Организация получила письмо от оператора с предложением проанализировать деятельность в части возникновения обязанности по организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки в связи с импортом товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313*.
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313).
1. На каком основании оператор направляет такое письмо организации?
На основании информации, полученной от ГТК.
Право оператора обращаться к импортерам по вопросам выполнения обязанности, указанной в вопросе, предусмотрено частью третьей подп. 1.15 п. 1 Указа № 313, который предписывает оператору анализировать выполнение организациями (ИП) этой обязанности.
Такой анализ осуществляется на основании информации, полученной от ГТК.
Обоснуем наш ответ.
Импортеры товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, обязаны обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование:
– отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313;
– отходов полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары (далее – обязанность, отходы товаров и отходы упаковки) |*|.
Такая обязанность выполняется либо путем заключения договора с оператором, либо путем применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
Если выбран первый способ, то импортер должен не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом:
1) представлять оператору информацию о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – информация о выполнении обязанности). Форма такой информации утверждена постановлением № 708*;
2) вносить соответствующую плату на банковский счет оператора (подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).
__________________________
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313» и утвержденное им Положение о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами (далее – постановление № 708 и Положение № 708).
Однако, как показывает практика, не все импортеры добросовестно выполняют обязанность, определенную подп. 1.2 п. 1 Указа № 313. Поэтому одна из форм контроля оператора – выявление импортеров, уклоняющихся от выполнения этой обязанности.
Такой контроль производится на основании информации, полученной от ГТК, путем ее сопоставления с информацией, имеющейся в распоряжении оператора.
Справочно: ГТК до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Минжилкомхоз данные деклараций на товары о выпуске товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления и реимпорта, а также статистических деклараций и периодических статистических деклараций об импорте:
•товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313;
•потребительских товаров, предполагающих наличие полимерной, стеклянной, бумажной (картонной) или комбинированной упаковки.
Эти данные содержат информацию:
– о наименовании и юридическом адресе декларанта (импортера);
– коде и наименовании товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;
– его количестве и стоимости;
– виде и количестве грузовых мест;
– весе нетто и весе брутто товаров (подп. 1.14-1 п. 1 Указа № 313).
При обнаружении организации-импортера, которая не выполняет требования Указа № 313, оператор направляет ей письмо с предложением в установленные сроки:
1) либо принять меры к выполнению обязанности:
– зарегистрироваться в реестре производителей и поставщиков;
– заключить с оператором договор об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки;
– представить информацию о выполнении обязанности;
– внести при необходимости плату за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки;
2) либо направить оператору ответ на письмо с указанием оснований, по которым организация-импортер освобождается от выполнения обязанности.
Справочно: случаи освобождения производителей и поставщиков от обязанности перечислены в подп. 1.3 п. 1 Указа № 313 |*|.
* Особенности применения льгот, предусмотренных Указом № 313 при производстве товаров
2. Что будет, если организация не представит ответ оператору?
Возможна проверка.
В случае невыполнения импортером вышеуказанных предложений сведения о нем будут направлены в территориальный орган Минприроды и налоговый орган об обнаружении признаков административного правонарушения, выразившегося в неисполнении организацией обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, для проведения проверки.
Справочно: невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки влечет наложение штрафа на юридическое лицо в 2-кратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (ч. 1 ст. 15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП).
Организация в апреле 2018 г. планирует ввезти из Литвы товары, названные в приложении 1 к Указу № 313, с целью дальнейшей реализации на территории Республики Беларусь. Иных поставок в текущем году не будет.
Возникает ли у организации обязанность по регистрации в реестре производителей и поставщиков и представлению информацию о выполнении обязанности, если сделка является разовой?
Возникает.
Перечень случаев, предусматривающих освобождение от обязанности, содержится в подп. 1.3 п. 1 Указа № 313. В нем отсутствует такой случай, как освобождение при разовом ввозе товаров.
Таким образом, организации следует:
– зарегистрироваться в реестре производителей и поставщиков до 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который приходится первый случай возникновения обязанности. Так как такой случай приходится на II квартал 2018 г., то это необходимо сделать до 22 июля 2018 г.;
– не позднее 22 июля 2018 г. представить оператору информацию о выполнении обязанности за II квартал 2018 г., порядок заполнения которой зависит от выбранного способа выполнения обязанности.
Важно! Последний день представления информации – 22 июля 2018 г. (воскресенье). Но в данном случае принцип, применяемый в налоговой сфере, – перенос представления налоговой отчетности, выпадающей на выходные или праздничные дни, на первый рабочий день, следующий за выходными (праздничными), – не работает. Поэтому информация о выполнении обязанности, представляемая в электронной форме, может быть направлена оператору в более ранние сроки (т.е. до 22 июля) либо в последние дни – 21–22 июля 2018 г. (суббота, воскресенье).
При этом необходимо учесть, что, если будет выбран способ выполнения обязанности:
– путем заключения договора с оператором – у организации возникает обязанность внести оператору плату не позднее 22 июля 2018 г.;
– путем применения собственной системы сбора отходов – организация обязана обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование на территории Республики Беларусь отходов:
•в установленном объеме;
•не позднее последнего дня отчетного периода (30 июня 2018 г.).
Если организация не планирует в дальнейшем импортировать товары, подпадающие под контроль Указа № 313, она вправе обратиться к оператору с заявлением об исключении из реестра производителей и поставщиков и расторгнуть заключенный договор.
Оператор может исключить производителей и поставщиков из реестра и расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае непредставления организацией информации о выполнении обязанности в течение 4 и более отчетных периодов подряд.
Организация с 2016 г. ввозит товары, названные в приложении 1 к Указу № 313.
С указанной даты по настоящее время организация своевременно направляла информацию о выполнении обязанности и вносила плату оператору.
При проверке было установлено, что организация несвоевременно зарегистрировалась в реестре производителей и поставщиков, за что была привлечена к административной ответственности.
Правомерны ли действия проверяющих, если плата оператору вносилась своевременно, информация о выполнении обязанности также своевременно представлялась?
Действия проверяющих правомерны.
В рассматриваемой ситуации, даже несмотря на отсутствие регистрации в реестре производителей и поставщиков, организация обеспечила выполнение обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.
Это означает, что организация не может быть привлечена к административной ответственности за невыполнение обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, предусмотренной ч. 1 ст. 15.63 КоАП.
В то же время невыполнение требований Указа № 313 в части регистрации в реестре производителей и поставщиков до 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который приходится первый случай возникновения обязанности, может рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.63 КоАП: нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами. Санкция статьи в отношении юридических лиц предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 1 000 базовых величин.
В ходе аудиторской проверки установлено, что организация неверно исчислила (завысила) сумму платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использование отходов товаров и отходов упаковки.
Может ли организация вернуть излишне уплаченную оператору сумму?
Может.
Возврат и (или) зачет в счет предстоящих платежей излишне уплаченных сумм производится оператором на основании обращений производителей и импортеров (часть седьмая подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).
Помимо обращения организации необходимо направить оператору уточненную информацию о выполнении обязанности за отчетные периоды, в которых организацией неправильно исчислена сумма платы. В ней необходимо заполнить:
– позицию «Отметка об уточненной информации»;
– разд. III, в котором отражаются сведения о завышении суммы платы, подлежащей возврату обязанному лицу, в связи с выявлением в ранее представленных отчетах неполноты сведений или ошибок |*|.