Приведенным постановлением Минтранса утверждена Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной "CMR" (далее – Инструкция).
Напомним, что постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов" (далее – постановление № 360) утвержден перечень первичных учетных документов, которые утверждаются уполномоченными государственными органами, определенными в данном перечне. В указанном перечне СМR-накладная не поименована.
Формы первичных учетных документов, не указанных в названном перечне, могут утверждаться руководителем организации или индивидуальным предпринимателем либо республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином (подп. 1.3 п. 1 постановления № 360).
Оформление международной товарно-транспортной накладной "CMR" по форме, приведенной в Инструкции, обязательно при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь. При отправлении груза с территории иных государств форма бланка такой накладной также может применяться.
Главное новшество документа: накладная должна быть оформлена на таком количестве страниц (в таком количестве подлинных экземпляров), которое удовлетворит потребности всех участников перевозки.
Можно оформлять необходимое количество CMR-накладных
Ранее CMR-накладную отправитель выписывал не менее чем на 4 страницах в Европе, чаще всего на трех. Это вызывало определенные проблемы. Как правило, перевозчик прибывал на границу, имея на руках 2 экземпляра CMR-накладной с "живыми" печатями. Даже если экземпляров накладной и было больше, то таможенные органы, руководствуясь таможенными документами, проставляли свои печати лишь на 2 экземплярах. При сдаче грузаперевозчик передавал 1 экземпляр грузополучателю и на руках у него оставался лишь 1 экземпляр. Из-за него и разгорались споры: он одновременно был нужен и экспедитору, и налоговым органам, и перевозчику.
В Инструкции указано, что теперь таможенный орган при совершении таможенной операции должен оформить не менее 3 страниц CMR-накладной.
Таким образом, при перевозке груза может быть оформлено необходимое количество страниц CMR-накладной. И все они должны иметь равную юридическую силу, а следовательно, на всех должны быть штампы отправителя, перевозчика, получателя и, при необходимости, иных государственных органов.
Правильное оформление CMR-накладной позволит рассчитать время простоя
Следует обратить внимание на норму п. 29 Инструкции. Она обязывает грузополучателя при приеме груза у перевозчика сделать не просто отметку в гр. 24 CMR-накладной, а указать дату получения груза, а также время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах. Выполнение указанных требований законодательства позволит избежать спорных ситуаций, касающихся оплаты сверхнормативных простоев.
Инструкция повторила нормы КДПГ и прописала порядок оформления CMR-накладных, если груз следует в адрес нескольких получателей либо если получатель груза один, но груз размещен в нескольких транспортных средствах. В таких ситуациях необходимо составить несколько накладных:
– в первой – в адрес каждого получателя – отдельная накладная;
– во второй – для каждого автомобиля также нужно оформить отдельную накладную.
Это связано с тем, что CMR-накладная подтверждает заключение договора перевозки, а сторонами данного договора являются отправитель, перевозчик и получатель.
В остальном документ носит редакционный характер.
От редакции:
О том, что следует отражать в CMR-накладной, читатели могут узнать, ознакомившись с материалом А. Шинкевич "Правила заполнения международной товарно-транспортной накладной" (см.: Гл. бухгалтер. – 2012. – № 10. – С. 93–98).