О мерах поддержки и не только
Все меры поддержки условно можно разделить на следующие блоки:
1) налоговая поддержка;
2) поддержка арендаторов;
3) поддержка в связи с оплатой за энергоресурсы;
4) поддержка в связи с оплатой приобретенного государственного имущества.
Кроме того, установлены новые последствия расторжения договора государственной закупки, модифицированы правила изменения существенных условий труда и перевода работников и введены некоторые новые правила, связанные с изготовлением и (или) поставкой антисептических лекарственных и дезинфицирующих средств.
В противовес мерам по поддержке:
1) расширяется перечень оснований для проведения внеплановых проверок, а также отменяется мораторий на проведение проверок в течение первых 2 лет с момента регистрации организаций торговли и общественного питания.
Так, внеплановые проверки могут назначаться для проверки соблюдения:
– антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, законодательства о ценообразовании, торговле, общественном питании, защите прав потребителей;
– законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
– законодательства о подтверждении соответствия.
В случае выявления по результатам проверки нарушений в указанных сферах работа розничного объекта или объекта общественного питания может быть приостановлена до момента устранения нарушений, но не более чем на 90 дней;
2) Совету Министров предоставлено право утвердить дополнительный перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых может быть установлено регулируемое ценообразование, а также применять меры, необходимые для стабилизации ценовой ситуации, например определить порядок формирования цен. Совет Министров также вправе установить специальный порядок закупки товаров (работ, услуг).
Следовательно, в развитие Указа № 143 Совет Министров примет ряд постановлений, которыми реализует предоставленные ему правомочия в области ценообразования. Так, может быть установлен дополнительный перечень товаров, работ, услуг с регулируемым ценообразованием. В настоящее время такой перечень установлен Указом № 72 [2].
Для кого поддержка?
К Указу № 143 прилагается перечень видов деятельности, которые определены как наиболее подверженные неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации (далее – Перечень).
Большая часть мер поддержки установлена только для организаций и ИП, основной вид деятельности которых указан в Перечне.
Часть мер поддержки установлена для арендодателей, которые предоставили имущество в аренду организациям, основной вид деятельности которых указан в Перечне, либо организациям, оказывающим бытовые услуги населению.
Ряд налоговых преференций установлен для отдельных категорий налогоплательщиков, которые будут определены Правительством.
И только некоторые меры поддержки применимы ко всем субъектам хозяйствования независимо от основного вида экономической деятельности.
Таким образом, не все предусмотренные Указом № 143 меры могут быть применены любым субъектом хозяйствования.
Что включает налоговая поддержка?
Предусмотренные Указом № 143 меры в основном направлены на отсрочку, рассрочку или уменьшение сумм земельного налога, налога на недвижимость, арендных платежей за государственные земельные участки. Указ № 143 не предусматривает снижения сумм налога на прибыль, НДС, налога при УСН, отчислений в ФСЗН.
Отсрочка, рассрочка, налоговый кредит
Вводятся отсрочка, рассрочка, налоговый кредит в отношении налогов, уплачиваемых в местный бюджет (это земельный налог и налог на недвижимость), а также арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, по срокам уплаты с 1 апреля по 30 сентября 2020 г.
Эти меры поддержки могут использовать:
1) субъекты, основной вид деятельности которых включен в Перечень;
2) организации, предоставившие этим субъектам, а также субъектам хозяйствования, оказывающим бытовые услуги населению, меры поддержки арендаторов, предусмотренные Указом № 143.
Уплата соответствующих сумм налогов производится равными долями в период с 1 октября по 31 декабря 2020 г. без начисления процентов за пользование отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом.
Право на отсрочку, рассрочку, налоговый кредит утрачивается, если допущено нарушение:
– либо сроков уплаты текущих платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами;
– либо платежей, по которым предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит. При утрате права суммы, по которым были предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, взыскиваются с начислением пени начиная со дня утраты такого права.
