Скидка со сформированной розничной цены основывается на снижении стоимости товаров либо на определенный процент, либо на определенную сумму. Такое снижение стоимости может быть обусловлено как выполнением покупателем особых условий (например, приобретением большого количества товаров), так и ценовой политикой, проводимой продавцом (например, предоставление скидок в праздничные дни абсолютно всем покупателям). В настоящее время законодательство РБ дает право субъектам хозяйствования самостоятельно определять порядок предоставления скидок.
Организации торговли, изъявившие желание провести акцию продажи товаров со скидкой, могут применять следующие виды скидок (см. табл. 1):
Справочно: торговая скидка – это скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю в связи с условиями сделки и в зависимости от текущей конъюнктуры рынка (подп. 3.7.7 п. 3 СТБ 1393-2003 "Торговля. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 28.04.2003 № 22).
Важно! Товары, реализуемые по фиксированным ценам (сахар, сигареты, водка и т.д.), не подпадают под действующие в розничном магазине системы скидок, поскольку цена на них установлена законодательством и продавец не вправе ее изменить.
Предоставление скидок должно быть документально оформлено
Субъекты хозяйствования при предоставлении скидок покупателям должны самостоятельно разработать порядок их применения (п. 2 письма Минторга РБ от 25.01.2012 № 07-09/37к "О предоставлении скидок").
Разработанный порядок предоставления скидок (либо иной аналогичный документ) целесообразно утверждать приказом руководителя организации. В этом документе рекомендуется указать виды предоставляемых скидок, их размеры, условия и порядок предоставления, перечень товаров, на которые предоставляются скидки, меры ответственности работников за несоблюдение утвержденного порядка.
Важно! Размеры предоставляемых скидок не могут быть меньше или больше установленных порядком размеров; условия предоставления скидок должны быть одинаковыми для всех покупателей; розничная цена товара, уменьшенная на размер скидки, подлежит округлению в порядке, установленном законодательством.
Субъект хозяйствования имеет возможность прописать норму об округлении цен на товары (суммы покупки) после предоставления скидки как в документе, регулирующем порядок предоставления скидки (внести изменения во внутренний порядок, принятый в организации), так и в документе, регулирующем порядок округления цен.
О системе предоставления скидок следует уведомить покупателей, для чего могут использоваться как средства массовой информации, Интернет, так и соответствующие объявления, размещаемые непосредственно в магазине.
Важно! При проведении рекламных мероприятий (в т.ч. рекламных акций) в целях стимулирования реализации запрещено предоставление скидок на пиво, слабоалкогольные и алкогольные напитки (п. 2 ст. 17, п. 2 ст. 18 Закона РБ от 10.05.2007 № 225-З "О рекламе").
Правильно отражаем скидки в бухгалтерском учете
Снижение розничных (продажных) цен (кроме фиксированных) в организациях розничной торговли на товары в период проведения скидок осуществляется за счет уменьшения размера или отмены торговой надбавки (наценки).
Предоставление скидки для продавца не считается расходами, а является уменьшением ранее заявленной продажной цены, причем цена товара с учетом скидки и будет являться ценой, предусмотренной договором розничной купли-продажи.
Справочно: договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 463 Гражданского кодекса РБ).
При ведении учета по розничным (продажным) ценам цену реализации товара с учетом скидки следует корректировать за счет торговой надбавки и суммы НДС в цене товара. Для отражения данной хозяйственной операции в организации торговли предназначен счет 42 "Торговая наценка" (п. 33 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50).
Рассмотрим порядок отражения скидки в бухгалтерском учете организации розничной торговли.
Пример 1. Снижение цен за счет уменьшения торговой надбавки
Стоимость приобретенных покупателем товаров с учетом скидки в размере 10 % по кассовому чеку составляет 1 123 200 руб. Продажная цена товара без скидки составляла 1 248 000 руб. и была сформирована с учетом торговой надбавки в размере 30 % – 240 000 руб., НДС по ставке 20 % – 208 000 руб. Расходы на реализацию (условно) – 36 000 руб. Порядок отражения в учете снижения цен см. в табл. 2.
Нередко по инициативе Минторга одновременно по всей торговой сети республики проходят акции по реализации товара со скидкой. В этот день в торговой сети по всей республике применяются скидки в диапазоне 15–20 % "за счет согласованного снижения цен на непродовольственные товары организациями-производителями и надбавок торговыми организациями".
