С 2016 г. НК дополнен новой гл. 4-1, которая определяет правила изменения установленного законодательством срока уплаты налогов |*|.
* Информация об особенностях уплаты налогов в 2016 г. доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Так, организации или индивидуальному предпринимателю индивидуально может быть изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней. Соответствующее решение должно быть принято Президентом Республики Беларусь областным, Минским городским, районным, городским (городов областного подчинения) Советом депутатов либо по их поручению соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Исключение из этого правила составляют налоги, сборы (пошлины), взимаемые таможенными органами, порядок и условия изменения которых определены таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании (ст. 481 НК).
Как можно изменить срок уплаты
Установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней может быть изменен индивидуально в форме:
– отсрочки с единовременной уплатой сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;
– рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов, сборов (пошлин), пеней (далее – рассрочка);
– отсрочки по уплате суммы задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням с последующей рассрочкой ее погашения;
– налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой сумм налогов, сборов (пошлин) в период действия этого кредита.
Основания изменения срока уплаты
Основания для предоставления отсрочки и (или) рассрочки определены ст. 482 НК. Они предоставляются на сумму задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням на срок не более 1 года каждая при наличии одного из следующих оснований:
– угроза экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплаты задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням;
– задержка финансирования из бюджета, в т.ч. оплаты выполненного государственного заказа;
– если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждает Совет Министров Республики Беларусь;
– в случае причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
Непредставление декларации в электронном виде равносильно ее непредставлению
Довольно спорные изменения, которые вступят в силу с 1 июля 2016 г., в ст. 63 НК. Так, в п. 4 этой статьи определено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа.
В п. 4 ст. 63 НК будет дополнительно установлено, что плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 15 человек (до 1 июля 2016 г. – 50), а также плательщики НДС представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа. При представлении указанными плательщиками налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе такая налоговая декларация (расчет) не считается представленной.
Данные правила не соответствуют общим принципам налогового законодательства, так как ставят декларацию, оформление которой призвано обеспечивать уплату налога, выше самого налога, а форму провозглашают важнее содержания.
Нормы налогового законодательства должны обеспечивать уплату налогов, а не препятствовать ей. Получается, что важнее оформить и представить декларацию, а не уплатить налог. Ведь, не имея возможности представить налоговую декларацию, плательщик фактически лишается возможности исполнять свои налоговые обязательства. Тем самым форма декларации важнее самого ее наличия, что, конечно же, неверно.
Форма в некоторых случаях может противопоставляться содержанию, однако в сфере налогообложения должен применяться принцип преобладания сущности над формой, а не формы над содержанием.
Сама по себе формулировка «при представлении налоговой декларации на бумажном носителе такая декларация не считается представленной» нелогична и содержит внутреннее противоречие – представленная декларация считается непредставленной. Подобные нормы не просто не соответствуют принципам законодательства, они неверны по своей сути и могут создавать весьма серьезные проблемы в правоприменительной практике, так как нарушают не только основы законодательства, но и основы логики.
Законодательство представляет собой систему, в основе которой лежат логика и определенные базовые законы (правила). Неизбежно возникает вопрос: какую ответственность следует применить к плательщику, который по тем или иным причинам не представил декларацию в электронной форме? Очевидно, что введение данной нормы преследовало цель приравнять такое нарушение к непредставлению декларации. Однако именно такой подход и является ошибочным, так как нельзя отождествлять нарушение формы декларации с полным ее отсутствием.
Если следовать такому подходу, получается, что плательщику, который по какой-то причине не может представить декларацию в электронной форме, вообще не имеет смысла ее представлять, так как последствия представления декларации на бумажном носителе будут аналогичны ее непредставлению.
Нарушение формы представления декларации может признаваться правонарушением и влечь ответственность, но такое нарушение не должно отождествляться с непредставлением декларации.
Рассмотрим российский опыт
В качестве примера можно привести практику и положения налогового законодательства Российской Федерации. Так, в свое время ФНС России была поддержана позиция, согласно которой, если налогоплательщик своевременно подал декларацию по НДС на бумажном носителе, а затем представил ее в электронном виде с нарушением срока, привлечь данное лицо к ответственности можно только по ст. 119.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Названная статья устанавливает штраф в размере 200 руб. за нарушение именно порядка представления декларации.
Статья 119 НК РФ определяет ответственность за непредставление налоговой декларации |*| (расчета финансового результата инвестиционного товарищества). В соответствии с ней непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 руб.
* Информация о том, что данные годового бухгалтерского отчета за 2015 г. нужно увязать с данными налоговых деклараций и отчетов, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Как видим, законодательство Российской Федерации разграничивает нарушение порядка представления декларации и ее непредставление.