Ситуация 1. Кассовое оборудование, подлежащее в связи с деноминацией доработке, снимать с регистрации в налоговом органе не надо
Торговая организация использует в магазине кассовое оборудование, которое не может работать с копейками и подлежит доработке в связи с проведением деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь.
Надо ли организации в связи с такой доработкой снимать оборудование с регистрации, а потом вновь его регистрировать в налоговом органе?
Не надо.
Если в используемом организацией кассовом оборудовании доработка будет произведена только путем замены в нем версии программного обеспечения, то такое оборудование не подлежит снятию с регистрации в инспекции МНС.
При наличии иных оснований кассовое оборудование должно быть снято с регистрации. Перечень таких оснований содержит п. 10 Инструкции о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассового оборудования и снятия его с регистрации, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 05.09.2011 № 44 (далее – Инструкция № 44) |*|.
* Порядок регистрации платежных терминалов и КСА в налоговых органах доступен для подписчиков электронного «ГБ»
Рассматриваемая нами ситуация не предусмотрена в основаниях, определенных п. 10 Инструкции № 44.
Справочно: доработку кассового оборудования может произвести производитель такого оборудования при соблюдении определенных требований.
Эти требования определены п. 19 Положения о порядке ведения Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2002 № 738 (далее – Государственный реестр).
Так, производитель кассового оборудования:
1) имеет право:
– производить доработку (модернизацию) кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр, до уровня соответствия вновь установленным требованиям государственных стандартов;
– вносить изменения в их технические характеристики (программное обеспечение);
2) обязан:
– проинформировать Госстандарт о произведенной доработке (модернизации) кассового оборудования либо внесенных изменениях в его технические характеристики (программное обеспечение);
– представить для проведения испытаний и (или) экспертизы в порядке, установленном Госстандартом, образец указанного кассового оборудования, комплект технической документации и документацию на программное обеспечение.
Если наименование модели (модификации) кассового оборудования и (или) версии программного обеспечения в ситуации 1 не изменились, то производитель кассового оборудования вправе производить доработку (модернизацию) кассового оборудования таких моделей (модификаций), находящихся в пользовании у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), до уровня их соответствия установленным требованиям государственных стандартов.
С учетом требований государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1350-2002 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Требования к техническому обслуживанию и ремонту» в случае замены версии программного обеспечения кассового оборудования путем его доработки для возможности работы с деноминированными денежными единицами Республики Беларусь соответствующая информация должна быть отражена в эксплуатационной документации на кассовое оборудование, предусмотренной техническими нормативными правовыми актами (паспорт (формуляр) на кассовое оборудование).
Ситуация 2. При использовании автоматического электронного аппарата с установленным СКНО установка платежного терминала не требуется
Организация осуществляет мойку автомобилей с применением автоматического электронного аппарата для бесконтактной мойки автомобилей. Этот аппарат оснащен купюроприемником для приема наличных денежных средств при выполнении работ (оказании услуг) в режиме самообслуживания с установленным СКНО.
Должна ли организация в данном случае устанавливать платежный терминал?
Не должна.
У организации, осуществляющей бесконтактную мойку автомобилей с применением автоматического электронного аппарата с установленным СКНО, кассовое оборудование не применяется. Соответственно отсутствует обязанность установки и использования платежного терминала |*|.
* Информация о случаях и сроках установки платежных терминалов и кассового оборудования доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Справочно: под автоматическим электронным аппаратом следует понимать устройство, оснащенное купюроприемником для приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в режиме самообслуживания (п. 2 Положения № 924/16*).
__________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – постановление № 924/16 и Положение № 924/16).
Данный вывод основан на нормах постановления № 924/16 и Положения № 924/16, которые регулируют порядок использования автоматических электронных аппаратов.
Так, организации обязаны принимать наличные деньги при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг:
– с 1 июля 2012 г. – с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо со СКНО;
– с 1 марта 2017 г. – со встроенным кассовым оборудованием с установленным СКНО либо со СКНО (подп. 2.2 п. 2 постановления № 924/16).
Объекты, в которых организации обязаны установить платежные терминалы, перечислены в приложении 1 к постановлению № 924/16. При этом количество устанавливаемых платежных терминалов должно соответствовать количеству используемых единиц кассового оборудования (подп. 2.81 п. 2 постановления № 924/16).
