8 июня 2016 г. состоялось заседание круглого стола на тему «Освобождение аудируемых лиц от ответственности». Тема для обсуждения получила свою актуальность во время рассмотрения законопроекта, касающегося установления административной ответственности аудиторов. Площадкой для проведения данного мероприятия явилось Минэкономики Республики Беларусь при участии журнала «Юрист». В работе круглого стола приняли участие представители Минэкономики, Минфина Республики Беларусь, Общественного объединения «Минский союз предпринимателей и работодателей», БРУСП «Белгосстрах», специалисты ведущих аудиторских и юридических организаций, представители коммерческих организаций. Участники круглого стола обсудили актуальные вопросы, касающиеся качества оказываемых аудиторских услуг и необходимости введения дополнительных механизмов, позволяющих аудируемым лицам – заказчикам аудиторских услуг переложить ответственность на аудитора по нарушениям, выявленным после аудиторских проверок.
В ходе проведения круглого стола представитель Минского союза предпринимателей и работодателей обратил внимание присутствующих на то, что на практике недостаточно применяются нормы ст. 12 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 56-З), где закреплено, что заказчики аудиторских услуг вправе получать возмещение за причиненные убытки в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг, в т.ч. в случае виновного неисполнения обязанности по качественному оказанию аудиторских услуг, включая случаи последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе оказания аудиторских услуг.
По мнению начальника управления регулирования аудиторской деятельности Минфина Николая Сороки, согласно мировым тенденциям с учетом национальных особенностей правовое регулирование аудиторской деятельности способствует как формированию высокого уровня доверия к бухгалтерской (финансовой) отчетности среди инвесторов (включая иностранных), так и привлечению инвестиций. Понимание аудита как собственно проверки финансовой отчетности не отражает его частно-правовой формы и может повлечь смешение с государственным финансовым контролем.
По мнению руководителя аудиторской фирмы Павла Царева, аудитор привлекается для проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности по собственной инициативе юридического лица, что подразумевает независимую проверку (аудит) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В данном случае определяющей в аудите является категория «существенность», так как именно с ее помощью аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели устанавливают допустимую величину искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, что влияет на аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Взаимоотношения между заказчиками аудиторских услуг и исполнителями строятся на договорных отношениях, и стороны должны предусматривать меру ответственности за качество оказанных услуг. Такая норма предусмотрена в ст. 12 Закона № 56-З.
Материал подготовила
Ирина Петрович, аудитор