Организация в июле 2012 г. предоставила своему работнику сроком на 1 год заем на приобретение мебели (24 млн. руб.).
Условиями договора займа предусмотрено, что его погашение должно осуществляться ежемесячно равными долями в размере 2 млн. руб. путем удержания этой суммы из заработной платы работника.
Организация за счет собственных средств перечислила в бюджет с этого займа подоходный налог в размере 2,88 млн. руб. (24 / 100 % × 12 %).
Данный работник часть займа (6 млн. руб.) не вернул организации в установленный срок из-за продолжительной болезни (с мая 2013 г.) и соответственно отсутствия ему выплат.
Часть невозвращенного работником займа признается его доходом, подлежащим обложению подоходным налогом, так как на день, установленный для его возврата, он возвращен не был. Обоснуем данный вывод.
При выдаче физическим лицам, за исключением индивидуальных предпринимателей (частных нотариусов, адвокатов), займов, кредитов налоговыми агентами подоходный налог с физических лиц исчисляется и уплачивается в бюджет за счет средств налоговых агентов не позднее дня, следующего за днем выдачи займа, кредита (п. 10 ст. 175 Налогового кодекса РБ, далее – НК).
Данное правило:
– не действует в отношении займов, кредитов, указанных в части четвертой п. 10 ст. 175 НК;
– не распространяется на банки, выдающие кредиты на общих основаниях, а также ломбарды, выдающие физическим лицам займы под залог (в виде заклада) имущества, которое составляет предметы личного (домашнего, семейного) пользования, а также под залог ценных бумаг.
По мере погашения физическими лицами займов, кредитов ранее уплаченная сумма подоходного налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности по соответствующему договору, подлежит возврату уплатившему налог налоговому агенту. При этом возврат налоговый агент осуществляет самостоятельно за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы подоходного налога на сумму, причитающуюся к возврату.
В изложенной ситуации работник вернул организации 18 млн. руб. – 75 % от общей суммы займа. Следовательно, организация с этой части займа имеет право на возврат уплаченного ею подоходного налога –2,160 млн. руб. (24 × 75 % / 100 %).
При невозврате имущества, полученного на возвратной или условно возвратной основе (в т.ч. в соответствии с договорами займа, задатка), если иное не установлено п. 21 ст. 178 НК, дату фактического получения дохода нужно определять как день, следующий за днем, установленным для возврата имущества (подп. 1.4 п. 1 ст. 172 НК).
Если у налогового агента отсутствует возможность удержать подоходный налог по причине прекращения выплат доходов плательщику, он обязан в 30-дневный срок со дня выявления им указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу с физических лиц (п. 2 ст. 181 НК).
При уплате плательщиком налога налоговый орган по месту жительства такого плательщика в течение 30 дней со дня уплаты налога направляет сообщение о дате уплаты и сумме уплаченного налога налоговому агенту и налоговому органу по месту постановки на учет этого налогового агента.
Такое сообщение налогового органа будет являться для налогового агента основанием для самостоятельного возврата подоходного налога с физических лиц за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату.
От редакции:
ОАО приобретает у своего акционера, являющегося гражданином Словении (не является налоговым резидентом РБ), часть принадлежащих ему акций этого ОАО по цене, превышающей цену их приобретения.
Доходы, полученные от источников в Республике Беларусь как налоговыми резидентами РБ, так и непризнаваемыми таковыми, считаются объектом обложения подоходным налогом (п. 1 ст. 153 НК).
К таким доходам относят доходы, полученные от отчуждения акций или иных ценных бумаг, долей учредителей (участников) в уставном фонде, паев в имуществе белорусских организаций либо их части (подп. 1.5.3 п. 1 ст. 154 НК).
Указанные доходы позволяет облагать подоходным налогом в республике и Конвенция между Республикой Беларусь и Республикой Словения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 06.10.2010 (далее – Конвенция).
Так, доходы лица с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве от отчуждения акций или других аналогичных прав любого рода, получающих более 50 % своей стоимости прямо или косвенно от недвижимого имущества, находящегося в другом договаривающемся государстве, могут облагаться налогами в этом другом государстве (п. 4 ст. 13 Конвенции).
Вместе с тем не признают объектом обложения подоходным налогом доходы, полученные участником организации при отчуждении им акций в уставном фонде организации в размере, не превышающем сумму его расходов на приобретение акций в уставном фонде организации. При этом размер выплаты участнику и сумма его расходов на приобретение акций подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Нацбанком соответственно на день выплаты и на день осуществления расходов на приобретение акций (подп. 2.25 п. 2 ст. 153 НК).
