Закон "О республиканском бюджете на 2014 год" (далее – Закон) разработан на основе прогноза социально-экономического развития и Основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2014 г., параметров денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2014 г., ожидаемого исполнения республиканского и местных бюджетов в 2013 г.
Основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 г.: ВВП – 708,8 трлн. руб., индекс роста ВВП – 103,3 %, индекс роста потребительских цен (инфляция) в среднем за год – 112,7 %, среднемесячный размер заработной платы работников бюджетной сферы (в среднем за год) – 4 459 тыс. руб., курс белорусского рубля к доллару США (в среднем за год) – 9 800 руб.за 1 долл., выручка от реализации продукции, работ, услуг (всего по экономике) – 2 055,4 трлн. руб., объем экспорта товаров – 40 700,0 млн. долл., объем импорта товаров – 44 000,0 млн. долл.
В области налоговой политики в 2014 г. введена государственная пошлина, взимаемая с владельцев транспортных средств за получение разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
Увеличены ставки акцизов на все группы подакцизных товаров, в частности:
– на алкогольную продукцию: крепкий алкоголь – в целом на 27,3 %;
– табачные изделия – на 24–38 %;
– автомобильное топливо – в среднем на 14,5 %.
На остальные группы подакцизных товаров ставки акцизов возросли в среднем на 20 %.
Сохраняются специальные отчисления в бюджет газоснабжающими организациями Минэнерго.
Установлены следующие нормативы отчислений доходов в бюджеты страны, не закрепленные Бюджетным кодексом, которые отнесены к основным показателям республиканского бюджета:
– от налога на прибыль, уплачиваемого организациями, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, а также организациями с преобладающей долей государства, в доход республиканского бюджета – в размере 100 %;
– НДС, получаемого на территории страны, в доход республиканского бюджета – в размере 69 %, в доходы консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска – 31 %, в т.ч. Брестской области – 4,56 %, Витебской – 3,94 %, Гомельской – 4,68 %, Гродненской – 3,47 %, Минской – 4,59 %, Могилевской – 3,53 %, г. Минска – 6,23 %;
– государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, получаемой на территории Республики Беларусь, в доход республиканского бюджета – в размере 50 %, в доходы консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска – 50 %.
Целью денежно-кредитной политики в т.г. станет снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 11 % (декабрь 2014 г. к декабрю 2013 г.). Среднегодовое значение ставки рефинансирования в текущем году сложится на уровне 14–16 % годовых. Обменный курс белорусского рубля будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты. Для сглаживания резких колебаний курса Нацбанк продолжит проводить в ограниченном объеме валютные интервенции.
Международные резервные активы Республики Беларусь с учетом прогнозируемого улучшения состояния платежного баланса увеличатся за 2014 г. на 0,2–0,5 млрд. долл.
Доходы республиканского бюджета
Доходы республиканского бюджета на 2014 г. определены в объеме 128,6 трлн. руб. (18,1 % ВВП).
Темпы роста доходов бюджета в т.г. к ожидаемому исполнению 2013 г. запланированы на уровне 119 %, к 2012 г. – 135,1 %, из них налоговых доходов соответственно 117,6 и 134,5 %.
Основную часть в составе доходов республиканского бюджета занимают налоговые поступления – 84 % (108 трлн. руб.), в т.ч. НДС – 35,6 %, акцизы – 17,7 %, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – 20,3 %, налог на прибыль – 6,3 %.
На долю неналоговых доходов приходится 11,8 % (15,2 трлн. руб.); безвозмездных поступлений – 4,2 % (5,4 трлн. руб.).
Расходы республиканского бюджета
Расходы республиканского бюджета на 2014 г. утверждены в сумме 128,6 трлн. руб. (18,1 % ВВП).
Темпы роста расходов республиканского бюджета в 2014 г. по отношению к ожидаемому исполнению 2013 г. составляют 115,2 %, к 2012 г. – 134,1 %. Удельный вес расходов в ВВП за этот период не претерпел существенных изменений: 18,14, 18,06 и 18,18 % соответственно в 2014, 2013 и 2012 гг.
