капитальным строениям, включенным в указанный перечень, пользоваться льготами по налогу на недвижимость, установленными другими законодательными актами, например льготой по налогу на недвижимость, установленной подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6. Из него следует, что коммерческие организации Республики Беларусь, зарегистрированные в Республике Беларусь на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации вправе не исчислять и не уплачивать в т.ч. налог на недвижимость.
Это освобождение от налога на недвижимость предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествовавшем ему квартале коммерческой организацией осуществлялась реализация товаров (работ, услуг) собственного производства, на которую в соответствии с Декретом № 6 распространяется льгота по налогу на прибыль.
При этом в целях применения Декрета № 6 под реализацией товаров (работ, услуг) собственного производства применительно к коммерческим организациям следует понимать реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства в период действия сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства), выданного в установленном законодательством порядке коммерческим организациям, осуществляющим их реализацию.
Важно! К указанным работам (услугам) не относится предоставление имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное и безвозмездное пользование.
Следует учитывать, что освобождение от налога на недвижимость, предусмотренное подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6, не применяется в отношении:
– коммерческих организаций, осуществляющих деятельность, указанную в абз. 6–13 подп. 1.8 п. 1 Декрета № 6.
Справочно: к таким видам деятельности относятся:
риэлтерская деятельность;
деятельность в сфере игорного бизнеса;
лотерейная деятельность;
деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;
производство и (или) реализация подакцизных товаров;
производство и (или) реализация ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;
деятельность в рамках простого товарищества;
– налога на недвижимость со стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных вне территории средних, малых городских поселений, сельской местности;
– налога на недвижимость со стоимости капитальных строений (зданий, сооружений) сверхнормативного незавершенного строительства (подп. 1.4 п. 1 Декрета № 6).
При этом в Декрете № 6 отсутствует запрет на применение льготы по налогу на недвижимость по капитальным строениям, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.
Таким образом, организация вправе по неиспользуемому зданию, включенному областным Советом депутатов в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, применить льготу по налогу на недвижимость в порядке, установленном Декретом № 6.
Ситуация 3. Утилизационный сбор и Декрет № 6
Организация, расположенная в районном городе и осуществляющая транспортные услуги, ввезла с территории России – члена ЕАЭС транспортное средство, которое подпадает под уплату утилизационного сбора.
Распространяются ли льготы, установленные Декретом № 6, на уплату утилизационного сбора?
Распространяются.
Налоговые льготы, установленные Декретом № 6 для коммерческих организаций Республики Беларусь, а также исключения из них, перечень которых является закрытым, указаны в подп. 1.1 п. 1 |*|.
* Информация о порядке применения льгот, определенных Декретом № 6 в отношении подакцизных товаров, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Освобождение от начисления и уплаты не распространяется на НДС (в т.ч. НДС, взимаемый при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь), акцизы, гербовый и оффшорный сборы, государственные пошлины, патентная пошлина, таможенные пошлины и сборы, земельный налог, экологический налог, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов и иные налоги, исчисляемые, удерживаемые и (или) перечисляемые при исполнении обязанностей налогового агента.
Освобождения, предусмотренные Декретом №6, касаются не только налогов, сборов (пошлин), существующих на дату принятия Декрета № 6, но и тех платежей в бюджет, которые появятся в будущем, после принятия Декрета № 6.
Утилизационный сбор установлен Указом Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 64 «Об установлении утилизационного сбора в отношении транспортных средств» после того, как был принят Декрет № 6.
Этот сбор не указан в закрытом перечне платежей, на которые не распространяются льготы, установленные Декретом № 6.
Следовательно, на утилизационный сбор распространяется освобождение, установленное подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6.
Ситуация 4. Микрофинансовые организации и Декрет № 6
Вправе ли микрофинансовые организации пользоваться льготами, установленными Декретом № 6?
Вправе.
Налоговыми льготами, определенными Декретом № 6, вправе воспользоваться следующие коммерческие организации Республики Беларусь:
– зарегистрированные в Республике Беларусь, с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;
– осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг);
– со дня государственной регистрации которых не прошло 7 календарных лет.
Нормы Декрета № 6 не распространяются на иностранные организации.
Льготы, установленные подп. 1.1–1.3 п. 1 Декрета № 6, не распространяются на банки, небанковские кредитно-финансовые организации, инвестиционные фонды, страховые организации (подп. 1.8 п. 1 Декрета № 6).
Деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов вправе осуществлять только микрофинансовые организации – юридические лица:
– зарегистрированные в Республике Беларусь, соответствующие требованиям, предъявляемым Указом Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» и нормативными правовыми актами Нацбанка;
– включенные Нацбанком в реестр микрофинансовых организаций.
Деятельность микрофинансовых организаций аналогична деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Однако микрофинансовые организации |*| не указаны в подп. 1.8 п. 1 Декрета № 6, следовательно, они имеют право пользоваться льготами, установленными подп. 1.1–1.3 п. 1 Декрета № 6 в общеустановленном порядке.
* Информация об организационно-правовых формах микрофинансовых организаций и особенностях в их деятельности доступна для подписчиков электронного «ГБ»