В магазине вышел из строя кассовый суммирующий аппарат.
Каков порядок приема наличных денежных средств при продаже товаров в случае установления факта неисправности кассового оборудования на период его ремонта?
Осуществлять прием с помощью резервного кассового оборудования, предоставленного специализированной организацией, либо оформить документы с определенной степенью защиты.
В случае неисправности кассового оборудования или повреждения установленных на нем средств контроля юридические лица обязаны прекратить прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек. В этой ситуации кассир обязан оформить отчет закрытия смены на кассовом оборудовании и вывести суточный (сменный) отчет (Z-отчет) |*| (при наличии возможности). При отсутствии возможности снятия суточного (сменного) отчета в книге кассира необходимо произвести запись о неисправности кассового оборудования и сумме принятых денежных средств за данный рабочий день (смену) до обнаружения факта неисправности. Такой алгоритм действий оговорен в п. 22 Положения № 924/16*.
__________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16, постановление № 924/16 соответственно).
* Дополнительная информация об использовании кассового оборудования при приеме денежных средств доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Для устранения неисправности кассового оборудования организация обязана вызвать представителя центра технического обслуживания (далее – ЦТО), с которым заключен договор на техническое обслуживание и ремонт кассового оборудования. Данные договоры необходимо заключить до регистрации кассового оборудования в налоговом органе либо до заключения возмездных гражданско-правовых договоров между РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" и юридическими лицами, использующими кассовое оборудование, на установку средства контроля налоговых органов (далее – СКНО).
Важно! Специализированная организация, оказывающая услуги по техническому обслуживанию и ремонту кассового оборудования (ЦТО), должна иметь сертификат соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, специально обученный персонал для выполнения таких работ и услуг, а также соответствующее технологическое оборудование.
Проведение работ по ремонту кассового оборудования осуществляют с соблюдением норм государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1350-2002 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Требования к техническому обслуживанию и ремонту". В зависимости от сложности работ техническое обслуживание и ремонт могут проводить как на месте эксплуатации кассового оборудования, так и в стационарных условиях в помещении ЦТО.
С учетом условий заключенного договора на период ремонта кассового оборудования ЦТО может выдать из своего резерва (по требованию субъекта хозяйствования) аналогичное кассовое оборудование, которое зарегистрировано в налоговом органе по месту регистрации ЦТО. В этом случае перерегистрацию данного кассового оборудования производить не следует, его можно применять для приема наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек на период ремонта кассового оборудования организации.
При невозможности проведения замены кассового оборудования на период ремонта либо при временном отсутствии электроэнергии юридические лица имеют право осуществлять прием наличных денежных средств при продаже товаров с оформлением каждому покупателю (потребителю) документа с определенной степенью защиты |**|, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных.
** Информация об использовании бланков с определенной степенью защиты доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Для этих целей разрешено использовать следующие документы:
– квитанцию о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, форма которой утверждена постановлением Минторга Республики Беларусь от 23.08.2011 № 34;
– приходный кассовый ордер КО-1, форма которого утверждена постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.03.2010 № 38.
Справочно: порядок приобретения, учета, хранения квитанций и приходных кассовых ордеров определен Инструкцией № 33/77/17*.
__________________________
* Инструкция о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденная постановлением МНС, Минфина и Минсвязи Республики Беларусь от 12.08.2011 № 33/77/17.
После возврата отремонтированного кассового оборудования организация обязана прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек производить с использованием этого кассового оборудования.
Предприятие имеет сеть центров продаж и оказания услуг, в которых планирует использовать программно-технические устройства cash-in для распространения электронных денег.
Надо ли оснастить устройства cash-in СКНО и кассовым оборудованием?
Не надо.
Операции с электронными деньгами необходимо осуществлять в соответствии с правилами систем расчетов с использованием электронных денег, правилами эмитентов и условиями договоров, заключенных в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь. Распространение электронных денег банков-эмитентов возможно осуществлять следующими способами:
– через принадлежащие агентам (являющимся банками) банкоматы, платежно-справочные терминалы самообслуживания, платежные терминалы, пункты выдачи наличных денежных средств;
– посредством программно-технических устройств (устройства cash-in), принадлежащих агентам (не являющимся банками), позволяющих совершать операции по приему наличных денег в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Приведенный порядок оговорен в п. 11 Правил осуществления операций с электронными деньгами, утвержденных постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 26.11.2003 № 201.
Справочно: порядок использования кассового оборудования, включая обязанность установки в него СКНО, для приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг определен постановлением № 924/16.
Совершение операций с электронными деньгами на территории Республики Беларусь и использование программно-технических устройств cash-in не предусматривает оснащение этих устройств СКНО или кассовым оборудованием.
Организация осуществляет деятельность по перевозке пассажиров в автомобиле-такси в областном центре.
Нужно ли устанавливать платежный терминал в автомобиле-такси и в какие сроки?
Нужно, в утвержденные сроки.
Юридические лица обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в т.ч. прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы "БЕЛКАРТ", эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, в объектах, включенных в приложение 1 к постановлению № 924/16 (пп. 1–15), в следующие сроки:
– до начала оказания услуг – если деятельность начата после 22 июля 2014 г.;
– с 1 июля 2015 г. – в городах областного подчинения и г. Минске (если платежные терминалы не установлены);
– с 1 января 2016 г. – в городах районного подчинения;
– с 1 июля 2017 г. – на всей территории Республики Беларусь.
