КАКИЕ СВЕДЕНИЯ НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВИТЬ НАЛОГОВЫМ АГЕНТАМ
Доходы физических лиц, по которым надо представлять сведения
Рассмотрим, какие сведения надо представлять в отношении доходов, выплаченных налоговыми агентами в 2013 г. на территории Республики Беларусь.
1. Доходы, выплаченные гражданам (подданным) иностранных государств, лицам без гражданства (подданства)*.
________________________
* Иностранными гражданами в РБ признаются лица, не являющиеся гражданами республики и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства, лицами без гражданства – лица, не являющиеся гражданами РБ и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства (ст. 9 Закона РБ от 01.08.2002 № 136-З "О гражданстве Республики Беларусь").
В отношении указанных доходов основным критерием является гражданство, а не налоговое резидентство** физического лица, получающего доходы на территории республики. С учетом этого:
_______________________
** Налоговыми резидентами РБ признаются физические лица, которые фактически находились на территории республики в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами РБ (п. 1 ст. 17 НК).
– если иностранный гражданин получил доходы из источников РБ, в т.ч. и при признании его налоговым резидентом РБ, то выплаченные ему доходы налоговый агент обязан отразить в сведениях и представить их в налоговый орган по месту постановки на учет.
Пример 1
В белорусской организации по месту основной работы работает гражданин Российской Федерации, который с 2005 г. постоянно проживает на территории Республики Беларусь. В течение 2013 г. ему выплачивались доходы в виде заработной платы.
Организация должна представить сведения об указанных доходах в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 1 апреля 2014 г.;
– если физическое лицо является гражданином РБ и при этом не признается налоговым резидентом РБ, то при выплате ему дохода налоговый агент не обязан представлять сведения в налоговый орган по месту постановки на учет.
В сведениях налоговые агенты должны отражать все доходы (за исключением отдельных, о которых будет сказано ниже) независимо от того, по каким налоговым ставкам производилось их налогообложение и подлежат они декларированию либо нет. В сведениях также следует отразить доходы, которые освобождены от обложения подоходным налогом в установленных п. 1 ст. 163 НК пределах. К таким доходам, в частности, относятся доходы, указанные в подп. 1.101, 1.19, 1.191, 1.21 и 1.26 п. 1 ст. 163 НК.
Пример 2
Организация в марте 2013 г. оказала своему работнику, являющемуся гражданином Украины, материальную помощь в размере 500 000 руб. (его основное место работы).
В 2013 г. от подоходного налога, в частности, освобождались доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей (за исключением доходов, указанных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК), в т.ч. в виде материальной помощи, получаемой от организаций, являющихся местом основной работы, – в размере, не превышающем 10 000 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода (абз. 2 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК).
Несмотря на то что данная материальная помощь была освобождена от обложения подоходным налогом, она подлежит отражению в сведениях о доходах.
2. Доходы, выплаченные физическим лицам в виде возврата взносов, в т.ч. проиндексированных в порядке, установленном законодательством, при прекращении ими строительства квартир и (или) одноквартирных жилых домов либо в случае удешевления строительства, возврата излишне уплаченных взносов, а также при их выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства.
Пример 3
Физическое лицо в апреле 2013 г. внесло на строительство квартиры паевые взносы в размере 17 000 000 руб. На данную сумму им по месту основной работы был получен имущественный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК.
В июле 2013 г. это физическое лицо выбыло из членов организации застройщиков (ЖСК) до завершения строительства. При этом ЖСК произвел возврат данному лицу внесенных им и проиндексированных в соответствии с законодательством паевых взносов в сумме 18 500 000 руб.
ЖСК не позднее 1 апреля 2014 г. должен представить в налоговый орган по месту его постановки на учет сведения о выплаченных суммах в виде возврата физическому лицу уплаченных им взносов, проиндексированных в соответствии с законодательством.
3. Доходы, выплаченные физическим лицам в виде возврата страховых взносов при расторжении до истечения 3-летнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на 3 года и более .
Пример 4
Физическое лицо в июле 2013 г. заключило с белорусской страховой организацией на 5 лет договор добровольного страхования дополнительной пенсии и уплатило страховой взнос в размере 300 000 руб.
На данную сумму физическом лицом по месту основной работы был получен социальный налоговый вычет, установленный подп. 1.2 п. 1 ст. 165 НК.
В сентябре 2013 г. физическое лицо расторгло договор страхования, в связи с чем страховая организация возвратила ему ранее уплаченную сумму страхового взноса.
Организация не позднее 1 апреля 2014 г. должна представить в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о выплаченных суммах в виде возврата физическому лицу уплаченных им страховых взносов.
4. Доходы, выплаченные плательщикам, для которых этот налоговый агент не является местом основной работы (службы, учебы) и с доходов которых налоговым агентом были предоставлены стандартные налоговые вычеты, установленные ст. 164 НК.
Доходы, по которым не надо представлять сведения
Теперь рассмотрим выплаченные в 2013 г. физическим лицам доходы, по которым налоговые агенты не должны представлять сведения.
