1. Кому предоставляется отсрочка с последующей рассрочкой в отношении арендной платы?
Положения пунктов 6 и 7 Указа распространяются на арендаторов (ссудополучателей) недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц (далее – недвижимое имущество), осуществляющих виды экономической деятельности, включенные в перечень согласно приложению к Указу, а также оказывающих бытовые услуги населению.
Указом предусмотрено предоставление до 30 сентября 2020 года отсрочки с рассрочкой уплаты по 31 декабря 2020 года:
арендаторам – по оплате арендной платы за пользование недвижимым имуществом;
ссудополучателям – по возмещению начисленной амортизации, земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость.
2. Обязан ли арендодатель (ссудодатель) предоставлять отсрочку арендатору (ссудополучателю)?
Арендодатель (ссудополучатель) обязан предоставить арендатору (ссудополучателю), осуществляющему вид деятельности, включенный в перечень согласно приложению к Указу (далее – перечень), либо оказывающему бытовые услуги населению, отсрочку уплаты арендной платы (возмещения расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией недвижимого имущества), арендующему (безвозмездно пользующемуся) недвижимое имущество, с последующей рассрочкой при наличии соответствующего заявления арендатора (ссудополучателя). Отсрочка предоставляется независимо от объема выручки арендатора и от того, является ли осуществляемый вид деятельности для него основным.
Если арендатор (ссудополучатель) осуществляет вид деятельности, не включенный в перечень, право на отсрочку он не имеет.
Справочно.
Под недвижимым имуществом понимается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.
3. Обязательно ли подавать заявление об отсрочке уплаты арендной платы для ее получения?
Да, предоставление отсрочки осуществляется на основании соответствующего заявления.
Кроме того, в этом заявлении также должны быть указаны сроки и размеры ежемесячных платежей по предоставляемой рассрочке.
4. Как оформляется отсрочка уплаты арендной платы?
Отсрочка оформляется путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды (безвозмездного пользования) недвижимого имущества, которое должно быть заключено в течение 3 рабочих дней со дня поступления арендодателю (ссудодателю) от арендатора (ссудополучателя) заявления о ее предоставлении.
Справочно.
Под недвижимым имуществом понимается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.
Решение о предоставлении отсрочки не подлежит согласованию с местными органами власти либо другими органами государственного управления, а также с органами управления хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.
5. На кого распространяется действие пункта 11 Указа?
Пункт 11 Указа распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от формы собственности.
При этом арендодатели – государственные организации и хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц (далее – хозяйственное общество с долей государства), в силу пункта 6 Указа обязаны предоставлять отсрочку уплаты арендной платы арендаторам недвижимого имущества.
В силу пункта 11 Указа такие арендодатели также вправе уменьшить размер арендной платы (за счет коэффициента спроса или процента рентабельности) арендаторам – субъектам хозяйствования с учетом объема их выручки.
Справочно.
Под недвижимым имуществом понимается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.
Под субъектами хозяйствования в Указе № 143 понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень согласно приложению к Указу.
Решение об уменьшении арендатору размера арендной платы за счет коэффициента спроса может быть принято государственной организацией, хозяйственным обществом с долей государства на основании положений Указа Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее – Указ № 150).
Названный арендодатель имеет право снизить размер арендной платы за счет корректировки коэффициента спроса, установленного в договоре в размере от 0,5 до 3.
При этом обращаем внимание, что согласно пункту 4 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом № 150 (далее – Положение), за счет арендной платы, полученной от сдачи в аренду недвижимого имущества, определенной в соответствии с Положением (пункт 10 Положения), возмещаются начисленная амортизация, а также все виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемые арендодателем согласно законодательству. В ином случае размер арендной платы должен быть определен в соответствии с пунктом 11 Положения.
Субъектам частной формы собственности пунктом 11 Указа рекомендовано как предоставлять отсрочку, так и снижать размер арендой платы арендаторам – субъектам хозяйствования.
6. Имеет ли право на отсрочку арендатор, который осуществляет один из видов деятельности, включенный в перечень, но эта деятельность не связана с арендуемым им имуществом?
Нет. Отсрочка предоставляется, если вид деятельности, указанный в перечне согласно приложению к Указу (далее – перечень), осуществляется на арендованном имуществе.
Если на арендованном имуществе арендатором осуществляются виды деятельности, как включенные в перечень, так и не включенные в него, отсрочка уплаты арендной платы предоставляется только в отношении площадей, используемых непосредственно для осуществления соответствующего вида деятельности.
7. Распространяется ли действие Указа на арендаторов, оказывающих бытовые услуги, не зарегистрированных в реестре бытовых услуг, в том числе физических лиц?
Указом предусмотрено, что к бытовым услугам относятся бытовые услуги, определенные законодательством о ведении государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь».
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 24 июля 2014 г. № 371 «О создании государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» (далее – Указ № 371) деятельность в сфере бытового обслуживания населения вправе осуществлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные Министерством антимонопольного регулирования и торговли в реестр бытовых услуг. Факт включения субъекта, оказывающего бытовые услуги, в реестр бытовых услуг подтверждается свидетельством о включении в реестр бытовых услуг, выдаваемым Министерством антимонопольного регулирования и торговли по установленной им форме.
