В каких случаях представители финансовой милиции проверяют на дорогах транспорт?
Органы финансовых расследований КГК вправе проводить внеплановые тематические оперативные проверки, в т.ч. на автомобильных дорогах (п. 10 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510)). Такие проверки назначают при необходимости оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности (подп. 9.2 п. 9 Указа № 510).
На автомобильных дорогах внеплановые тематические оперативные проверки могут проводиться по вопросам:
– соблюдения законодательства, регулирующего порядок приобретения, транспортировки и перемещения товарно-материальных ценностей;
– соблюдения законодательства в области транспортной деятельности, требований безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта (включая наличие транспортных и иных установленных законодательством документов, техническое состояние транспортных средств) (п. 85 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее – Положение № 510)).
Порядок и особенности проведения таких проверок определены гл. 10 Положения № 510.
Так, в частности, по результатам внеплановых тематических оперативных проверок, проводимых органами КГК на автомобильных дорогах по вопросу соблюдения законодательства, регулирующего порядок приобретения, транспортировки и перемещения товарно-материальных ценностей, записи в книгу учета проверок не вносят, а в случае невыявления нарушений актов законодательства справку проверки не оформляют.
Справочно: один и тот же контролирующий (надзорный) орган (его структурное подразделение, территориальный орган, подчиненная организация) не может проводить чаще одного раза в месяц на одной и той же территории внеплановую тематическую оперативную проверку, предусмотренную п. 85 Положения № 510. Исключение составляют проверки, проводимые по поручению Президента, Президиума Совета Министров (п. 87 Положения № 510).
Организация осуществляла в 2009 г. сделки с другой белорусской организацией, которую в настоящее время проверяют как "лжеструктуру".
По каким признакам органы финансовых расследований определяют "лжеструктуру" и какие могут быть последствия для организации по ранее совершенным сделкам?
Главой государства в рамках борьбы с преступностью, с целью декриминализации хозяйственной деятельности, исключения осуществления субъектами хозяйствования деятельности, носящей противозаконный характер и причиняющей ущерб гражданам, организациям или государству, поручалось правоохранительным и налоговым органам применить меры по противодействию лжепредпринимательству и незаконной предпринимательской деятельности.
В целях реализации возложенных на налоговые органы функций по соблюдению налогового законодательства и законодательства о предпринимательстве МНС организовано ведение реестра организаций, функционирующих как лжепредпринимательские структуры, в качестве внутреннего информационного ресурса налоговых органов.
В реестр вносится информация о субъектах хозяйствования, деятельность которых осуществлялась без предусмотренной законодательством обязательной государственной регистрации, либо государственная регистрация которых произведена по заведомо не соответствующим действительности сведениям, информации или документам, либо регистрация произведена с целью противозаконной минимизации сумм налоговых обязательств, в т.ч. для третьих лиц.
Накапливаемая в реестре информация в силу ст. 79 Налогового кодекса РБ относится к налоговой тайне, поэтому к содержащимся в нем сведениям нет свободного доступа.
Сам по себе факт нахождения организации в реестре не влечет негативных последствий для ее контрагентов. Вместе с тем при проведении проверок субъектов хозяйствования выявление сделок, совершенных организациями, сведения о которых занесены в реестр, является основанием для пристального внимания к проверке указанных сделок, порядка и самого факта их осуществления.
Организация осуществляет внешнеторговую деятельность. В настоящее время ее проверяют представители КГК. В ходе проверки было установлено отсутствие нескольких статдеклараций за 2007 г. и 2009 г. Директор пояснил проверяющим, что они были оформлены, но, очевидно, при смене офиса утеряны.
Имеет ли право организация в ходе проверки (или после проверки) получить в таможенном органе копии этих статдеклараций и представить их проверяющим? Будет ли она привлечена к административной ответственности?\
Организация за непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации либо за ее отсутствие может быть привлечена к административной ответственности (ст. 11.44 КоАП).
Вопрос о том, представила ли организация таможенному органу статдекларацию и в какие сроки, можно уточнить в таможенном органе. Это следует из норм Инструкции о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений и аннулирования зарегистрированной статистической декларации и периодической статистической декларации, утвержденной постановлением ГТК РБ от 30.04.2009 № 37 (далее – Инструкция).
Так, должностное лицо таможни должно производить регистрацию статистических деклараций в журнале регистрации статистических деклараций (приложение к Инструкции). Ведение журнала регистрации статистических деклараций осуществляют в электронном виде.