1) Доходы, непризнаваемые объектом обложения подоходным налогом, перечисленные в п. 2 ст. 153 НК.
Пример 5
Организация в целях рекламы своей продукции в июне 2013 г. организовала презентацию. Среди гостей и приглашенных лиц, в т.ч. иностранных граждан, была проведена игра, по результатам которой победителям в качестве подарка были вручены презентуемые изделия. Учет лиц, которым были выданы изделия, организация не проводила.
Доходы, которые получили иностранные граждане, не подлежат обложению подоходным налогом. Следовательно, организации не надо по ним представлять в налоговый орган сведения.
Это следует из п. 2 ст. 153 НК: доходы, полученные плательщиками в размере стоимости товаров, розданных в рамках проведения рекламы и рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров, не признают объектом обложения подоходным налогом.
2. Доходы, освобождаемые от обложения подоходным налогом и перечисленные в п. 1 ст. 161 НК.
Доходы граждан (подданных) иностранных государств, указанных в п. 1 ст. 161 НК, освобождаются от подоходного налога с физических лиц, если:
– законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении являющихся гражданами Республики Беларусь глав, персонала дипломатических представительств Республики Беларусь, имеющих дипломатический ранг, консульских должностных лиц и консульских служащих консульских учреждений Республики Беларусь, административно-технического и обслуживающего персонала таких представительств и учреждений Республики Беларусь, членов их семей, проживающих вместе с ними (за исключением членов семей обслуживающего персонала дипломатических представительств Республики Беларусь), представителей Республики Беларусь в специальных миссиях и членов дипломатического персонала таких миссий;
– такое положение предусмотрено международными договорами Республики Беларусь*.
___________________
* Перечень международных организаций, иностранных государств, доходы сотрудников, граждан (подданных) которых не подлежат налогообложению в соответствии с законодательством и международными договорами, утвержден Указом Президента РБ от 03.04.2007 № 162.
3. Доходы, освобождаемые от обложения подоходным налогом без ограничения их размера и перечисленные в п. 1 ст. 163 НК.
Пример 6
Организация в мае 2013 г. командировала своего работника в однодневную командировку в г. Гомель. Ему был выдан аванс в размере проезда и суммы суточных, рассчитанной по нормам, установленным национальным законодательством. По возвращении из командировки работник составил авансовый отчет с представлением подтверждающих документов.
Так как эти суммы были выплачены по нормам, установленным белорусским законодательством, они не признаются доходом работника, подлежащим обложению подоходным налогом, и не подлежат отражению в сведениях о доходах.
Данное освобождение предусмотрено подп. 1.3 п. 1 ст. 163 НК: от подоходного налога освобождаются, в частности, все виды предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров компенсаций, связанных с выполнением плательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Можно ли в 2014 г. сведения о доходах представлять на бумажном носителе
Налоговые агенты должны представить сведения о выплаченных физическим лицам доходах не позднее 1 апреля 2014 г.:
– в налоговый орган по месту постановки на учет;
– на магнитных носителях в порядке, предусмотренном постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 100 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц" (далее – постановление № 100).
Описание порядка формирования справок, представляемых налоговыми агентами в налоговые органы на магнитных носителях, приведено в приложении 2 к Инструкции № 100*;
__________________________
* Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц, подтверждения физическим лицом времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь, представления физическим лицом подтверждения статуса резидента иностранного государства, представления сведений налоговыми агентами, банками, операторами почтовой связи, гаражными кооперативами, кооперативами, осуществляющими эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческими товариществами и (или) дачными кооперативами, утвержденная постановлением № 100 (далее – Инструкция № 100).
– в виде справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (ее форма содержится в приложении 3 к постановлению № 100; далее – справка).
При численности физических лиц, получивших такие доходы, до 10 человек справка может быть представлена и на бумажном носителе.
Важно! С 2014 г. упразднено право налоговых агентов представлять указанные сведения на бумажных носителях (Закон РБ от 31.12.2013 № 96-З; далее – Закон № 96-З).
Однако обязанность по представлению сведений только на магнитных носителях возникнет у налоговых агентов по выплатам, которые они произвели физическим лицам с 1 января 2014 г. (даты вступления в силу Закона № 96-З).
То есть налоговые агенты, осуществившие выплаты доходов в 2013 г., еще могут представить по ним сведения в налоговый орган до 1 апреля 2014 г. на бумажных носителях.
Рекомендация эксперта
Обратите внимание на новую норму, внесенную Законом № 96-З в п. 7 ст. 63 НК.
С 2014 г. налоговые органы вправе в качестве контрольных мероприятий требовать от плательщика (иного обязанного лица) включить в налоговую декларацию (расчет) данные о суммах удержанного подоходного налога с физических лиц.
Эта новация позволит контролировать порядок исполнения налоговыми агентами функций, возложенных на них НК, и своевременность поступления подоходного налога в бюджет.
