__________________________
* Постановление Минфина РБ от 31.10.2011 № 111 "Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187" (далее – постановление № 111).
В действующей редакции постановления № 111 и Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной этим постановлением (далее – Инструкция № 111), установлены только формы бухгалтерской отчетности. Ранее в Инструкции № 111 был приведен состав годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности.
Каким документом следует руководствоваться коммерческой организации при составлении квартальной отчетности?
Действительно, в Инструкции № 111 в 2014 г. произошли изменения. В настоящее время она не содержит состав годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности.
Чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к ст. 15 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон). В ней сказано, что годовая и промежуточная отчетность (за исключением месячной отчетности) коммерческих организаций состоят:
– из бухгалтерского баланса;
– отчета о прибылях и убытках;
– отчета об изменении собственного капитала;
– отчета о движении денежных средств;
– примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством РБ.
Месячная отчетность коммерческих организаций состоит из бухгалтерского баланса.
В отношении представления промежуточной отчетности в Законе определено следующее: организации (за исключением Нацбанка РБ, банков, бюджетных организаций, страховых организаций) представляют промежуточную индивидуальную отчетность в порядке и сроки, установленные:
– собственником имущества (учредителями, участниками) организации и иными лицами, уполномоченными на получение промежуточной индивидуальной отчетности законодательством РБ или учредительными документами этой организации;
– государственными органами, иными государственными организациями, подчиненными Правительству, если отчитывающиеся организации находятся в их подчинении (входят в их состав) или являются хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам и переданы в управление этим органам, организациям.
Иных требований, касающихся представления промежуточной отчетности, ни Закон, ни постановление № 111, ни Инструкция № 111 не содержат.
Напомним также норму ст. 641 Налогового кодекса РБ (далее – НК): организации, включенные в перечень крупных плательщиков, должны представлять в налоговые органы по месту постановки на учет по установленным форматам в виде электронного документа промежуточную индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность (за исключением месячной отчетности) не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.
Заметим, что в 2014 г. эта норма является неработающей. Поясним, почему.
В ст. 641 НК сказано, что перечень крупных плательщиков утверждает МНС до 1 октября года, предшествующего году еговведения в действие.
Перечень крупных плательщиков вводится в действие с 1 января года, следующего за годом его утверждения, и не подлежит изменению в течение 2 календарных лет (исключение составляют случаи, предусмотренные частью третьей п. 5 ст. 641 НК). Как известно, на 2014 г. такой перечень не утвержден, а значит, требование о представлении промежуточной индивидуальной бухгалтерской отчетности согласно норме ст. 641 НК выполнять некому.
Справочно: в перечень крупных плательщиков включаются белорусские организации, имеющие выручку (доходы) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав согласно налоговым декларациям (расчетам) по налогу на прибыль за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, не менее 1 000 000 000 000 бел. руб. при одновременном наличии одного из следующих показателей:
– суммарный объем налогов, сборов (пошлин), исчисленных организацией в году, предшествующем году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, превышает 75 000 000 000 бел. руб.;
– разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, согласно налоговой декларации (расчету) по НДС за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, превышает 75 000 000 000 бел. руб.
В п. 6 Инструкции № 111 ранее была норма следующего содержания: "В случае реорганизации организации в форме слияния (присоединения) показатели бухгалтерской отчетности на конец года, предшествующего отчетному году (далее – предыдущий год), формируются с учетом сумм, указанных в аналогичной отчетности на конец предыдущего года сливающихся (присоединяющихся) организаций". В настоящее время эта норма отсутствует.
Как следует заполнять данные за 2013 г. в бухгалтерской отчетности в случае присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "А" (ООО "А") общества с ограниченной ответственностью "Б" (ООО "Б") в июне 2014 г.?
Действительно, приведенная в вопросе норма п. 6 Инструкции № 111 исключена из документа (постановление Минфина РБ от 10.12.2013 № 84; далее – постановление № 84) и в настоящее время не действует. Таким образом, при присоединении в июне 2014 г. к ООО "А" ООО "Б" при составлении отчетности за II квартал 2014 г. ООО "А" показатели на 31 декабря 2013 г. нужно отражать без учета соответствующих показателей отчетности ООО "Б".