Наибольшую долю в расходах республиканского бюджета на 2014 г. занимают расходы по разделу "Общегосударственная деятельность" – 50,4 % (64,8 трлн. руб.), темпы роста к исполнению 2013 г. составляют 121,5 %.
Финансирование расходов по подразделам "Государственные органы общего назначения" и "Международная деятельность" прогнозируются соответственно в сумме 3,9 трлн. руб. и 2 трлн. руб., или 121,2 и 123,5 % к предшествующему году.
На обслуживание государственного долга Республики Беларусь направляется 9,9 трлн. руб., что составляет 7,7 % расходов республиканского бюджета. Большая часть этих средств (77,7 %, или 7,7 трлн. руб.) предусматривается на обслуживание внешнего государственного долга.
Платежи по обслуживанию внешнего государственного долга увеличатся по сравнению с 2013 г. на 255,9 млн. долл. и составят 785,3 млн. долл., что обусловлено привлечением в 2013–2014 гг. займов в размере 5,6 млрд. долл.
На обслуживание внутреннего государственного долга запланировано выделение 2,2 трлн. руб. Расходы на обслуживание внутреннего государственного долга в части государственных ценных бумаг увеличатся по сравнению с 2013 г. на 1,2 трлн. руб. (54 %), что вызвано выпуском валютных государственных ценных бумаг в 2013–2014 гг.
В 2014 г. из республиканского бюджета предусмотрено выделить 2,1 трлн. руб. на осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности, в т.ч. на фундаментальные научные исследования – 784,9 млрд. руб., прикладные исследования в области общегосударственной деятельности – 603 млрд. руб., или 107,1 % и 97,1 % к уровню предыдущего года.
Финансирование расходов резервного фонда Президента Беларуси прогнозируется в сумме 1,0 трлн. руб., фонда финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, – 200 млрд. руб.
Около 2/3 (60,2 %) из запланированных на общегосударственную деятельность расходов, или 30,4 % расходов республиканского бюджета, предусматривается направить на межбюджетные трансферты (39 трлн. руб.).
В 2014 г. сохраняется курс на социальную направленность бюджета. В социальную сферу из республиканского бюджета планируется направить 24,4 трлн. руб., или 19 % от его расходов (без всевозможных субсидий, льгот, компенсаций населению и др.). Расходы местных бюджетов на отрасли социальной сферы прогнозируются в сумме 62,7 трлн. руб. С учетом средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (93,6 трлн. руб.) расходы на социальную сферу в стране составят 180,8 трлн. руб., или 25,5 % ВВП (без вложений субъектов хозяйствования и общественных организаций).
Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета на социальную сферу занимают ассигнования на социальную политику – 40,2 % (9,8 трлн. руб.). Из них средства на пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований Комитета госконтроля составляют 6 трлн. руб. (61 % расходов на социальную политику). На помощь в обеспечении жильем (компенсация потерь банкам за предоставленные ими ресурсы на льготное кредитование жилищного строительства и др.) предусматривается 2,8 трлн. руб. (28,2 %).
С учетом расходов местных бюджетов средства на социальную политику составят 16 трлн. руб. (7,8 % расходов консолидированного бюджета).
Расходы республиканского бюджета на образование в 2014 г. прогнозируются в сумме 6,6 трлн. руб., или 5,1 % его объема. Большая часть этих средств (71,9 %, или 4,7 трлн. руб.) приходится на высшее и послевузовское образование.
Общий размер бюджетного финансирования на образование запланирован в сумме 35,4 трлн. руб., или 17,2 % расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.
В части финансирования здравоохранения расходы республиканского бюджета предусмотрены в объеме 5,7 трлн. руб. (4,5 %), из которых 47,8 % (2,7 трлн. руб.) направляются на содержание организаций здравоохранения.
С учетом расходов местных бюджетов размер ассигнований на здравоохранение на 2014 г. составит 29 трлн. руб. (14,1 % расходов консолидированного бюджета). Расходы республиканского бюджета по разделу "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" установлены в сумме 2,3 трлн. руб., в т.ч. на физическую культуру и спорт – 839 млрд. руб., культуру – 719 млрд. руб., СМИ – 676 млрд. руб.
