______________________
* Постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 "Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования" (далее – постановление № 924/16).
* Информация о правильном использовании кассового оборудования при приеме наличных денег доступна для подписчиков электронного "ГБ"
С 31 мая действует новая редакция Инструкции о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных (далее – Инструкция)
Кроме изложения в новой редакции Инструкции, постановление № 7 определило порядок:
1) установки, обслуживания и снятия республиканским унитарным предприятием "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" (далее – РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам") средства контроля налоговых органов (далее – СКНО):
– в автоматические электронные аппараты и торговые автоматы (далее – автоматы и СКТА);
– в кассовое оборудование (СККО).
Нормы, определяющие единый порядок установки, обслуживания и снятия СКНО в (из) автоматы(-ов) и кассовое(-ого) оборудование(-я), отражены в гл. I Инструкции, а особенности – в гл. II и III Инструкции;
2) осуществления указанным предприятием функций центра обработки данных (далее – ЦОД) как системы контроля торговых автоматов, так и системы контроля кассового оборудования.
Он изложен в гл. IV Инструкции.
Справочно: полномочия РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" на установку, обслуживание и снятие СКНО в автоматы и кассовое оборудование и осуществление функций ЦОД определены подп. 2.3 п. 2 постановления № 924/16 и п. 3 Инструкции.
Введенные меры позволят налоговым органам осуществлять дистанционный контроль за выручкой, проводимой через кассовое оборудование (автоматы)
С помощью установленных на кассовом оборудовании (автоматах) СКНО сведения о выручке будут поступать по каналам связи в центр обработки данных, где получаемая информация будет накапливаться, храниться и обрабатываться.
Это позволит налоговым органам оперативно выявлять субъектов предпринимательской деятельности, скрывающих выручку, и адресно в отношении их проводить контрольные мероприятия.
Одновременно СККО позволит предоставить программные сервисы, обеспечивающие анализ структуры и размеров выручки, самим субъектам хозяйствования. СККО будет использоваться для учета и регистрации кассового оборудования, учета его состояния, учета субъектов предпринимательской деятельности, использующих такое оборудование, получения, фиксирования и обработки информации о событиях, связанных с приемом денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, совершаемых на зарегистрированном в СККО кассовом оборудовании.
Многим организациям не придется менять используемое сегодня кассовое оборудование на новое
Большую часть используемого кассового оборудования предполагается сохранить путем доработки его программного обеспечения для работы совместно с СККО |*|.
* Случаи, когда не надо использовать кассовое оборудование при приеме наличных денег, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Постановление № 924/16 предусматривает поэтапное проведение работ по подключению кассового оборудования к СККО в зависимости от категорий субъектов хозяйствования, начиная с крупных субъектов хозяйствования, где значительные объемы денежных оборотов (автозаправочные станции, автомобили-такси, торговые объекты с торговой площадью от 650 м2 и более), и заканчивая мелким бизнесом (индивидуальные предприниматели).
В первую очередь будет подключаться к СККО наиболее функциональное и требующее минимальной доработки для подключения СКНО кассовое оборудование, такое как активные системные кассовые суммирующие аппараты, в т.ч. POS-терминалы и POS-системы, которое используется главным образом в крупных торговых объектах (гипер- и супермаркетах и др.), а также на автозаправочных станциях. Также предусмотрена установка СКНО в кассовые суммирующие аппараты, совмещенные с таксометрами, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении такого высокодоходного вида деятельности, как перевозка пассажиров автомобилями-такси. Это позволит повысить эффективность контроля со стороны государства за ее осуществлением.
Кассовое оборудование, наиболее простое по функциональным характеристикам и используемое в основном мелкими организациями и индивидуальными предпринимателями, планируется к подключению к СККО в последнюю очередь.
Распределение этого процесса во времени позволит обеспечить установку СКНО в кассовое оборудование в плановом режиме с наиболее оптимальными финансовыми и трудовыми издержками для субъектов хозяйствования.
С установкой СКНО утрачивают силу некоторые действующие ограничения
Создание СККО, предусматривающее установку в кассовое оборудование СКНО, упрощает ряд требований в отношении порядка использования такого оборудования.
Так, организациям, использующим кассовое оборудование с установленным СКНО, не надо:
– проводить замену кассового оборудования по истечении 6 лет с даты его первой регистрации в налоговом органе;
– печатать контрольную ленту;
– вести книгу кассира |*|.
* Некоторые вопросы заполнения книги кассира доступны всем на портале GB.BY
От редакции:
C 1 августа 2015 г. не распространяется на кассовое оборудование с установленным СКНО порядок регистрации кассового оборудования, установленный Инструкцией о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассового оборудования и снятия его с регистрации, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 05.09.2011 № 44.
