Маркетинговые услуги |*| представляют собой услуги по разработке мероприятий в области исследования торгово-сбытовой деятельности организации, по изучению факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров (работ, услуг) от производителя к потребителю, с целью их прибыльной реализации.
* Дополнительную информацию о документальном подтверждении оказания маркетинговых услуг нерезиденту
Результатом проведенных маркетинговых исследований являются:
– прогнозы развития целевого рынка, стратегия и тактика поведения компании на нем;
– маркетинговая политика организации;
– политика стимулирования сбыта и рекламных мероприятий.
Проведение маркетинговых мероприятий предполагает следующие расходы:
– на проведение маркетинговых исследований рынка, конкурентных преимуществ, перспектив развития товарного ассортимента;
– оформление витрин, выставок-продаж, комнат, где есть образцы продукции, товаров;
– командирование работников организации на выставку-продажу;
– стоимость образцов продукции, товаров, безвозмездно переданных покупателям или посредническим организациям;
– разработку и выпуск рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, афиш, открыток, плакатов и т.п.);
– разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов фирменных пакетов и упаковки и др.
Необходимость документального оформления маркетинговых расходов
При приобретении маркетинговых услуг заключают договор возмездного оказания услуг, в котором предусмотрено, что одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчик) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 733 ГК [1]).
В договоре необходимо указать направления и объекты маркетинговых исследований:
1) изучение потенциальных возможностей осуществления операций купли-продажи объекта маркетинговых исследований на определенной территории;
2) объем предвиденных продаж и поиск покупателей;
3) потребности и эффективность проведения рекламной кампании данной продукции;
4) спрос на данную продукцию и сведения о возможных потребителях.
Справочно: унифицированных форм по оформлению расходов на оказание маркетинговых услуг законодательством Республики Беларусь не установлено, поэтому организации самостоятельно разрабатывают и утверждают эти документы, руководствуясь требованиями к их оформлению, предусмотренными п. 2 ст. 10 Закона № 57-З [2].
К документам, подтверждающим оказание маркетинговых услуг, можно отнести:
– договор и техническое задание к договору и (или) смету (если эта информация не приведена в договоре);
– акт о выполненных работах (оказанных услугах);
– отчет по результатам проведенных маркетинговых мероприятий;
– документальное подтверждение применения результатов маркетинговых исследований или обоснование невозможности их применения.
При оформлении результатов проведенных маркетинговых исследований в виде отчета в нем следует предусмотреть:
– цель и предмет договора;
– анализ конкуренции между самыми крупными производителями на оптовом и розничном рынке продажи и оценку уровня конкуренции;
– основные тенденции развития рынка, динамику изменения цен, ассортимент продукции (товара);
– анализ импорта и экспорта продукции (товаров) и их влияния на рынок;
– описание потенциальных потребителей и количественных показателей (вместительность рынка) плановой продажи;
– план продажи;
– оценку рисков, финансовый план, анализ эффективности проекта;
– прогнозный уровень рентабельности, срок окупаемости проекта;
– заключения по проведенным исследованиям.
Примерный список документов, подтверждающих применение результатов маркетинговых услуг и изучения рынка в сфере деятельности организации, представим в табл. 1.
Таблица 1
Отражаем расходы на маркетинговые исследования в учете
Маркетинговые исследования направлены на увеличение сбыта товаров, работ, услуг, поэтому затраты на их приобретение подлежат отражению в составе расходов на реализацию, учитываемых при налогообложении прибыли (п. 35 Инструкции № 50 [3], п. 12 Инструкции № 102 [4], ст. 169 НК [5]) |*|.
* Информацию об отражении затрат, учитываемых при налого-обложении прибыли
Затраты по маркетингу сложно соотнести с доходами определенного периода, поэтому затраты на их приобретение признают в учете в том периоде, в котором они произведены (п. 32 Инструкции № 102 ).
Особенности отражения НДС по приобретенным маркетинговым услугам
Организация, приобретающая маркетинговые услуги у организаций – резидентов Республики Беларусь, вправе принять к вычету предъявленные ей суммы «входного» НДС после отражения их в бухучете и книге покупок (при ее наличии) независимо от периода погашения задолженности за приобретаемые услуги (подп. 1.1 п. 1, пп. 3, 4 ст. 132 НК ). Заказчик услуг производит вычет НДС |*|*| на основании электронных счетов-фактур (ЭСЧФ), полученных от их исполнителя и подписанных им в установленном порядке электронной цифровой подписью (ЭЦП) (подп. 5.1 п. 5 ст. 132 НК ).
Пример
Передача дисконтных карт покупателям в рамках маркетинговых мероприятий
Торговая организация (заказчик) заключила договор со сторонней организацией (исполнитель) на изготовление дисконтных карт на сумму с НДС – 950 руб., в т.ч. НДС (по ставке 20 %) – 158,33 руб.
Заказчик производит расчет с исполнителем в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в размере 100 % от договорной стоимости в течение 3 рабочих дней с даты подписания договора.
Полученные дисконтные карты безвозмездно переданы покупателям магазина, принадлежащего торговой организации. Бесплатное распространение дисконтных карт среди покупателей произведено в рамках маркетинговой политики организации, направленной на увеличение объема продаж.
В бухучете хозяйственные операции будут отражены следующим образом (см. табл. 2).
Таблица 2
–––––––––––––––––––
* В рассматриваемой ситуации стоимость безвозмездно переданных покупателям дисконтных карт включена в состав затрат, поэтому для целей исчисления НДС по данной операции не возникает оборот по реализации (ст. 31, подп. 1.1 п. 1 ст. 115 НК).