С 01.07.2016 в Республике Беларусь вводится механизм функционирования электронных счетов-фактур (далее – ЭСЧФ).
Электронный документооборот ЭСЧФ между продавцами и покупателями будет осуществляться с использованием Портала электронных счетов-фактур www.vat.gov.by (далее – Портал), функционирование которого обеспечивает АИС «Учет счетов-фактур».
С учетом различных категорий плательщиков в зависимости от объемов выставляемых и получаемых ЭСЧФ реализовано несколько способов их выставления (направления на Портал):
а) в «Личном кабинете» путем ввода в интерактивном режиме показателей и (или) данных с клавиатуры и подписи электронного документа электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП);
б) в «Личном кабинете» путем загрузки xml-файла, подготовленного плательщиком в соответствии с утвержденным форматом, и подписи электронного документа ЭЦП;
в) путем загрузки с использованием Web-сервиса Портала из учетной системы плательщика xml-файла, подготовленного в соответствии с утвержденным форматом и подписанного ЭЦП.
Предполагается, что плательщики, у которых небольшие объемы ЭСЧФ за отчетный период, будут использовать способы а) и б) для выставления (направления на Портал) ЭСЧФ. Для этого у плательщика должен быть рабочий компьютер с выходом в Интернет и наличие ключа ЭЦП.
Плательщики с большими объемами ЭСЧФ за отчетный период должны доработать свои учетные (бухгалтерские) системы в части формирования, выставления (направления на Портал) ЭСЧФ на основе первичных учетных документов в автоматизированном порядке.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1061 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс) плательщик обязан в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если иное не установлено Кодексом, выставить покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав либо направить ЭСЧФ на Портал.
Однако пунктом 20 статьи 1061 Кодекса предусмотрен порядок, при котором плательщики при предъявлении сумм НДС и осуществлении налоговых вычетов по НДС применят положения пунктов 3, 4, 6, 7, 8 и 9 статьи 105 и пунктов 5, 6, 8, 9, 10, 12, 14 и 17 статьи 107 Кодекса, предусматривающих предъявление сумм НДС продавцами и осуществление налоговых вычетов покупателями на основании первичных учетных документов, то есть без использования ЭСЧФ.
Такой порядок применим в случае невозможности выставления, направления, получения ЭСЧФ:
– в связи с недоступностью Портала (в т.ч. из-за отсутствия электропитания и (или) выхода из строя оборудования (его части));
– в связи с недостаточностью ресурсов Портала;
– в связи с недоступностью и (или) отсутствием каналов связи с Порталом, включая недостаточность ширины каналов связи с Порталом;
– в связи со сбоем в работе программного обеспечения (баз данных), используемого для обращения ЭСЧФ;
– в иных аналогичных случаях.
Для плательщиков иными аналогичными случаями являются:
1) выход из строя рабочего компьютера, на котором установлена учетная (бухгалтерская) система либо с которого осуществляется работа на Портале;
2) отсутствие выхода в Интернет в связи с неполадками необходимого для этого оборудования у плательщика либо у провайдера;
3) сбои в работе учетной (бухгалтерской) системы, повлекшие невозможность выставления (направления на Портал) ЭСЧФ;
4) незавершенность доработки учетной (бухгалтерской) системы в части формирования, выставления (направления на Портал) ЭСЧФ на основе первичных учетных документов;
5) отсутствие автоматизации учета.
При этом все плательщики должны предпринимать все меры по устранению возникших обстоятельств, препятствующих формированию, выставлению (направлению на Портал) ЭСЧФ, и для случаев 4) и 5) использовать способ а) для выставления (направления на Портал) ЭСЧФ.
При невозможности выставления (направления на Портал) ЭСЧФ по иным аналогичным случаям, указанным в настоящем письме, продавец должен уведомить покупателя о ее причинах.
Порядок, изложенный в настоящем письме, применяется до 01.01.2017.
Письмо опубликовано 27 июня 2016 г. на портале МНС (www.nalog.gov.by).