12 (159). Проверяющие представили предписание на проведение встречной проверки. При этом документы по взаимоотношениям с интересующим их контрагентом попросили предъявить за последние 5 лет.
Правомерны ли действия проверяющих, если Указом № 510* предусмотрен иной период, за который могут быть проверены документы?
__________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
Правомерны.
В данном случае действия проверяющих не противоречат нормам, определенным Указом № 510, который регулирует порядок и сроки проведения проверок контролирующими и надзорными органами.
Указом № 510 предусмотрено, что проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.
Однако это временное ограничение не применяется при проведении дополнительных и встречных проверок (п. 13 Указа № 510).
Напомним, что встречные проверки – это проверки, которые проводятся для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям (п. 5 Указа № 510).
Справочно: определенный в п. 13 Указа № 510 срок проверяемого периода не ограничивается также в случаях:
– проведения проверки по поручениям Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;
– осуществления проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
– проведения проверки соблюдения бюджетного законодательства, законодательства об использовании бюджетных средств и налогового законодательства, использования мер государственной поддержки, а также законодательства об использовании государственного имущества и охране окружающей среды;
– осуществления надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе;
– обращения физического лица при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
– проведения проверки по вопросам соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда;
– осуществления проверки |*| по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
* Информация о сроках представления документов на проверку согласно предписанию проверяющих доступна для подписчиков электронного «ГБ»