Постановление Совета Министров РБ от 26.09.2013 № 842 "Об установлении размера базовой величины"
С 1 октября 2013 г. установлена базовая величина (БВ) в размере 130 000 руб.
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1, с учетом последних изменений от 24.01.2013 № 2
Коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением коммерческих организаций, указанных в п. 8 Положения. Так, минимальный размер уставного фонда установлен в сумме, эквивалентной:
– 100 БВ, – для закрытых акционерных обществ;
– 400 БВ, – для открытых акционерных обществ.
Указанные минимальные размеры уставных фондов определяются в белорусских рублях исходя из размера базовой величины, установленного на день, в который устав (изменения и (или) дополнения, связанные с изменением размера уставного фонда) представляется в регистрирующий орган.
В уставе общества с дополнительной ответственностью должна предусматриваться субсидиарная ответственность учредителей (участников) общества по его обязательствам в пределах, определяемых уставом, но не менее чем в сумме, эквивалентной 50 БВ (п. 21).
Указом утвержден перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан. Размер оплаты (в случае, когда он установлен) привязан к базовой величине.
Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16, с учетом последних изменений от 09.08.2013 № 700/14
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров, выполняющие работы, оказывающие платные услуги на объектах, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек, приведенные в приложении 1 к документу, при получении выручки по каждому торговому или иному объекту от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг за предыдущий календарный год в размере более 7 500 БВ, по объекту системы потребительской кооперации – более 15 000 БВ, объекту бытового обслуживания населения – более 3 750 БВ обязаны установить в этом торговом или ином объекте платежные терминалы. При этом количество устанавливаемых платежных терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству используемых единиц кассового оборудования указанных объектов в течение первого календарного года не менее 50 %, в течение второго календарного года – 100 %.
Руководители юридических лиц, подразделений, индивидуальные предприниматели обеспечивают сохранность наличной иностранной валюты в кассе, а также при доставке ее из банка (в банк).
Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели самостоятельно либо совместно со службами инкассации банков, специализированными подразделениями МВД, иными организациями обеспечивают сохранность транспортируемых крупных сумм (в 1 000 и более раз превышающих размер базовой величины) в соответствии с законодательством и заключенными договорами (п. 56).
Положение о практике студентов, курсантов, слушателей, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 03.06.2010 № 860, с учетом последних изменений от 22.08.2013 № 376
Студентам государственных учреждений высшего образования, обучающимся за счет средств республиканского бюджета, за период прохождения практики вне места нахождения учреждения высшего образования выплачиваются суточные в размере 10 % базовой величины за каждый день, в т.ч. за время нахождения в пути до места практики и обратно, из средств республиканского бюджета (п. 28).
Установлено, что процедура запроса ценовых предложений применяется при пороговом значении ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки:
– товаров – от 300 до 1 000 БВ;
– работ (услуг) – от 300 до 3 000 БВ (подп. 1.5 п. 1).
Указ Президента РБ от 28.04.2006 № 277 "О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг", с учетом последних изменений от 04.03.2013 № 108
Установлено, что право на осуществление депозитарной деятельности имеют юридические лица, у которых размер собственного капитала (чистых активов) составляет не менее 30 000 БВ (подп. 1.3 п. 1).
Ставки государственной пошлины за выдачу удостоверения на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия на территории Республики Беларусь установлены в базовых величинах.
Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З, с учетом последних изменений от 05.01.2013 № 16-З
В договоре дарения следует учесть, что не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает установленного законодательством 5-кратного размера базовой величины, в отношениях между коммерческими организациями (ст. 546).
При заключении договора хранения учитывайте, что по истечении обусловленного срока хранения или срока, предоставленного хранителем для обратного получения вещи, поклажедатель обязан немедленно забрать переданную на хранение вещь. При неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, в т.ч. при его уклонении от получения вещи, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором, после письменного предупреждения поклажедателя самостоятельно продать вещь по цене, сложившейся в месте хранения, а если такая цена превышает в 100 раз установленный законодательством размер базовой величины, – продать ее с аукциона (ст. 789).
Закон РБ от 13.07.2012 № 415-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)"
Основаниями для подачи заявления кредитора, если иное не установлено названным Законом, являются в совокупности:
– наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
– применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение 3 месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
– наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 БВ и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, юридическим лицом, акции (доли в уставном фонде) которого находятся в управлении государственных органов или хозяйственном ведении, оперативном управлении государственных юридических лиц, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и (или) международные заказы, – в размере 2 500 БВ и более (ст. 12).
Контрольная деятельность
Кодекс РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З, с учетом последних изменений от 12.07.2013 № 64-З (далее – КоАП)
Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, – в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.
Минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на юридическое лицо, не может быть менее 10 БВ. Штраф, исчисляемый в базовых величинах, за административные правонарушения против порядка налогообложения, а также нарушения, предусмотренные ст. 23.74 КоАП ("Нарушение порядка осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма"), налагаемый на юридическое лицо, может быть установлен в меньшем размере, но не менее 0,5 БВ для юридического лица.
Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления не может превышать 200 БВ. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления, не может быть более 500 БВ. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на юридическое лицо, не может превышать 1 000 БВ.