Уменьшение сумм отдельных налогов и арендной платы за землю
Местные органы власти в течение II и III кварталов 2020 г. вправе принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиком сумм налога на недвижимость или земельного налога, подлежащего уплате во II и III кварталах 2020 г.
Указ № 143 говорит именно об уменьшении суммы налога, подлежащего уплате, а не об уменьшении ставки налога. Следовательно, налогоплательщик должен будет исчислить сумму налога, после чего она будет подлежать уменьшению в порядке, который будет дополнительно установлен.
Местные исполкомы вправе в течение II и III кварталов 2020 г. принимать решения об уменьшении сумм арендной платы, подлежащих уплате во II и III кварталах 2020 г., за земельные участки, предоставленные в аренду отдельным категориям арендаторов.
Порядок определения отдельных категорий налогоплательщиков и арендаторов, а также порядок расчета суммы уменьшения платежей Указом № 143 не определены. В письме МНС Республики Беларусь от 30.04.2020 № 2-2-2/00934 указано, что категории плательщиков определяются местными органами власти самостоятельно. При этом плательщики-организации вправе ходатайствовать о включении их в соответствующий перечень с обоснованием целесообразности.
Ускоренный зачет превышения налоговых вычетов по НДС
В период с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. для отдельных категорий налогоплательщиков, перечень которых будет утвержден Правительством, зачет превышения налоговых вычетов над суммой НДС по реализации в счет уплаты иных налогов будет производиться в течение 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом соответствующего решения.
Налог на прибыль
В состав внереализационных расходов для целей налога на прибыль можно будет отнести расходы на проведение санитарно-эпидемических мероприятий, перечень которых должен быть утвержден Правительством. Указанное правило может быть использовано всеми плательщиками налога на прибыль.
Учет курсовых разниц
Всем организациям предоставлено право изменить 1 раз в течение 2020 г. порядок учета курсовых разниц, который будет действовать до конца 2020 г. Для этого необходимо внести изменения в учетную политику организации.
Единый налог
В отношении уплаты единого налога установлены следующие правила:
1) период неосуществления деятельности для целей зачета или возврата единого налога может превышать 30 дней;
2) индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог, вправе перейти в 2020 г. на иной режим налогообложения, в т.ч. на УСН;
3) областным и Минскому городскому Советам депутатов рекомендовано во II и III кварталах 2020 г. уменьшить в 2 раза ставку единого налога.
Подоходный налог
Освобождены от обложения подоходным налогом доходы физических лиц в виде стоимости средств индивидуальной защиты, антисептических лекарственных и дезинфицирующих средств, питания, полученных в порядке санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Срок подачи декларации по подоходному налогу по доходам, с которых подоходный налог уплачивается физическими лицами самостоятельно, продлен до 30 апреля 2020 г.
Как будет осуществляться поддержка при приобретении государственного имущества
По договорам купли-продажи на приобретение государственного имущества покупателю может быть предоставлена отсрочка оплаты до 30 сентября 2020 г. с последующей рассрочкой отложенных платежей до 31 декабря 2020 г. ежемесячно равными долями без уплаты процентов за предоставленные отсрочку и рассрочку. Этой мерой могут воспользоваться только те покупатели, основной вид деятельности которых включен в Перечень, а также организации, оказывающие бытовые услуги населению.
Последствия неисполнения договора государственной закупки
В случае расторжения договора государственной закупки по причине невозможности его исполнения поставщиком (подрядчиком) заказчик в отношении определенных Правительством товаров вправе осуществить закупку из одного источника в объеме, необходимом для обеспечения потребности в течение 2 месяцев. Включение в список поставщиков, временно недопускаемых к участию в процедурах государственных закупок, не производится в случае, если договор государственной закупки с поставщиком расторгнут в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением вследствие обстоятельств непреодолимой силы либо по причине существенных колебаний курсов валют.