Ситуация 1. Услуги в сфере гостиничного бизнеса за наличную валюту
Организация имеет соответствующее разрешение Нацбанка* на прием иностранной валюты при реализации услуг в сфере гостиничного бизнеса.
________________________
* Разрешение следует получать в порядке, определенном постановлением Нацбанка РБ от 28.01.2008 № 15.
1. Каков порядок использования кассового оборудования в этом случае?
Надо использовать КСА, который имеет функциональную возможность регистрации и учета оплаты в разных видах валюты.
Наличную иностранную валюту (в т.ч. авансовые платежи, задаток, залог) и (или) банковские платежные карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории республики следует принимать с использованием кассового оборудования, модели (модификации) которого:
– включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (п. 3 Положения № 924/16**);
________________________
** Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16).
– соответствуют сфере применения, указанной в реестре (п. 12 Положения № 924/16);
– имеют функциональную возможность регистрации и учета оплаты в иностранной валюте, в т.ч. печать информации о виде валюты на платежном документе (чеке) и отчетных документах (включая контрольную ленту) и регистрацию итога сменных продаж в фискальной памяти.
В частности, для применения, например, в гостинице – это POS-терминал "OPOZ-8000" с пакетом прикладных программ "БКС-АУДИТ" версии 9.01.
Эксплуатационная документация на такое кассовое оборудование (руководство по эксплуатации) должна содержать порядок проведения оплаты в иностранной валюте.
Справочно: эта документация должна находиться в месте установки кассового оборудования (п. 15 Положения № 924/16).
При купле-продаже иностранной валюты и реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту отчеты, кроме фискального, должны содержать сведения по каждому виду валюты (СТБ 1364.0-2007 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия").
Более конкретные требования к расчету в иностранной валюте приведены в государственных стандартах по отдельным сферам применения кассового оборудования.
В подтверждение принятия наличных сумм в валюте кассир обязан выдать покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оказание услуги, и поместить полученную валюту в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения (п. 17 Положения № 924/16).
2. Каков порядок оформления книги кассира в отношении кассового оборудования, имеющего функциональную возможность регистрации и учета оплаты в иностранной валюте?
Показания денежных оборотов необходимо указывать по каждому виду валюты.
Форма книги кассира определена приложением 2 к Положению № 924/16. Принцип ее оформления фактически такой же, как и для любого кассового оборудования.
Книга кассира заводится на каждую единицу кассового оборудования. Вести книгу можно вручную или с помощью программно-технических средств.
При ведении книги вручную она должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя организации и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, а также печатью организации (п. 14 Положения № 924/16).
При ведении книги с помощью программно-технических средств должна ежедневно выводиться выходная форма "Вкладной лист книги кассира". Выходные листы должны нумероваться в порядке возрастания с начала года и брошюроваться в хронологическом порядке.
Каждый месяц в последней выходной форме за месяц надо указывать общее количество листов книги кассира за месяц. В последней выходной форме за календарный год надо указать общее количество листов за год и заверить его подписями руководителя организации и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, а также печатью организации.
Важно! Книга кассира должна храниться в месте установки КСА. Регистрировать ее в налоговом органе не надо.
3. Каков порядок ведения книги кассира при оказании услуг за валюту?
Если валют будет несколько видов, то в книге кассира информацию о расчетах за иностранную валюту следует отражать в соответствующих графах книги построчно на каждый вид валюты на основании показаний кассового оборудования и отчетных документов, формируемых кассовым оборудованием, по каждому виду валюты за соответствующий день (смену).
В начале рабочего дня (смены) кассир должен заполнить гр. 1–4 книги, в которых надо указать:
в гр. 1 – дату рабочего дня (смены);
гр. 2 – суммы наличных валют (валюты), полученных им перед началом работы для расходных операций.
В этой графе при посменном заполнении книги кассира указываются суммы переданных в течение дня валют (остаток валют на конец предыдущей смены);
гр. 3 – показания нарастающего оборота кассового оборудования на начало рабочего дня (смены) по каждому виду валюты отдельно;
гр. 4 – подпись кассира, которой он заверяет правильность внесенной информации.
По окончании рабочего дня (смены) кассир обязан:
1) вывести в соответствии с эксплуатационной документацией на кассовое оборудование:
– контрольную ленту – для кассового оборудования с электронным журналом, когда контрольная лента формируется в едином рабочем цикле с чековой лентой при регистрации кассовой операции, но оформляется раздельно;
– суточный (сменный) отчет (Z-отчет);
2) заполнить гр. 5–14, причем по каждой валюте отдельно.
Важно! Если книгу кассира заполняют разные смены, то в гр. 13 книги при определении остатка валютных средств (по каждой валюте остаток рассчитывается отдельно!) не учитывается остаток валют на конец предыдущей смены. Эта сумма отражается в гр. 2 книги.
Записи в книге должны осуществляться ежедневно (независимо от поступления наличной валюты) в хронологическом порядке перьевой или шариковой ручкой, без помарок на основании показаний кассового оборудования и подтверждающих документов.