С учетом расходов местных бюджетов общий объем финансирования составит 6,7 трлн. руб., или 3,3 % расходов консолидированного бюджета страны.
На поддержку отраслей национальной экономики в 2014 г. из республиканского бюджета запланировано выделить 18,6 трлн. руб. (14,5 %), в т.ч. на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность – 7,5 трлн. руб., или 40,4 % расходов на национальную экономику. Из указанных средств 1,1 трлн. руб. предусматривается на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции, а основная их часть (5,3 трлн. руб., или 70,9 %) – на компенсацию потерь банков в связи с выдачей льготных кредитов организациям АПК и льготированием процентов по полученным кредитам.
Финансирование промышленности, строительства и архитектуры прогнозируется в сумме 3,8 трлн. руб., из которых 99,9 % направляется на возмещение, компенсацию (уплату) процентов по кредитам, предоставленным банками юридическим лицам данных отраслей.
На финансирование дорожного хозяйства предусматривается 3,1 трлн. руб., из них 51,6 % (1,6 трлн. руб.) будет использовано на содержание и текущий ремонт автомобильных дорог.
На топливо и энергетику запланировано выделение 2,1 трлн. руб. Немногим более половины (52,8 %) из этих средств направляется на строительство (реконструкцию) объектов инженерной инфраструктуры для районов жилой застройки для энерго- и газоснабжающих организаций Минэнерго.
Что касается выделения средств республиканского бюджета на другие отрасли экономики, то их финансирование предусматривается в небольших размерах. Так, на лесное хозяйство выделяется 1,2 трлн. руб., на транспорт и связь – соответственно 249 млрд. руб. и 239 млрд. руб. Следует заметить, что в условиях перехода к рыночной экономике и ограниченности бюджетных средств бюджетные ассигнования в первую очередь должны направляться на финансирование особо важных объектов производственного назначения, ориентированных на выпуск конкурентной по качеству и цене продукции, решение проблем импортозамещения и энергосбережения, разработку и внедрение новых прогрессивных технологий.
Всего с учетом расходов местных бюджетов объем ассигнований на отрасли национальной экономики составит 30,3 трлн. руб.
На национальную оборону из республиканского бюджета направляется 7,1 трлн. руб. (5,6 %). Из местных бюджетов на эти цели предусматривается 29 млрд. руб.
В т.г. на финансирование органов судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности из республиканского бюджета выделяется 12,8 трлн. руб., или 10 % от объема его расходов. В частности, на функционирование органов внутренних дел направляется 5,0 трлн. руб. (3,9 %), органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы и государственной безопасности соответственно 1,3 трлн. руб. (1 %), 1,1 трлн. руб. (0,9 %) и 1 трлн. руб. (0,8 %) и др.
На финансирование данных видов деятельности из средств местных бюджетов предусматривается выделение 610 млрд. руб.
На охрану окружающей среды прогнозируется 655 млрд. руб. С учетом средств местных бюджетов общая величина расходов на эти цели возрастает до 865 млрд. руб.
Расходы республиканского бюджета на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство определены в размере 101 млрд. руб. Основной объем расходов приходится на местные бюджеты – 15,2 трлн. руб. (7,4 % расходов консолидированного бюджета).
Бюджетный дефицит и государственный долг
На 2014 г. планирование республиканского бюджета выполнено на бездефицитной основе.
Объем внутреннего финансирования дефицита республиканского бюджета запланирован в сумме 11,9 трлн. руб., объем внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета – минус 1,2 млрд. долл. (минус 11,9 трлн. руб.).
Закон утвердил: лимит внутреннего государственного долга страны в размере 50 трлн. руб.; лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 36 трлн. руб.; лимит внешнего государственного долга – 15,5 млрд. долл.; лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 3 млрд. долл. Утвержденные Законом лимиты обеспечивают сохранение государственного долга Республики Беларусь в пределах экономической безопасности.
Таким образом, темпы роста доходов и расходов республиканского бюджета в 2014 г. по отношению к исполнению бюджета в 2013 г. превышают запланированный уровень инфляции на текущий год, что указывает на реальный прогнозируемый рост этих показателей.