С 1 июля 2020 года льгот станет больше
Случаи освобождения от обязанности по организации сбора, обезвреживания или использования отходов для производителей и поставщиков содержатся:
Указ № 16 расширил перечень таких случаев. Новые льготы предусмотрены в отношении:
1) товаров и упаковки, которые используются государственными органами и некоммерческими организациями для достижения целей, ради которых они созданы, а также медицинской техники и товаров медицинского назначения, кроме ртутных термометров (подп. 1.3 и 1.5 п. 1 приложения 1 к Указу № 16).
Отметим, что до 1 июля 2020 г. освобождение предоставляется только в отношении упаковки для медицинской техники и товаров медицинского назначения (абз. 3 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313), а на сами товары, если они были в перечне, обязанность распространяется;
2) шин, используемых в качестве сырья (материалов, комплектующих) при производстве продукции в организациях, основным видом деятельности которых является производство транспортных средств (подп. 1.13 п. 1 приложения 1 к Указу № 16);
3) индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) в части упаковки |*|, в которую упакованы товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, используемые в их деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и для общехозяйственных нужд либо реализуемые при осуществлении ими розничной торговли или общественного питания (подп. 1.2 п. 1 приложения 1 к Указу № 16).
В данном случае освобождение распространяется только на упаковку для ввезенных товаров, но не на сами товары, которые содержатся в перечне. То есть если ИП ввозит, например, бытовую технику (даже для розничной торговли), то обязанность в отношении техники будет возникать.
Справочно: под общехозяйственными нуждами |*|*| понимаются потребности производителей и поставщиков, не связанные непосредственно с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
** Возникает ли у организации обязанность по Указу № 313 при ввозе товаров для хозяйственных нужд
Урегулирован вопрос освобождения от обязанности в отношении товаров и упаковки, которые в связи с утратой потребительских свойств переданы на захоронение или утрачены в связи с чрезвычайными обстоятельствами (подп. 1.15 п. 1 приложения 1 к Указу № 16).
Также предусмотрены некоторые изменения по освобождению производителей полимерной упаковки и изделий из пластмасс в связи с использованием для их производства полимерных отходов. В соответствии с Указом № 313 для освобождения нужно использовать не менее 30 % отходов. Указом № 16 предусмотрено постепенное увеличение доли отходов в производстве для освобождения: с 2021 г. – 35 %, с 2023 г. – 40 % (подп. 1.8 п. 1 приложения 1 к Указу № 16).
В Указ № 16 не включены:
– льгота по земельному налогу, которая содержалась в подп. 1.9 п. 1 Указа № 313, так как данные положения Указа № 313 перенесены в НК [3];
– льгота, которая в настоящее время содержится в абз. 13 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.
Она освобождает производителей и поставщиков от выполнения обязанности в части полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, используемые в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд. Соответственно срок ее действия – до 1 июля 2020 г.
Розница по-прежнему должна осуществлять сбор отходов товаров от населения
Сохранена в Указе № 16 (п. 2) обязанность для организаций, осуществляющих розничную торговлю товарами, обеспечить сбор от населения отходов, образующихся после утраты этими товарами своих потребительских свойств, в порядке, установленном Советом Министров. Сбор может осуществляться в местах реализации (ремонта, технического обслуживания).
Справочно: в настоящее время порядок сбора от физических лиц организациями, осуществляющими розничную торговлю, товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки в местах их реализации (ремонта, технического обслуживания) установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2014 № 1124.
Будет определен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения льготы
Для отсутствия вопросов в части обоснованности применения освобождения от обязанности Советом Министров будет установлен перечень подтверждающих документов. Это позволит исключить неоднозначность в части подтверждения наличия или отсутствия оснований для освобождения от выполнения обязанности, так как в практике применения Указа № 313 часто возникали вопросы по документальному подтверждению льгот.
Уточнен порядок представления оператору информации о выполнении обязанности
Еще одним нововведением Указа № 16 является то, что теперь почти всем производителям и поставщикам (кроме указанных выше индивидуальных предпринимателей и ряда организаций, например консульских учреждений, некоммерческих организаций) необходимо представлять информацию о выполнении обязанности, в которой будут указаны в т.ч. основания для освобождения от выполнения обязанности (п. 3 приложения 1 к Указу № 16).
В настоящее время согласно Указу № 313 производители и поставщики, которые освобождены от выполнения обязанности, информацию оператору не представляют.
Вводятся новые виды компенсаций за сбор отходов
Направления расходования средств, которые по сравнению с Указом № 313 расширены, перечислены в п. 4 приложения 2 к Указу № 16.
Наиболее значимыми изменениями для потенциальных получателей является введение новых видов компенсации |*| расходов:
– организациям, осуществляющим использование или обезвреживание отходов (абз. 4 п. 4 приложения 2 к Указу № 16).
В настоящее время компенсация выплачивается только организациям, которые собирают отходы или многооборотную упаковку и передают их на использование (часть первая подп. 1.6 п. 1 Указа № 313).
Этот вид компенсации в Указе № 16 сохранен (абз. 2 и 3 п. 4 приложения 2 к Указу № 16);
– производителям продукции за использование экологичной упаковки при производстве (абз. 5 п. 4 приложения 2 к Указу № 16).
Компенсация будет выплачиваться при условии использования упаковки, произведенной на территории республики с использованием вторичных материальных ресурсов (часть четвертая п. 5 приложения 2 к Указу № 16).
Важно! Конкретные виды отходов, за сбор и использование которых будет выплачиваться компенсация, а также виды продукции и используемой упаковки, за использование которой при производстве можно получить поддержку, будут установлены Советом Министров.
Кроме того, Указом № 16 предусмотрено, что размеры компенсации могут различаться не только по видам отходов, но и, например, исходя из способа их сбора или применяемой технологии их использования (п. 7 приложения 2 к Указу № 16).
С 1 июля 2020 г. сохраняется порядок невыплаты компенсации производителям и поставщикам за отходы товаров и упаковки, собранные с применением собственной системы сбора отходов для выполнения обязанности.
Иные случаи, в которых компенсация не будет выплачиваться (основания для отказа в выплате), будут установлены Советом Министров при утверждении порядка выплаты компенсации (часть первая п. 8 приложения 2 к Указу № 16).
Соответственно с 1 июля 2020 г. утратит силу Инструкция № 26 [4].
Организации и ИП, претендующие |*| на получение компенсации за сбор отходов, как и сейчас, должны будут регистрироваться в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку отходов. Порядок ведения этого реестра с 1 июля 2020 г. будет устанавливать Совет Министров, а не Минжилкомхоз.
С 1 июля 2020 года будет действовать единый порядок закупок товаров (работ, услуг), приобретаемых организациями за счет средств, получаемых от оператора
Сегодня такой порядок отсутствует. Закупки проводятся в соответствии с установленным у каждого получателя порядком закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств.
Указ № 16 предусматривает, что с 1 июля 2020 г. все получатели средств на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование системы обращения с отходами, должны будут при закупке товаров (работ, услуг) соблюдать единый порядок проведения закупок, установленный Советом Министров (п. 10 приложения 2 к Указу № 16).
В приложении 3 к Указу № 16 для удобства систематизированы и обобщены определения наиболее важных терминов, которые в Указе № 313 были даны по тексту в различных структурных элементах.