Данная норма определена постановлением МНС Республики Беларусь от 21.07.2015 № 18 "О внесении дополнения и изменения в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 5 сентября 2011 г. № 44" (вступило в силу с 1 августа 2015 г.).
Это позволит сократить расходы организаций и индивидуальных предпринимателей на замену кассового оборудования, отказаться от морально устаревших инструментов защиты и контроля информации, таких как печать и хранение контрольных лент, ведение книги кассира.
Собственником установленного в автомат и (или) кассовое оборудование СКНО остается РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам"
Установка, обслуживание и снятие СКНО должны осуществляться на основании возмездного гражданско-правового договора (далее – договор). В договоре необходимо предусмотреть сроки и порядок выполнения РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" обязанностей по установке, обслуживанию, снятию СКНО в (с) автомат(-а) и (или) кассовое(-ого) оборудование(-я) субъектов хозяйствования, предоставлению им доступа к информации о денежном обороте автоматов, кассового оборудования, поступившей в ЦОД.
Срок установка СКНО как в автоматы, так и в кассовое оборудование – 10 дней со дня заключения договора.
Порядок установки СКНО в кассовое оборудование
СКНО можно установить только на модель (модификацию) кассового оборудования, включенного в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.
СКНО считается установленным с момента поступления в ЦОД СККО информации о работоспособности установленного в кассовое оборудование СКНО, проверку которой осуществляет работник РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" при установке СКНО в кассовое оборудование.
В ЦОД должна передаваться следующая информация:
– об осуществлении продаж товара (работ, услуг);
– выполнении административных кассовых операций (служебное внесение денег, служебная выдача денег, возврат, аннулирование);
– выполнении операции закрытия смены.
Что касается автоматов, то СКНО устанавливается в них таким образом, чтобы обеспечивалось получение СКНО информации о приеме купюроприемником автомата денежных средств.
СКНО считается установленным с момента поступления в ЦОД СКТА информации о работоспособности установленного в автомат СКНО.
Важно! Если установка СКНО на автомат в силу технических причин будет невозможна, то РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" должен составить акт о невозможности установки СКНО с указанием причин.
Порядок замены неисправного СКНО
В случае выявления факта неисправности СКНО, установленного в кассовое оборудование, РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" должен:
1) не позднее следующего дня уведомить организацию (индивидуального предпринимателя) о необходимости устранения неисправности СКНО либо его замены;
2) согласовать (при необходимости) сроки устранения неисправности СКНО либо его замены с центром технического обслуживания и ремонта кассового оборудования, с которым субъектом предпринимательской деятельности заключен соответствующий договор, для проведения работ по устранению неисправности либо замены СКНО на исправное;
3) устранить (при получении информации о неисправности) неисправность или заменить СКНО на исправное в срок, не превышающий 3 дней со дня получения информации о неисправности.
РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" при получении информации о неисправности СКНО, установленного в автомат, должен устранить неисправность СКНО либо заменить его в срок, не превышающий 2 дней со дня получения информации о неисправности.
Основания снятия СКНО с автоматов и (или) кассового оборудования
СКНО подлежит снятию с автомата либо кассового оборудования:
– по заявлению организации (индивидуального предпринимателя) в случаях:
принятия решения о прекращении деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, подлежащей осуществлению с применением автоматов и (или) кассового оборудования в соответствии с законодательством;
ремонта автомата, кассового оборудования, для проведения которого требуется снятие СКНО;
передачи автомата и (или) кассового оборудования в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление), во временное владение и (или) пользование иному субъекту предпринимательской деятельности;
– по инициативе РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" в случаях:
прекращения заключенного с субъектом предпринимательской деятельности договора;
при ликвидации (прекращении деятельности) субъекта предпринимательской деятельности;
в иных случаях, предусмотренных договором.
В последних 3 случаях РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" должен уведомить о снятии СКНО с автомата и (или) кассового оборудования субъекта предпринимательской деятельности.
Кроме налоговых органов, контроль за соблюдением порядка приема наличных денег и использования кассового оборудования возложен и на органы КГК
Право доступа к информации ЦОД (СККО и СКТА) имеют не только должностные лица налоговых органов, но и специалисты Комитета государственного контроля. При этом доступ к информации предусмотрен по территориальному принципу.
С такой информацией вправе ознакомиться и субъекты хозяйствования, использующие кассовое оборудование (автоматы) с СКНО: каждый в отношении своего оборудования (п. 21 Инструкции).
В зависимости от наличия технических возможностей информацию можно получить по Интернету с использованием средств электронной цифровой подписи и сертификатов открытых ключей и (или) посредством представления отчетов на бумажном носителе (п. 22 Инструкции).