Рассмотрим, как отразить реализацию товара со скидкой за счет снижения цены на товар организацией-производителем и надбавки торговой организации.
Пример 2. Снижение цен на товар по согласованию с поставщиком
Организация розничной торговли приобрела товар в количестве 10 шт. у поставщика с условием последующей оплаты на сумму 8 400 000 руб., в т.ч. НДС по ставке 20 % – 1 400 000 руб.
На единицу товара была установлена розничная цена в размере 1 092 000 руб. с учетом торговой надбавки в размере 30 %, НДС по ставке 20 %.
В единый день скидок организация розничной торговли реализовала данный товар в количестве 8 шт. со скидкой 20 % за 873 600 руб. за 1 ед. товара.
С поставщиком было заключено дополнительное соглашение об уменьшении отпускной цены на 10 % на товар, реализованный в единый день скидок, т.е. на 8 ед. товара.
Поставщику были перечислены денежные средства за полученный товар в количестве 10 шт. с учетом предоставленной скидки.
Расходы на реализацию (условно) – 484 000 руб.
На конец месяца товар в количестве 2 шт. не реализован.
Расчет розничной (продажной) цены 1 ед. товара будет следующим (см. табл. 3):
В учете организации составляются проводки (см. табл. 4):
Покупатель имеет право на возврат либо обмен товара
После проведения распродаж потребитель имеет право на возврат либо обмен товара. Рассмотрим ситуации, которые могут возникнуть в случае желания потребителя вернуть или обменять товар.
Замена или возврат товара ненадлежащего качества. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
– замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
– соразмерного уменьшения покупной цены товара;
– незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
– возмещения расходов по устранению недостатков товара.
Данная норма оговорена в пп. 1, 2 ст. 20 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З "О защите прав потребителей" (далее – Закон № 90-З).
Потребитель вправе требовать расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено, – на момент вынесения судом решения.
Важно! В случае предъявления покупателем требования о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате ему денежных средств по цене товара на момент расторжения договора продавец обязан удовлетворить его требования.
Пример 3. Возврат товара ненадлежащего качества
Розничная (продажная) цена товара – 840 000 руб. Товар был реализован за 672 000 руб. с учетом скидки 20 %. При расторжении договора розничной купли-продажи по причине продажи товара ненадлежащего качества покупателю после завершения акции возвращаются денежные средства в размере 840 000 руб.
Обмен или возврат товара надлежащего качества (кроме пищевых продуктов). Потребитель вправе возвратить непродовольственный товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом, в течение 14 дней с момента передачи ему такого товара, если более длительный срок не объявлен продавцом в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, за исключением товара, включенного в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 14.06.2002 № 778 (ст. 28 Закона № 90-З). Обмен товара надлежащего качества производится с соблюдением всех условий возврата и обмена товара надлежащего качества.
В случае возврата товара надлежащего качества продавец обязан выплатить потребителю денежную сумму, уплаченную за товар, т.е. цену товара на момент его приобретения с учетом действующей на момент продажи скидки. Требование потребителя о выплате ему денежной суммы в размере цены, установленной на день возврата товара надлежащего качества, является необоснованным.
Пример 4. Возврат товара надлежащего качества
После завершения акции покупатель возвращает товар надлежащего качества, приобретенный со скидкой в размере 10 %, стоимостью 495 000 руб. (цена без учета скидки составляла 550 000 руб.). Продавец выплачивает покупателю денежные средства в размере 495 000 руб.
Если потребителю была предоставлена скидка на количество приобретенного товара или скидка на сумму (стоимость), то при возврате потребителем части приобретенного товара надлежащего качества продавец вправе отказать ему в удовлетворении его требования. Потребитель обязан вернуть весь товар, приобретенный со скидкой.
Пример 5. Возврат части реализованного товара
Согласно утвержденному порядку о предоставлении скидок при покупке 2 ед. товара покупателям предоставлялась скидка в размере 40 %. Покупатель вправе вернуть 2 ед. товара надлежащего качества, реализованные ему с учетом скидки. При возврате 1 ед. товара продавец вправе отказать покупателю в удовлетворении его требований.