Основания, утвержденные в 2014 г., при возникновении которых налоговым агентам надо представлять сведения, учитывайте в 2015 г.
С 2014 г. расширен перечень оснований, при возникновении которых налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории республики (Закон № 96-З).
К ним относят выплаты физическим лицам, осуществляемые при погашении (досрочном погашении) жилищных облигаций или в виде возврата денежных средств, внесенных в оплату стоимости жилого помещения путем приобретения жилищных облигаций, в случае:
– неисполнения застройщиком обязательств по договору, в соответствии с которым предусматривается строительство жилого помещения для владельца жилищных облигаций;
– расторжения такого договора до истечения срока его исполнения.
Важно! Налоговые агенты, которые произвели в 2013 г. выплаты указанных доходов, не должны представлять по ним сведения до 1 апреля 2014 г.
Это связано с тем, что Закон № 96-З вступил в силу с 1 января 2014 г. Поэтому обязанность представлять сведения по таким доходам у налоговых агентов возникнет только в отношении выплат, производимых с 1 января 2014 г.
То есть налоговые агенты должны представить сведения по указанным выплатам не позднее 1 апреля 2015 г.
Учитывайте нормы разных нормативных актов при заполнении справки
При заполнении справки налоговый агент должен использовать коды статуса плательщика, коды мест работы, коды видов авторских вознаграждений, коды видов доходов, коды налоговых вычетов, типы населенных пунктов. Они указаны в приложении 1 к Инструкции № 100.
Кроме того, при заполнении некоторых строк справки необходимо использовать информацию, которая содержится в иных документах (см. таблицу).
За непредставление сведений – административная ответственность
Она установлена ст. 13.8 Кодекса РБ от административных правонарушениях (далее – КоАП) и предусматривает:
– штраф в размере 2 базовых величин (далее – БВ) с увеличением его на 1 БВ за каждые 3 календарных дня просрочки, но не более 30 БВ – за непредставление в установленный срок таких сведений.
Отметим, в случае незначительности периода просрочки представления сведений (не более 1 рабочего дня, если установленный срок превышает 2 рабочих или календарных дня) ответственность не применяется;
– штраф в размере от 2 до 30 БВ – за указание в сведениях недостоверных данных, если это повлияло или могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства.
К ответственности в таких случаях могут быть привлечены только виновные должностные лица юридического лица.
Пример 7
Налоговой проверкой, проведенной в мае 2014 г., установлено, что бухгалтер организации в 2013 г. представил стандартные налоговые вычеты плательщикам, работающим в ней по совместительству (основного места работы у них не было). При этом информацию по указанным вычетам до 1 апреля 2014 г. в налоговый орган он не направил.
Смягчающих обстоятельств при совершении данного правонарушения не установлено.
В рассматриваемом примере бухгалтер как виновное должностное лицо будет привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 2 БВ с увеличением его на 1 БВ за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 БВ.
КАКИЕ СВЕДЕНИЯ НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВИТЬ ОПЕРАТОРАМ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ И БАНКАМ
Обязанность по представлению операторами почтовой связи и банками сведений о выданных и (или) перечисленных ими денежных средствах, поступивших физическим лицам переводом из-за границы, установлена подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 07.02.2006 № 71 "О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов" (далее – Указ № 71).
Указанные организации должны представлять по названным доходам сведения в налоговые органы по месту своей постановки на учет (либо по месту нахождения):
– не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором указанные денежные средства были выданы и (или) перечислены физическим лицам;
– по форме, указанной в приложении 4 к постановлению № 100.
В случае представления банками и операторами почтовой связи сведений на магнитных носителях их следует формировать в порядке, предусмотренном п. 9 Инструкции № 100.
Описание формирования файла сведений, представляемых банками и операторами почтовой связи в налоговые органы на магнитных носителях, приведено в приложении 3 к Инструкции № 100.
При заполнении сведений надо использовать коды, указанные в приложении 1 к Инструкции № 100.
Справочно: ответственность за нарушение, выраженное в непредставлении, несвоевременном представлении и (или) представлении операторами почтовой связи и банками в налоговый орган недостоверных сведений о выданных и (или) перечисленных денежных средствах, поступивших физическим лицам переводом из-за границы, предусмотрена ст. 11.60 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере до 5 БВ.
КАКИЕ СВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ГАРАЖНЫЕ, ДАЧНЫЕ И ИНЫЕ КООПЕРАТИВЫ
Гаражные кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческие товарищества и (или) дачные кооперативы должны представить сведения:
– о принятых от физических лиц суммах налога на недвижимость и земельного налога;
– в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 16 ноября 2014 г.;
– по форме, указанной в приложении 6 к постановлению № 100.
Указанные сведения составляют в 2 экземплярах. Первый экземпляр сведений представляют в налоговый орган, второй – хранится в кооперативе.
Важно! К сведениям о принятых от физических лиц суммах земельного налога надо обязательно приложить платежные документы (их копии), подтверждающие поступление платежей в бюджет (п. 12 Инструкции № 100).