Постановление № 84 внесло изменения в порядок заполнения строк "Долгосрочные финансовые вложения" (стр. 150) и "Краткосрочные финансовые вложения" (стр. 260), "Краткосрочная кредиторская задолженность по оплате труда" (стр. 635) бухгалтерского баланса.
В чем суть этих изменений?
В 2014 г. по статье "Долгосрочные финансовые вложения" (стр. 150) баланса следует отражать суммы долгосрочных финансовых вложений, учитываемые на счете 06 "Долгосрочные финансовые вложения", погашение которых ожидается более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
Соответственно изменились данные статьи "Краткосрочные финансовые вложения" (стр. 260) баланса. В ней организации отражают суммы краткосрочных финансовых вложений, учитываемые на счете 58 "Краткосрочные финансовые вложения", за исключением сумм краткосрочных финансовых вложений в высоколиквидные долговые ценные бумаги других организаций, установленный срок погашения которых не превышает 3 месяцев, а также суммы долгосрочных финансовых вложений (за исключением сумм долгосрочных финансовых вложений в уставные фонды других организаций), учитываемые на счете 06 "Долгосрочные финансовые вложения", погашение которых ожидается в течение 12 месяцев после отчетной даты.
Пример. Отражение в балансе задолженности по долгосрочному займу
На 31 июня 2014 г. на счете 06 числится дебетовое сальдо на сумму долгосрочного займа, предоставленного другой организации, в сумме 700 млн. руб. Возврат займа согласно договору должен произойти частями: 400 млн. руб. в июне 2015 г.; 250 млн. руб. – в сентябре 2015 г.; 50 млн. руб. – в январе 2016 г.
В бухгалтерском балансе на 31 июня 2014 г. следует отразить:
– по статье "Долгосрочные финансовые вложения" (стр. 150) − 300 млн. руб.;
– по статье "Краткосрочные финансовые вложения" (стр. 260) − 400 млн. руб.
По стр. 635 "Краткосрочная кредиторская задолженность по оплате труда" кроме кредиторской задолженности перед работниками по оплате труда, учитываемой на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", нужно отражать информацию по кредиторской задолженности перед работниками по начисленным, но не выплаченным в установленный срок суммам (депонированные суммы заработной платы), учитываемой на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Постановлением Минфина от 31.12.2013 № 96 в Инструкцию по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденную постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102, внесены отдельные изменения. Одно из них коснулось порядка отражения в учете доходов и расходов, связанных с чрезвычайными ситуациями. Так, ранее указанные доходы и расходы организации включали в состав иных доходов и расходов, учитываемых на счете 91 "Прочие доходы и расходы". В настоящее время они учитываются в составе доходов и расходов по текущей деятельности.
Как указанные доходы и расходы следует отражать в отчете о прибылях и убытках?
Изменения, произошедшие в указанной в вопросе Инструкции, повлекли изменения в отчетности, в частности, в отчете о прибылях и убытках. Так, постановлением № 84 из отчета о прибылях и убытках исключен показатель "Иные доходы и расходы" (стр. 140), в которой организации отражали доходы и расходы, связанные с чрезвычайными ситуациями. Указанные доходы и расходы нужно включить соответственно в показатели "Прочие доходы по текущей деятельности" (стр. 070), "Прочие расходы по текущей деятельности" (стр. 080) отчета о прибылях и убытках.
Отчет о прибылях и убытках дополнен показателем "Прочие платежи, исчисляемые из прибыли (дохода)" (стр. 200).
Какая информация должна быть отражена в этой строке?
По разъяснениям специалистов Минфина, показатель "Прочие платежи, исчисляемые из прибыли (дохода)" (стр. 200) должен содержать информацию о начисленных по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" суммах:
– прибыли, полученной от проведения республиканских субботников;
– платы и средств от сдачи в аренду, перечисляемых в республиканский бюджет в соответствии с Указом Президента РБ от 29.03.2012 № 150 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом" (с изменениями и дополнениями);
– отчислений во внебюджетные централизованные инвестиционные фонды в соответствии с Указом Президента РБ от 07.08.2012 № 357 "О порядке формирования и использования средств инновационных фондов" (с изменениями и дополнениями).