__________________________
* Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц" (далее – Закон).
Какие требования следует соблюсти, чтобы обращение было принято к рассмотрению?
Общим требованием к составлению обращений является их изложение на белорусском или русском языке.
В электронных обращениях юридических лиц нужно указать:
– наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
– полное наименование юридического лица и его место нахождения;
– изложение сути обращения;
– фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения.
Важно! Если обращение подписывается представителем заявителя, приложите документ, подтверждающий полномочия лица, подписывающего обращение.
Прямое указание на необходимость представления такого документа отсутствует в ст. 25 Закона. Однако по общему правилу к рассмотрению электронных обращений применяются нормы, установленные для рассмотрения обращений, направляемых в письменной форме, следовательно, полномочия подписавшегося необходимо подтверждать (п. 6 ст. 12 Закона).
Не забудьте о том, что электронные обращения должны также содержать адрес электронной почты заявителя (п. 3 Закона). Если вы все-таки забыли указать его в обращении, то в настоящий момент это обращение также не будет оставлено без рассмотрения по существу (ст. 15 Закона).
С 23 января 2016 г. вступят в силу изменения и дополнения в Закон.
Новой редакцией ст. 25 Закона четко предусмотрено, что:
– к электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия;
– в них должны указываться адреса электронной почты заявителя.
При несоблюдении данных требований электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу.
Отозвать электронное обращение можно путем:
– подачи письменного заявления;
– направления заявления в электронной форме.
Где искать ответ на ваше обращение?
Согласно нормам, действующим в настоящее время, на указанный вами в электронном обращении адрес электронной почты вы получите:
– ответ на электронное обращение;
– уведомление об оставлении вашего электронного обращения без рассмотрения по существу;
– уведомление о направлении электронного обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией;
– уведомление о прекращении переписки;
– информацию о продлении срока рассмотрения обращений.
На электронные обращения вы можете получить и письменный ответ в следующих случаях:
– если в своем электронном обращении вы просили направить письменный ответ (письменное уведомление);
– в вашем электронном обращении отсутствует адрес электронной почты;
– в случае, когда решение о направлении письменного ответа (письменного уведомления) принято руководителем государственного органа или иной государственной организации, рассматривающих электронные обращения, или уполномоченным им лицом.
С 23 января 2016 г. перечень случаев, когда на электронное обращение может быть дан письменный ответ, изменится и уменьшится. Таковыми будут являться случаи, когда:
– в своем электронном обращении вы просите направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес вашей электронной почты;
– в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).
Внимание! На государственные органы не возложена обязанность узнавать о фактическом получении заявителем ответа.
Если в вашем обращении содержатся требования о начале административного процесса по тем или иным основаниям…
...такие обращения не будут рассмотрены, поскольку Закон прямо говорит о том, что эти обращения подлежат рассмотрению в соответствии законодательством, определяющим порядок административного процесса (ст. 2 Закона).
Так, если вы направили электронное обращение в контролирующий орган, в котором указали, что был нарушен срок рассмотрения обращения, и попросили начать административный процесс, например, по ст. 9.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, то вы получите отказ в начале административного процесса, поскольку нормами ст. 9.1, 9.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) не предусмотрено, что электронное обращение может являться поводом для начала административного процесса.
Внимание! Возможность направления электронного заявления об административном правонарушении ПИКоАП не предусмотрена.