В конце рабочего дня (смены) производится распечатка информации о зарегистрированных статистических декларациях либо отказах в регистрации таких деклараций. Распечатанные листы заверяют оттиском личной номерной печати старшего смены и подшивают в дело "Зарегистрированные статистические декларации (отказы в регистрации статистической декларации)" в порядке возрастания нумерации.
Записи в журнале производят в порядке возрастания входящих номеров регистрации принятых статистических деклараций последовательно без пропусков номеров регистрации. Допускается наличие в журналах регистрации статистических деклараций дополнительных сведений (п. 6 Инструкции).
Таким образом, возможны следующие варианты развития создавшейся ситуации:
– проверяющие вправе истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы (п. 4 Положения № 510);
– организация может самостоятельно воспользоваться общеустановленной процедурой обращения в таможенные органы, определенной Указом Президента РБ от 15.10.2007 № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц", и представить проверяющим информацию по утерянным статдекларациям.
Вопрос о привлечении организации к административной ответственности будет разрешен после окончания всех проверочных мероприятий.
Предприятие в июле 2011 г. экспортировало свою продукцию в Российскую Федерацию. Выручка в установленные Указом № 178 сроки не поступила. Специалист, направленный в командировку в Россию, привез справку, выданную российским налоговым органом, что организация, которой белорусское предприятие экспортировало продукцию, не состоит на налоговом учете в Российской Федерации.
Как в этом случае поступить предприятию и будет ли оно привлечено к административной ответственности?
Резиденты при экспорте обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме. Причем в срок не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии – не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (подп. 1.4 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (в ред. от 09.08.2011, далее – Указ № 178)).
Данное правило не распространяется на случаи:
– предусмотренные в части пятой подп. 1.4 п. 1 Указа № 178.
Так, внешнеторговая операция может быть завершена путем:
признания нерезидента экономически несостоятельным (банкротом). При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия судебным органом решения о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом);
исключения нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченным органом решения об исключении нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации;
принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) у резидента либо нерезидента товаров в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошла конфискация (иное изъятие) товаров. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) товаров;
– предусмотренные в части первой подп. 1.5 п. 1 Указа № 178.
Совет Министров совместно с Нацбанком вправе по отдельным видам внешнеторговых договоров устанавливать иные сроки завершения внешнеторговых операций, чем указанные в части первой подп. 1.4 п. 1 Указа № 178.
Как видим, в части пятой подп. 1.4 п. 1 Указа № 178 есть норма, в соответствии с которой внешнеторговая операция может быть завершена путем исключения нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченным органом решения об исключении нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации.
Таким образом, при наличии документально подтвержденного факта исключения нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации внешнеторговая операция будет завершена.
Статьей 11.37 КоАП административная ответственность установлена за превышение сроков проведения внешнеторговых операций. Вопрос о наличии превышения сроков проведения внешнеторговой операции при экспорте в данном случае зависит от даты принятия уполномоченным органом решения об исключении нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации, если оно имело место.
При установлении факта наличия просрочки организация может быть привлечена к административной ответственности.
Обязаны ли органы финансовых расследований в ходе проверки проверять наличие и порядок заполнения книги замечаний и предложений?
Обязаны.
Это определено подп. 2.7 п. 2 Декрета Президента РБ от 14.01.2005 № 2 "О совершенствовании работы с населением". Так, контролирующие органы, органы прокуратуры, лицензирующие органы, органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением технических регламентов, должны при проведении проверок (ревизий) деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей проверять соблюдение требований названного Декрета.
Справочно: перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности утвержден Указом № 510.
Статьей 9.24 КоАП установлена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин:
– за отсутствие книги замечаний и предложений;
– нарушение руководителем государственного органа, иной организацией или уполномоченным лицом, ответственным за ведение книги замечаний и предложений, либо индивидуальным предпринимателем порядка ведения книги замечаний и предложений в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров (выполнения работ, оказания услуг);
– непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина;
– нарушение установленного срока рассмотрения замечаний и предложений, изложенных в данной книге;
– неинформирование гражданина в установленный срок об отказе в удовлетворении замечания и (или) предложения.
Отметим, что типичными нарушениями законодательства о книге замечаний и предложений является нарушение порядка ее ведения, выражающееся в незаполнении отдельных реквизитов книги (например, реквизита "Наименование должности, фамилия, инициалы лица, ответственного за ведение книги замечаний и предложений, дата назначения") либо отсутствии нумерации замечаний и (или) предложений (должны нумероваться порядковыми номерами с начала календарного года).
Тем самым организации нарушают требования, определенные подп. 2.5.1 п. 2 Декрета № 2 и п. 14 Положения о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2005 № 285.