Пунктом 4 Указа № 371 определено, что субъекты, оказывающие бытовые услуги на дату вступления в силу этого Указа, вправе осуществлять такую деятельность без включения в реестр бытовых услуг до 1 июня 2015 г. При намерении в дальнейшем осуществлять эту деятельность они должны до истечения указанного срока обратиться в Министерство антимонопольного регулирования и торговли для включения в реестр бытовых услуг.
Таким образом, действие Указа распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр бытовых услуг.
8. Имеет ли право на отсрочку субарендатор?
На субарендаторов распространяются такие же правила, что и на арендаторов.
9. Мораторий, предусмотренный пунктом 10 Указа, распространяется только на арендаторов, осуществляющих виды деятельности, включенные в перечень, либо оказывающих бытовые услуги?
Нет. Указом установлен мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом, находящимся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, независимо от деятельности арендатора.
Мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом длится до 30 сентября 2020 г. включительно.
Таким образом, до 1 октября 2020 г. размер базовой арендной величины сохранен в размере 16 рублей 90 копеек. С 1 октября 2020 г. размер базовой арендной величины будет составлять 17 рублей 85 копеек согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2020 г. № 162.
10. Алгоритм действий при расчете размера арендной платы с учетом моратория на увеличение базовой арендной величины.
Если к действующим договорам аренды до вступления Указа в силу были заключены дополнительные соглашения, в соответствии с которыми с 1 апреля 2020 г. произведен перерасчет размера арендной платы с учетом размера базовой арендной величины, установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2020 г. № 162, необходимо заключить дополнительное соглашение, в котором зафиксировать размер арендной платы, установленный до 1 апреля 2020 г., на период до 30 сентября 2020 г. включительно.
Если размер арендной платы в договорах аренды был зафиксирован только в базовых арендных величинах, внесение изменений в такие договоры не требуется.
Арендная плата в период с 1 апреля до 30 сентября 2020 г., включая арендую плату за март 2020 г., а также задолженность по арендной плате, уплачиваемые после 31 марта 2020 г., должны определяться исходя из базовой арендной величины 16 рублей 90 копеек.
Если арендная плата за март и апрель 2020 г. была уплачена после 1 апреля 2020 г. с учетом увеличенного размера базовой арендной величины, излишек арендной платы не возвращается, а засчитывается в счет последующих платежей.
Отсрочка уплаты арендной платы (возмещения ссудодателям начисленной амортизации, земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость) за апрель и май предоставляется при наличии заявления арендатора (ссудополучателя), поданного не позднее 20 мая 2020 г. В остальной период рассрочка предоставляется на будущий период (не ранее даты подачи заявления).
Если арендная плата, рассчитанная с увеличенным размером базовой арендной величины, не была уплачена арендатором в апреле и мае, он имеет право указать в заявлении срок предоставления ему отсрочки с 1 апреля 2020 г.
В данном случае штрафные санкции за несвоевременное внесение арендной платы не применяются.
Если арендатором (ссудополучателем) не было подано заявление об отсрочке уплаты арендной платы (возмещения ссудодателю расходов, связанных с содержанием и использованием имущества), то при наличии задолженности штрафные санкции применяются.
11. Каким образом уплачиваются суммы рассрочки начиная с 1 октября 2020 г., если мораторий на увеличение размера базовой арендной величины уже не будет действовать, а по Указу № 150 арендная плата уплачивается исходя из размера базовой арендной величины, установленной на день оплаты?
За пользование недвижимым имуществом в период с 1 апреля до 30 сентября 2020 г. установлен мораторий на увеличение размера базовой арендной величины. В этот же период арендатор имеет право получить отсрочку уплаты арендной платы при подаче арендодателю заявления, в котором необходимо указать в обязательном порядке сроки и размеры ежемесячных платежей по предоставляемой рассрочке.
Таким образом, в заявлении будут прописаны конкретные суммы, рассчитанные с учетом базовой арендной величины 16 рублей 90 копеек (с учетом моратория).
При уплате этих сумм производить перерасчет на увеличенный размер базовой арендной величины не нужно.
12. Указ распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 г., что это значит?
Указ распространяет свое действия на договоры аренды, действие которых началось с 1 апреля 2020 г., а также на все действующие договоры аренды, заключенные до 1 апреля 2020 г., в том числе срок действия которых истекает до 1 января 2021 г.
13. Можно ли в период моратория на увеличение базовой арендной величины арендодателям частной формы собственности рассчитывать арендную плату, исходя из размера 16 рублей 90 копеек, если арендная плата установлена договором аренды в базовых арендных величинах?
Да, можно.
При этом отмечаем, что отношения по сдаче собственного имущества являются договорными и субъекты частной формы собственности самостоятельно определяют размер арендной платы.
Вместе с тем в случае изменения размера арендной платы с учетом размера базовой арендной величины, установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2020 г. № 162, по заявлению арендатора, руководствуясь рекомендацией пункта 11 Указа, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе применить пункт 10 Указа и уменьшить размер арендной платы.
Разъяснение опубликовано 12 мая 2020 г. на интернет-портале Госкомимущества (gki.gov.by).