Классификация вида торговли на презентациях
Правовые аспекты торговли и общественного питания в Республике Беларусь комплексно регулирует Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон о торговле).
Основные требования к организации и осуществлению торговли установлены в ст. 10 Закона о торговле. Так, субъекты торговли вправе определять:
– виды торговли (розничная, оптовая);
– формы торговли (комиссионная торговля, торговля в стационарных, нестационарных торговых объектах, без (вне) торговых объектов, в т.ч. на ярмарках, развозная торговля, разносная торговля |*| и иные формы торговли);
– виды и типы розничных торговых объектов в соответствии с классификациями, утверждаемыми МАРТ Республики Беларусь;
– порядок и условия осуществления торговли, в т.ч. приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров.
Важно! Действующее законодательство о торговле не содержит запретов на осуществление субъектами торговли нескольких видов и форм розничной торговли. Можно одновременно осуществлять торговлю по образцам без (вне) торговых объектов и разносную торговлю, обеспечив исполнение требований п. 4 ст. 10 Закона о торговле в части представления сведений о видах и формах торговли для включения в Торговый реестр Республики Беларусь.
Реализацию товаров на презентациях следует классифицировать как разносную торговлю. Обоснуем данный вывод.
Принцип осуществления торговли на презентациях основан на «личных продажах», при которых продавец устно представляет товар в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями в целях совершения продажи.
К разносной торговле относят розничную торговлю, осуществляемую вне стационарных торговых объектов без использования специальных приспособлений (подп. 1.2.7 п. 1 постановления Минторга Республики Беларусь от 26.06.2014 № 24 «О классификации форм розничной торговли»).
При разносной торговле без использования специальных приспособлений договор розничной купли-продажи заключают при одновременном физическом присутствии продавца и покупателя в месте, которое не является торговым объектом (в ходе проведения презентаций, у покупателя на дому, во время экскурсии и т.д.).
Справочно: отношения между покупателями и продавцами при осуществлении разносной торговли (торговли на презентациях) регулируют Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 90-З) и Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (далее – Правила № 703).
При реализации товаров на презентациях продавец обязан соблюдать законодательство Республики Беларусь о защите прав потребителей и обязательные требования, установленные техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь (п. 7 Правил № 703).
Продавец обязан довести информацию о товаре до сведения потребителей
Продавец обязан довести до сведения покупателя доступным способом, принятым в торговле, следующую информацию:
– наименование (фирменное наименование);
– режим работы;
– место нахождения продавца (при несовпадении с местом нахождения торгового объекта);
– дату внесения сведений о торговом объекте в Торговый реестр Республики Беларусь.
Приведенные требования предусмотрены в п. 3 ст. 8 Закона № 90-З и п. 12 Правил № 703.
Внимание! До момента заключения договора купли-продажи перечисленная информация может быть доведена до сведения потребителя устно (на стендах, организованных в период проведения презентации, плакатах, в буклетах, раздаваемых продавцом перед началом презентации, рекламных листовках и др.).
Для продавца установлена обязанность своевременного доведения до сведения покупателя необходимой и достоверной информации о товарах, а именно:
– наименование товара;
– нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара;
– основные потребительские свойства товара;
– цена товара и условия оплаты товара в белорусских рублях;
– гарантийный срок товара;
– дата изготовления;
– наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя;
– представитель, ремонтная организация, уполномоченная изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) при наличии импортера, на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание;
– подтверждение соответствия товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
– количество или комплектность товара;
– срок доставки товара, цена и условия оплаты доставки товара (в белорусских рублях);
– иная информация, предусмотренная нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами.
Перечень приведенной информации определен пп. 1, 2 ст. 7 Закона № 90-З и п. 15 Правил № 703.
Перечисленная информация на белорусском или русском языке должна быть доведена до сведения потребителя в документации, прилагаемой к товарам (инструкция по эксплуатации, гарантийный талон, договор розничной купли-продажи и др.), на потребительской таре (упаковке), этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Важно! Информация, сообщенная или переданная на иностранном языке, считается непредставленной. Например, если в товаросопроводительных документах указано наименование и местонахождение – полный почтовый адрес продавца, изготовителя или импортера на английском или ином иностранном языке, то информация считается непредставленной, за исключением случаев, когда она была сообщена или передана на иностранном языке по желанию потребителя.
Принципом осуществления реализации товара на презентациях является устное представление информации продавцом товара в присутствии одного или нескольких покупателей. По аналогии с реализацией товаров в торговых объектах покупателю в момент проведения презентации должно быть предоставлено право ознакомиться с образцами товаров, предлагаемых продавцом к реализации. Потребитель должен иметь возможность ознакомиться на презентации с информацией, нанесенной на упаковку (этикетку), а также с товаросопроводительными документами (инструкция по эксплуатации, гарантийный талон, договор розничной купли-продажи и др.). В указанных документах и на товаре до сведения потребителя должна быть доведена вся вышеперечисленная информация.
Законом о защите прав потребителей |*| предусмотрена гражданско-правовая ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре, доведенную до сведения потребителей. Потребителю предоставлено право предъявлять претензию о расторжении договора и возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также о возмещении других убытков (п. 1 ст. 16 Закона № 90-З).
* Дополнительная информация об изменениях по защите прав потребителей
За нарушения правил торговли предусмотрена административная ответственность по ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
От редакции:
С 23 декабря 2018 г. вступают в силу многочисленные поправки в Закон № 90-З (изменения внесены Законом Республики Беларусь от 13.06.2018 № 111-З). В новой редакции Закона № 90-З изменен перечень информации, которую изготовитель (продавец, поставщик) в обязательном порядке предоставляет потребителю. Его нужно будет информировать о классах энергоэффективности товаров, о стране происхождения (если она не совпадает с местом нахождения изготовителя), о специальных свойствах и показаниях к применению отдельными возрастными группами населения и т.п.
Уточнены обязанности продавца (исполнителя), касающиеся расчетов в наличной и безналичной форме. Например, при возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств, а также требовать от потребителя предъявления документа, удостоверяющего личность.