Из нормы подп. 2.2 п. 2 постановления № 924/16 видно, что в случае использования автоматических электронных аппаратов с установленным СКНО обязанность применения кассового оборудования отсутствует.
Следовательно, обязанность установки платежного терминала |*| в этом случае также отсутствует.
* Текст письма Нацбанка, Минторга и МНС Республики Беларусь от 04.12.2015 № 77-24/934/07-15/1347/К/8-2-8/7452 «О применении норм законодательства в отношении установки и использования платежных терминалов» доступен всем на портале GB.BY
Ситуация 3. Сроки установки СКНО
Организация имеет несколько магазинов, которые расположены в разных регионах республики.
В какие сроки организация должна установить средства контроля налоговых органов в кассовое оборудование?
Срок зависит от территориального расположения магазина.
Организации необходимо установить СКНО и подключиться к системе контроля кассового оборудования в сроки, установленные для юридических лиц в зависимости от их территориального расположения:
– в городах областного подчинения и г. Минске – с 1 сентября 2016 г.;
– в городах районного подчинения – с 1 декабря 2016 г.;
– на всей территории Республики Беларусь – с 1 марта 2017 г.
Отметим, что в ближайшее время в связи с предстоящей деноминацией официальной денежной единицы Республики Беларусь будут установлены новые сроки установки СКНО.
Справочно: в настоящее время установлены следующие сроки, с которых у организаций появляется обязанность принимать наличные деньги и (или) банковские платежные карточки с применением кассового оборудования с установленным СКНО (см. таблицу).
Ситуация 4. Прием наличных денег за пользование машино-местом на автостоянке
Организация принимает наличные денежные средства от физических лиц в качестве арендной платы (возмещения арендных расходов) за пользование машино-местом на автостоянке. Услуги по хранению транспортных средств она не оказывает.
Какой порядок приема наличных денег предусмотрен в этом случае?
С оформлением приходного кассового ордера КО-1.
При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечить прием наличных денежных средств в порядке, определенном законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Порядок использования кассового оборудования при приеме наличных денежных средств |*|, банковских платежных карточек, в т.ч. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, регулируют постановление № 924/16 и Положение № 924/16.
* Информация о том, что надо помнить о расчетах наличными денежными средствами, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Субъекты хозяйствования обязаны применять кассовое оборудование, зарегистрированное в установленном порядке в налоговом органе (п. 6 Положения № 924/16), при осуществлении ими деятельности в регулируемых Положением сферах (продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейная деятельность, проведение электронных интерактивных игр).
Плата за пользование арендованным имуществом и возмещение арендных расходов являются исполнением обязательства по договору аренды и не относятся к реализации и (или) возмездному выполнению работ (оказанию услуг) (ст. 577, 585, 603 и 613 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Нормы Положения № 924/16 на прием наличных денежных средств в качестве арендной платы (возмещения арендных расходов) не распространяются.
С учетом изложенного в случае приема наличных денежных средств от физических лиц в качестве арендной платы (возмещения арендных расходов) за пользование машино-местом на автостоянке каждый факт приема таких наличных денежных средств в кассу организации должен быть оформлен документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, в частности приходным кассовым ордером КО-1 (п. 25 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107).
Ситуация 5. При реализации в пунктах продажи, расположенных на остановках, талонов и билетов на проезд в общественном транспорте установка платежных терминалов не требуется
Предприятие осуществляет пассажирские перевозки. В функции предприятия входит реализация проездных документов, билетов на проезд в общественном транспорте, в т.ч. в пунктах продажи, расположенных на остановках, где производят обслуживание пассажиров через окно.
Обязано ли предприятие устанавливать платежные терминалы в указанных пунктах продажи?
Не обязано.
Предприятие вправе принимать денежные средства без применения платежных терминалов в пунктах продажи проездных документов, билетов на проезд в общественном транспорте.
Это следует из подп. 31.5 п. 31 Положения № 924/16. Так, юридические лица вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случаях продажи проездных документов, билетов, талонов в автомобильном транспорте, на котором выполняются городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте, в пунктах их продажи.