Отменены строгие требования к бумажным формам расчетных документов
1. Для обеспечения условий по внедрению в платежную систему Республики Беларусь методологии стандарта ISO 20022 предусмотрена отмена строгих требований к бумажным формам расчетных документов (платежных поручений и платежных требований), установленных Инструкцией № 66.
В настоящее время поля этих форм имеют фиксированную длину и не позволяют вместить номера счетов клиентов, идентификационные коды банков, структура которых с 4 июля 2017 г. будет определяться:
– постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 27.07.2015 № 440 «О структуре номера счета» (вступает в силу 4 июля 2017 г.);
– Инструкцией о порядке присвоения Национальным банком Республики Беларусь банковских идентификационных кодов и ведения справочника банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 07.08.2015 № 472.
Справочно: форма внешнего представления электронных расчетных документов (платежных поручений, платежных требований) определена техническими кодексами установившейся практики (далее – ТКП):
– 063.1-2012 (07040) «Банковская деятельность. Информационные технологии. Процессы создания и воспроизведения на бумажном носителе электронных документов, используемых для совершения банковских операций. Специальные требования. Платежные поручения»;
– 063.2-2012 (07040) «Банковская деятельность. Информационные технологии. Процессы создания и воспроизведения на бумажном носителе электронных документов, используемых для совершения банковских операций. Специальные требования. Платежные требования».
Эти ТКП утверждены постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 04.05.2012 № 225 «Об утверждении технических кодексов установившейся практики».
С момента вступления в силу постановления № 73 платежные поручения и платежные требования на бумажном носителе будут оформляться по формам внешнего представления электронных расчетных документов, определенных в ТКП (подп. 1.3 п. 1 постановления № 73).
Из-за отсутствия ТКП, определяющего порядок создания и воспроизведения платежного ордера, в приложениях 4, 41 к Инструкции № 66 (в редакции постановления № 73) сохранена его форма с изменением реквизитов, позволяющим вместить новые номера счетов.
2. Определены общий перечень и описание реквизитов для всех расчетных документов, отметки банков, которые они должны содержать, для удобства в работе банков и исключения дублирования норм об оформлении каждого расчетного документа (подп. 1.28 п. 1 постановления № 73).
3. В подп. 12.1 п. 12 Инструкции № 66 внесены изменения. Их цель:
– исключить дублирование норм Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 165-З |*|);
– уменьшить перечень дополнительных реквизитов, которые необходимо указывать в платежных инструкциях плательщика, т.е. теперь не нужно указывать идентификационный номер (подп. 1.8 п. 1 постановления № 73).
* Комментарий к Закону № 165-З
4. Предусмотрена возможность осуществления банковского перевода в пользу нескольких бенефициаров – физических лиц, обслуживающихся как в банке-отправителе, так и в ином банке, на основании сводного платежного поручения, в случаях:
– предусмотренных договором, заключенным между банком-отправителем и плательщиком;
– определенных банком-отправителем (подп. 1.12 п. 1 постановления № 73).
В сводном платежном поручении должны быть указаны:
– наименование и номер счета плательщика;
– фамилии, собственные имена, отчества (если таковые имеются) и номера счетов бенефициаров – физических лиц в банке-отправителе или ином банке в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Нацбанка;
– суммы переводов по каждому бенефициару – физическому лицу;
– иная необходимая информация, определяемая банком с соблюдением требований законодательства об информации, информатизации и защите информации.
Определено, что форма сводного платежного поручения определяется техническими нормативными правовыми актами Нацбанка, устанавливающими требования к процессам создания и воспроизведения на бумажном носителе электронных документов, используемых для совершения банковских операций.
5. Сохранена возможность осуществления банковского перевода на основании платежной инструкции со списком и реестром с использованием сборных лицевых счетов и счетов по учету средств на временной основе. При этом в списках и реестрах счета клиентов должны указываться в соответствии с нормативными правовыми актами Нацбанка, определяющими требования к структуре номера счета (подп. 1.10, 1.14 п. 1 постановления № 73).
6. Предоставлена дополнительная возможность использования электронных сообщений при осуществлении расчетов, за исключением случаев, когда Налоговым кодексом Республики Беларусь, Бюджетным кодексом Республики Беларусь и другими законодательными актами предусмотрено применение в расчетах электронных документов (подп. 1.1, 1.2, 1.5, 1.9, 1.11, 1.13 п. 1 постановления № 73).
В редакции постановления № 73 под электронным сообщением понимается сообщение, сформированное с помощью программно-аппаратных средств и технологий, применяемых по соглашению банка с клиентом, и содержащее информацию, необходимую для осуществления банковского перевода, сведения об исполнении платежных инструкций, состоянии счетов, иные сведения, предусмотренные условиями договора, заключенного между банком и клиентом.
Урегулированы вопросы, возникающие при осуществлении расчетов в форме банковского перевода
1. Предусмотрена возможность урегулирования в договоре между банком и клиентом вопросов представления, отзыва и изменения заявлений на акцепт (подп. 1.15 п. 1 постановления № 73).
2. Предусмотрено взыскание:
– с конверсией, покупкой, продажей на основании исполнительных документов нотариусов, судебных исполнителей в связи с вынесением ими документов, являющихся основанием для списания денежных средств в бесспорном порядке (исполнительные надписи, постановления) в различной валюте;
– с продажей – на основании исполнительных документов органов, ведущих административный процесс, территориальных органов ФСЗН Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь в связи с предоставленными им полномочиями (подп. 1.16 п. 1 постановления № 73);
– денежных средств через уполномоченное лицо в пользу нерезидента на основании исполнительной надписи нотариуса в связи с изменением законодательства, регулирующего его деятельность в Республике Беларусь (подп. 1.17 п. 1 постановления № 73).
3. Исключено требование об обеспечении соответствия суммы электронного платежного требования сумме электронного исполнительного документа в связи с особенностями электронного взаимодействия финансовых органов с банковской системой по предъявлению исполнительных документов (подп. 1.19 и 1.20 п. 1 постановления № 73).
4. Исключен дополнительный контроль за исполнением платежных требований с исполнительными документами (подп. 1.21 и 1.22 п. 1 постановления № 73).
5. Предусмотрена возможность зачисления денежных средств на счета бенефициаров – физических лиц по иным реквизитам, указанным в межбанковском платежном поручении, позволяющим банку однозначно идентифицировать клиента (подп. 1.23 п. 1 постановления № 73).
6. Урегулирован вопрос зачисления банком-получателем денежных средств на счет бенефициара при получении межбанковского платежного поручения от банка-отправителя, с которым у банка-получателя не установлены корреспондентские отношения (подп. 1.24 п. 1 постановления № 73).
7. Определена возможность использования банками промежуточных счетов для учета средств клиентов |*|, банков при подкреплении корреспондентских счетов «Ностро» (подп. 1.27 п. 1 постановления № 73).
* Материалы «Прямой линии» об оказании банковских услуг
Изменения, предусмотренные в подп. 1.4, 1.6, 1.7, 1.13, 1.22, 1.25, 1.26 п. 1 постановления № 73, носят редакционный характер.