В случае если указанное условие не соблюдается, что и имеет место в рассматриваемой ситуации, налоговая база подоходного налога с физических лиц по операциям по реализации ценных бумаг определяется как разница между суммами доходов, полученными от реализации ценных бумаг, и фактически произведенными и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг либо налоговым вычетом, установленным п. 2 ст. 160 НК.К таким расходам относят:
– суммы, направленные на приобретение ценных бумаг.
Исключение – случаи, указанные в подп. 2.25 п. 2 ст. 153 НК;
– оплату услуг фондовой биржи, депозитария;
– комиссионные отчисления профессиональным участникам рынка ценных бумаг;
– биржевой сбор (комиссию);
– другие расходы, непосредственно связанные с приобретением, реализацией и хранением ценных бумаг, произведенные в оплату за услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их профессиональной деятельности.
Если плательщиком ценные бумаги были получены в собственность (безвозмездно или с частичной оплатой), при налогообложении доходов по операциям по реализации этих ценных бумаг в качестве документально подтвержденных расходов на их приобретение учитываются также суммы, с которых был исчислен и уплачен подоходный налог с физических лиц при получении этих ценных бумаг.
Вместо получения налогового вычета в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг плательщик при определении налоговой базы имеет право применить налоговый вычет в размере 10 % доходов, полученных по операциям по реализации ценных бумаг. При этом расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с применением такого налогового вычета.
Указанные налоговые вычеты предоставляются по выбору плательщика:
– в течение налогового периода – налоговым агентом (в т.ч. брокером, доверительным управляющим или иным лицом, совершающим операции по договору комиссии, поручения и иному аналогичному гражданско-правовому договору в интересах плательщика);
– по окончании налогового периода – при подаче им в налоговый орган налоговой декларации (расчета) с представлением справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога по форме, утвержденной МНС.
Подоходный налог с физических лиц с доходов, образующихся в результате выплаты акционерам организации стоимости акций при отчуждении акционером акций в уставном фонде организации в размере, превышающем сумму их взноса (вклада) в уставный фонд, исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет не позднее дня фактической выплаты физическим лицам таких доходов (п. 4 ст. 175 НК).
Условимся, что номинальная стоимость акций составляет 4 000 тыс. руб., стоимость покупки – 5 000 тыс. руб.
Организация своему сотруднику, состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном органе, в июле 2013 г. предоставила безвозмездную финансовую помощь в размере 40 млн. руб. для покупки жилья. Для сотрудника эта организация является местом основной работы. Данная помощь перечислена на текущий счет работника, открытый в банке. Эти средства наличными сняты работником со счета в банке и направлены на приобретение жилья согласно договору купли-продажи.
Рассмотрим льготы, которые установлены законодательством при получении физическими лицами финансовой помощи на строительство жилья.
Так, от подоходного налога с физических лиц освобождаются одноразовые безвозмездные субсидии, предоставляемые в соответствии с законодательством на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений физическим лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (подп. 1.27 п. 1 ст. 163 НК).
Субсидия является формой государственной безвозмездной поддержки, оказываемой гражданам для улучшения их жилищных условий в виде денежных средств (п. 2 Положения о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений и на погашение задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2002 № 555; далее – Положение № 555).
Субсидия предоставляется гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, на погашение задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, местными исполнительными и распорядительными органами (пп. 6, 7 Положения № 555).
Кроме того, молодым и многодетным семьям оказывается финансовая поддержка государства в виде погашения их задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (указы Президента РБ от 22.11.2007 № 585 "О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства" и от 06.01.2012 № 13 "О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений" и др.).
Иных специальных положений, позволяющих освобождать от подоходного налога суммы денежных средств, полученных плательщиком на строительство или приобретение жилья, НК не предусмотрено.
Оказанная финансовая помощь не является расходами плательщика, поэтому на данные суммы имущественный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК, не предоставляется.
Вместе с тем при налогообложении указанных доходов организация вправе применить льготу, установленную:
– подп. 1.21 п. 1 ст. 163 НК.
Согласно этой льготе от обложения подоходным налогом освобождается безвозмездная (спонсорская) помощь в денежной и натуральной формах, получаемая от белорусских организаций и граждан РБ инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, – в размере, не превышающем 66,15 млн. руб. в сумме от всех источников в течение налогового периода.
Как видим, в рассматриваемой ситуации данная льгота может быть применима организацией только при условии, что работник является инвалидом;
– подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.
С учетом этой льготы освобождаются от обложения подоходным налогом доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей (за исключением доходов, указанных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК), в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, – в размере, не превышающем 10 млн. руб., от каждого источника в течение налогового периода.
Данная льгота может быть применима организацией независимо от целевого назначения оказываемой финансовой помощи.
Таким образом, если работник не является инвалидом, то обложению подоходнымналогом будет подлежать сумма в размере 30 млн. руб. (40,0 – 10,0).