С 1 мая 2013 г. вступают в силу изменения и дополнения, внесенные Декретом Президента РБ от 24.01.2013 № 2 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее – Декрет № 1 и Декрет № 2) в порядок регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.
Остановимся на некоторых новациях, введенных Декретом № 2.
1. Из наименований унитарных предприятий, утвержденных юридическими лицами, надо исключить слово «частное».
Слово «частное» допустимо только для унитарных предприятий, созданных физическими лицами. В связи с этим юридические лица, являющиеся учредителями частных унитарных предприятий, должны привести устав в соответствие с Декретом № 2 до 30 апреля 2014 г. включительно.
2. Уставный фонд можно формировать в течение года.
Для организаций установлена возможность формирования уставного фонда в течение года со дня их государственной регистрации. Данное правило не действует в отношении организаций:
· у которых в учредительном документе определен меньший срок формирования уставного фонда;
· для которых законодательством предусмотрен иной порядок формирования уставного фонда (например, для организаций с иностранными инвестициями).
3. За нарушение порядка формирования уставного фонда коммерческих организаций установлена ответственность.
Нарушение коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, является основанием для ее ликвидации по решению:
· собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (часть первая подп. 3.1 п. 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1, в ред. Декрета № 2 (далее – Положение о ликвидации));
· хозяйственного суда (абз. 2 части первой подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации).
4. Расширился перечень ограничений по обращению за государственной регистрацией.
Не вправе обращаться за государственной регистрацией нового субъекта хозяйствования:
· собственник имущества (участник) и руководитель коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен;
· собственник имущества (учредителя, участника) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, которые когда-то были собственниками имущества (учредителями, участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, исключенными из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием в соответствии с законодательными актами, и с даты их исключения из ЕГР прошло менее 3 лет.
5. Предусмотрена ответственность за недостоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации.
В случае признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, в т.ч. созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния (государственной регистрации индивидуального предпринимателя), в судебном порядке осуществляется взыскание доходов, полученных от деятельности такого лица, в местные бюджеты.
При этом взыскание доходов осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.
6. Декретом № 2 дано определение понятия «доход».
Под доходом следует понимать сумму выручки за вычетом налогов (сборов), уплачиваемых с выручки, а также затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении в соответствии с налоговым законодательством.
Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.
7. Установлена солидарная субсидиарная ответственность для собственника имущества и председателя ликвидационной комиссии.
Солидарная субсидиарная ответственность установлена в отношении:
· собственника имущества (учредителя, участника);
· председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Данная норма определена п. 25 Положения о ликвидации. Она применяется, если указанные лица допустили нарушение требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которого юридическое лицо было исключено из ЕГР без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства).
8. Сведения о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) начнут размещать в Интернете.