Внимание! В перечень объектов, в которых юридические лица обязаны установить и использовать платежные терминалы, включены автомобили-такси (п. 14 приложения 1 к постановлению № 924/16).
Центр технического обслуживания и ремонта кассового оборудования ведет журнал учета использования средств контроля.
Можно ли вести этот журнал с помощью программно-технических средств с последующим распечатыванием листов по окончании календарного месяца или по мере необходимости?
Нельзя.
В целях обеспечения достоверного учета использования средств контроля действующим законодательством предусмотрена норма, обязывающая использование для этих целей соответствующего журнала (с прошнурованными, пронумерованными листами, скрепленными печатью организации-изготовителя, импортера кассового оборудования или ЦТО). Обоснуем данный вывод.
Организации-изготовители, импортеры кассового оборудования и ЦТО обязаны обеспечить учет полученных и использованных средств контроля (п. 12 Инструкции о порядке использования и учета юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство или ввоз на территорию Республики Беларусь кассового оборудования либо его техническое обслуживание и ремонт, средств контроля, предназначенных для установки на кассовое оборудование, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 02.09.2011 № 43; далее – Инструкция). Учет использованных средств контроля должны вести уполномоченные работники в журнале по установленной форме (приложение 4 к Инструкции). Этот журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью организации-изготовителя, импортера кассового оборудования или ЦТО.
Таким образом, ведение журнала с помощью программно-технических средств с последующим распечатыванием листов по окончании календарного месяца или по мере необходимости Инструкция не допускает.
Необходимо ли устанавливать СКНО в кассовый суммирующий аппарат, используемый для приема наличных денежных средств от клиентов в туристической организации?
Необходимо.
В кассовое оборудование, используемое туристической организацией для приема наличных денежных средств от клиентов, СКНО необходимо установить в сроки, предусмотренные для юридических лиц в зависимости от их территориального расположения (с 1 сентября 2016 г. – в городах областного подчинения и г. Минске, с 1 декабря 2016 г. – в городах районного подчинения, с 1 марта 2017 г. – на всей территории Республики Беларусь).
Юридические лица, заключившие гражданско-правовой договор с РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" на установку, обслуживание, снятие СКНО, вправе осуществлять прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с применением кассового оборудования без СКНО по истечении сроков, установленных в части первой подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16, но не более 4 месяцев.
Важно! Нарушение порядка использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, выразившееся в нарушении норм законодательства, отсутствие оборудования и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг влекут наложение штрафа на юридическое лицо от 10 до 200 базовых величин (ст. 12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Покупатель возвращает в магазин приобретенную обувь ненадлежащего качества.
Как оформить возврат денежных средств покупателю, если расчет за приобретенный товар осуществлялся через терминал, а в день обращения покупателя по возврату обуви выручка в торговом объекте отсутствует?
Механизм возврата денежных средств определяет организация по согласованию с покупателем.
При возврате покупателю денежных средств, принятых при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с применением кассового оборудования с установленным СКНО, на этом кассовом оборудовании необходимо произвести факт регистрации возврата денежных средств.
Справочно: функциональными возможностями любого кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, предусмотрено выполнение операции по возврату денежных средств.
Сумму возвращенных наличных денежных средств покупателям (потребителям) следует отразить в гр. 10 книги кассира (если такой возврат имел место в рабочий день (смену) из ящика для денег кассового оборудования).
Торговая организация по согласованию с покупателем (потребителем) имеет право самостоятельно определить механизм возврата денежных средств покупателю с учетом ситуации, когда расчет за товар был произведен банковской платежной карточкой и через терминал.
Организация оказывает заказчикам (физические лица) услуги по перевозке грузов. Расчет за оказанные услуги организация производит как по месту нахождения юридического адреса, так и по месту проживания заказчика.
Какой порядок приема наличных денежных средств в этой ситуации?
С использованием кассового оборудования, квитанции или приходного ордера.
Если расчеты за оказанные транспортные услуги по перевозке грузов физические лица осуществляют в месте постоянного осуществления деятельности организации (в офисе, бухгалтерии и т.п.), прием наличных денежных средств следует производить с применением кассового оборудования.
При приеме наличных денежных средств за оказанные услуги вне постоянного места осуществления деятельности организации необходимо каждому потребителю оформить документ с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных. Приведенные пояснения вытекают из следующих норм законодательства.
При реализации услуг за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Юридические лица при оказании услуг принимают наличные денежные средства и (или) банковские платежные карточки (в т.ч. при внесении авансовых платежей, предварительной оплаты, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) с применением кассового оборудования.
Юридическим лицам разрешено принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случаях оказания услуг вне постоянного места осуществления деятельности организации (подп. 31.12 п. 31 Положения № 924/16). Такая форма оказания услуг предусматривает оформление каждого факта приема наличных денежных средств документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных (п. 32 Положения № 924/16).
Справочно: перечень бланков документов с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации которых включена в электронный банк данных, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2011 № 912. В данный перечень включены квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, а также приходный кассовый ордер КО-1.