Запрещено проведение проверок в течение 2 лет со дня государственной регистрации организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей (п. 4).
В течение указанного выше срока могут назначаться внеплановые проверки:
– по поручению Президента РБ;
– КГК (либо по его поручению) при наличии у него информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве, либо совершении сделок (операций) с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства, или совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконных финансовых операций) на сумму, превышающую 1 000 БВ.
Встречная проверка контрагентов (третьих лиц) проверяемого субъекта проводится на основании предписания, выданного в отношении проверяемого субъекта (п. 25).
Встречные проверки не проводятся, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения, осуществлявшейся с субъектами хозяйствования – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, не превышает 250 БВ, с субъектами хозяйствования – иностранными организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь, – 500 БВ.
Контролирующий (надзорный) орган при установлении в ходе проверки фактов причинения вреда, необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей в размере более 1 000 БВ, установленных на момент причинения вреда, совершения финансово-хозяйственной операции, а при длящемся правонарушении – на момент его окончания (составления акта проверки), а также при установлении иных фактов, указывающих на признаки преступления, передает материалы проверки в органы уголовного преследования в 10-дневный срок со дня вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, а при отсутствии оснований для его (их) вынесения – в 10-дневный срок со дня вручения (направления) акта проверки проверяемому субъекту или его представителю либо со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по возражениям (в случае подачи возражений) (п. 76).
Указ Президента РБ от 12.03.2013 № 119 "Об упорядочении приобретения служебных легковых автомобилей"
Установлено, что юридические лица вправе приобретать на возмездной основе, в т.ч. по договорам финансовой аренды (лизинга), легковые автомобили в целях использования их в качестве служебных легковых автомобилей при отсутствии в течение последних 3 календарных месяцев до даты их приобретения (заключения договора) просроченной задолженности по выплате заработной платы, по платежам за потребленные энергоресурсы, по обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, по кредитам, полученным под гарантию Правительства РБ, а также под гарантии, выданные местными исполнительными и распорядительными органами (за исключением юридических лиц, которым предоставлена отсрочка (рассрочка) погашения просроченной задолженности либо установлены иные меры государственной поддержки по ее погашению).
Приобретение юридическими лицами легковых автомобилей в целях использования их в качестве служебных легковых автомобилей при наличии в течение последних 3 календарных месяцев до даты их приобретения указанной выше просроченной задолженности (за исключением юридических лиц, которым предоставлена отсрочка (рассрочка) погашения просроченной задолженности либо установлены иные меры государственной поддержки по ее погашению), влечет наложение штрафа на руководителя юридического лица в размере от 600 до 1 000 БВ (подп. 1.3 п. 1).
Установлено, что коммерческие организации и индивидуальные предприниматели подлежат включению в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере при наличии одного или нескольких следующих оснований:
– в деятельности субъекта предпринимательской деятельности согласно вступившему в законную силу приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства либо бланки строгой отчетности субъекта предпринимательской деятельности, и (или) его текущие счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях использовались в совершении преступлений, предусмотренных ст. 233 Уголовного кодекса РБ;
– на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях поступала выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и при этом при наличии соответствующих объектов налогообложения в налоговые органы представлены налоговые декларации (расчеты) по налогам и сборам, уплачиваемым из выручки (валовой выручки), данные которых свидетельствуют об отсутствии этих объектов налогообложения, либо такие налоговые декларации (расчеты) не представлены в течение 2 отчетных периодов подряд;
– сумма денежных средств, поступившая на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях за месяц, превысила 5 000 БВ и при этом его руководитель, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта предпринимательской деятельности лицо не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства.
Налоговое законодательство
Налоговый кодекс РБ от 29.12.2009 № 71-З, с учетом последних изменений от 26.10.2012 № 431-З
НДС
Решение о проведении возврата разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, принимается налоговым органом не позднее 2 рабочих дней со дня представления плательщиком налоговой декларации (расчета) и заявления о возврате. При этом если разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, составляет более 3 000 БВ, установленных на день представления плательщиком указанного заявления, налоговый орган вправе по собственной инициативе либо по инициативе плательщика провести в установленном порядке внеплановую проверку обоснованности возврата (зачета) этих сумм. Срок проведения такой проверки не должен превышать 15 рабочих дней, а для плательщика, обладающего статусом "Лучший плательщик налогов, сборов", или при наличии у плательщика в проверяемом периоде оборотов по реализации экспортируемых нефтепродуктов – 5 рабочих дней со дня представления плательщиком заявления о возврате (п. 6 ст. 102).
Государственная пошлина может уплачиваться в иностранной валюте плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами РБ и находящимися за пределами Республики Беларусь, по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день уплаты, и официального курса, установленного Нацбанком на день уплаты (ст. 251).
Это же правило распространяется при уплате пошлины за нотариальные действия, совершаемые нотариусами, за совершение нотариальных действий и за составление проектов сделок, заявлений, изготовление копий документов и выписок из них уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов (ст. 255).
Ставка сбора (вне зависимости от количества осуществляемых видов деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма) устанавливается в размере 1 БВ в календарный год, определяемой на момент его уплаты (ст. 324 НК).