Ситуация 2. При реализации обедов в счет зарплаты столовая может использовать КСА
На предприятии имеется столовая, в которой для приема наличных денежных средств используется КСА. Столовая осуществляет реализацию обедов работникам в счет их зарплаты.
Может ли столовая для учета стоимости обедов выдавать таким работникам чеки КСА?
Может.
Положение № 924/16 регулирует порядок использования кассового оборудования при приеме наличных денежных средств (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) и (или) банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь.
Реализация товаров (обедов) работникам предприятия в счет заработной платы в принадлежащей предприятию столовой не является реализацией товаров за наличный расчет либо реализацией товаров с использованием банковских платежных карточек.
То есть нормы Положения № 924/16 не регулируют изложенную ситуацию.
Вместе с тем при реализации потребителю товара продавец обязан выдать ему кассовый (товарный) чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара (п. 11 ст. 7 Закона РБ "О защите прав потребителей").
С учетом того что Положение № 924/16 не содержит в отношении изложенной ситуации запретительных мер по ее проведению, столовая может проводить стоимости обедов, выдаваемых в счет зарплаты, через КСА и выдавать чек их потребителям. Факт нарушения законодательства в этом случае отсутствует.
Для фиксирования сумм таких расчетов рекомендуем использовать отдельный счетчик КСА. В случае принятия этого решения его необходимо закрепить в одном из организационно-распорядительных документов предприятия (приказе, регламенте и т.п.).
Ситуация 3. Положение № 924/16 не регулирует прием членских взносов
Потребительский кооператив принимает от членов кооператива целевые паевые взносы и членские взносы, вносимые наличными денежными средствами для обеспечения уставной деятельности потребительского кооператива.
Надо ли прием указанных взносов осуществлять с использованием КСА?
Не надо.
Обязанность использования кассового оборудования при приеме целевых паевых и членских взносов от членов кооператива в наличной форме Положением № 924/16 не установлена.
Справочно: прием от членов кооператива целевых паевых и членских взносов, вносимых наличными денежными средствами для обеспечения уставной деятельности потребительского кооператива, должен осуществляться с учетом норм, предусмотренных Жилищным кодексом РБ и Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107.
Ситуация 4. Залог в виде денежных средств, заблокированных на карт-счете физического лица, проводить через КСА не надо
Предприятие, основным видом деятельности которого является сдача в аренду автомобилей физическим лицам, принимает плату за данные услуги с использованием банковских платежных карточек и проведением этой платы через кассовое оборудование. При этом согласно договору арендодателя с арендатором (физическим лицом) последний обязан обеспечить арендодателю залог за автомобиль денежными средствами, блокируемыми на карт-счете физического лица, в обеспечение исполнения своих обязательств. При этом блокируемая сумма денежных средств не списывается с банковской платежной карточки, но недоступна для операций.
Надо ли операцию блокировки денежных средств на карт-счете физического лица проводить через кассовое оборудование?
Не надо.
Суммы фактически принятых денежных средств, в т.ч. с использованием банковских платежных карточек, необходимо проводить через кассовое оборудование и выдавать платежный документ, подтверждающий оплату оказанной услуги (п. 17 Положения № 924/16).
Однако в данном случае факт приема денежных средств отсутствует, поскольку в указанной ситуации через платежный терминал осуществляется операция блокировки денежных средств на карт-счете физического лица. То есть при такой операции денежные средства с банковской платежной карточки физического лица не списываются и на счет предприятия, сдавшего в аренду автомобиль физическому лицу, не зачисляются (не поступают).
Таким образом, обязанность использования кассового оборудования при осуществлении операции блокировки денежных средств на карт-счете физического лица Положением № 924/16 не установлена.
Ситуация 5. Определение критерия по выручке
Торговая организация осуществляет розничную торговлю в магазине. За 2013 г. в магазине выручка от продажи товаров превысила более 7 500 базовых величин (далее – БВ). В целях установки платежного терминала критерий по выручке определен в БВ. До 1 октября 2013 г. БВ равнялась 100 тыс. руб., а после 1 октября 2013 г. – 130 тыс. руб.
Как правильно исчислить критерий по выручке?
В изложенной ситуации при расчете критерия выручки организации надо взять для расчета выручку за 2013 г. и БВ, которая действовала на 31 декабря 2013 г. (130 тыс. руб.).
Обоснуем наш вывод.
Как следует из п. 9 Положения № 924/16, организации, осуществляющие продажу товаров на объектах, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек, согласно приложению 1 к Положению № 924/16, при получении выручки по каждому торговому объекту от продажи товаров за предыдущий календарный год в размере более 7 500 БВ обязаны установить в этом торговом объекте платежные терминалы, обеспечивающие в т.ч. прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы "БЕЛКАРТ", эмиссию которых осуществляют банки РБ.
При этом количество устанавливаемых платежных терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству используемых единиц кассового оборудования указанных объектов в течение первого календарного года – не менее 50 %, в течение второго календарного года – 100 %.
Критерий в отношении обязанности установки в торговом объекте платежных терминалов рассчитывается:
– исходя из суммы выручки по каждому торговому объекту за предыдущий календарный год (на 31 декабря);
– размера БВ по состоянию на 31 декабря этого же года.