Определение пневматической шины не изменилось
Пневматическая шина – упругая оболочка, предназначенная для установки на ободе колеса и заполняемая газом или воздухом под давлением (подп. 4.1 п. 4 ТКП 299-2011). По сравнению с Правилами № 52 определение понятия "пневматическая шина" не изменилось.
Как и ранее, шины классифицируют:
– по назначению;
– способу герметизации;
– конструкции;
– форме профиля поперечного сечения;
– габаритам;
– в зависимости от эксплуатационного назначения.
Приемка шин – согласно Положению № 1290
Приемку шин следует производить в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1290. В ТКП 299-2011 нет норм, в которых изложен порядок приемки шин. Ранее общие положения, касающиеся приемки шин, были приведены в гл. 4 Правил № 52.
ТКП 299-2011 не содержит норм, разъясняющих порядок транспортировки и хранения шин. Ранее они были изложены в гл. 4 Правил № 52. В подп. 6.1 п. 6 ТКП 299-2011 лишь указано, что транспортирование и хранение шин должны быть произведены в соответствии с ГОСТ 24779 – 81 "Шины пневматические. Упаковка, транспортирование, хранение".
Учет работы автомобильных шин
Отдельные положения ТКП 299-2011 очень важны для постановки учетной работы бухгалтера. Сравним их с аналогичными нормами Правил № 52 в нижеприведенной таблице.
Владелец транспортного средства обязан установить эксплуатационные нормы пробега шин на основании анализа пробегов списанных шин аналогичной конструкции и соответствующей модели (п. 10.1 п. 10 ТКП 299-2011). Аналогичность конструкции определяют по обозначению шины. В целях избежания претензий со стороны контролирующих органов рекомендуем эксплуатационные нормы пробега утверждать приказом руководителя.
Ранее владельцам транспортных средств (руководителям автотранспортных организаций) разрешалось снижать или повышать нормы пробега шин с учетом условий эксплуатации (п. 132 Правил № 52). Величины снижения или повышения нормы пробега шин следовало предусматривать приказом руководителя предприятия (владельца транспортных средств). Рекомендуемые нормы снижения были определены пп. 133–135 Правил № 52.
Теперь до установления эксплуатационной нормы пробега шин владелец транспортного средства должен использовать временные эксплуатационные нормы, приведенные в приложении М (подп. 10.2 п. 10 ТКП 299-2011). При отсутствии в приложении М шин, используемых владельцами транспортных средств, разработку норм следует производить в соответствии с методикой по определению эксплуатационных норм пробега автомобильных шин, утвержденной Минтрансом.
Ранее в п. 138 Правил № 52 было предусмотрено, что по автомобильным шинам, для которых не утверждены нормы эксплуатационного пробега, владельцы транспортных средств по согласованию с БелНИИТ "Транстехника" устанавливают временные нормы на основании анализа пробегов списанных шин аналогичной конструкции и соответствующей модели с последующим их утверждением в определенном порядке.
Временные эксплуатационные нормы снижены для шин производства Республики Беларусь и стран СНГ (подп. 10.3 п. 10 ТКП 299-2011).
В частности, временные эксплуатационные нормы снижаются для шин производства Республики Беларусь и стран СНГ:
– для шин легковых, легких грузовых автомобилей, микроавтобусов – на 10 %;
– автобусов – на 20 %;
– грузовых автомобилей – на 30 %.
Предусмотрены дополнительное снижение и повышение временной эксплуатационной нормы при работе в определенных условиях.
Техническое обслуживание шин
Ранее было предусмотрено, что техническое обслуживание шин следовало производить при каждом (первом и втором техническом обслуживании (ТО-1 и ТО-2)) автомобиля. На автотранспортном предприятии приказом назначались ответственные лица за проведение работ по шинам (п. 69 Правил № 52). В ТКП 299-2011 аналогичная норма отсутствует. Однако ответственные за проведение работ по шинам лица также должны быть назначены в целях соблюдения контроля за состоянием шин.
Шины снимают с эксплуатации при высоте протектора, достигшей минимально допустимых значений, установленных действующим законодательством РБ и составляющих:
– для шин легковых автомобилей – 1,6 мм;
– шин грузовых автомобилей – 1,0 мм;
– шин автобусов и троллейбусов – 2,0 мм;
– шин на прицепах и полуприцепах – такая же, как и для шин автомобилей, с которыми они работают.
Замер остаточной высоты протектора, как и ранее, нужно производить в местах его наибольшего износа.
Для контроля затрат, участвующих при налогообложении прибыли, следует учитывать, что при подготовке автомобилей к переходу на зимнюю или летнюю эксплуатацию необходимовыполнить полный объем работ по ТО-2 (подп. 7.11 п. 7 ТКП 299-2011).
Ремонт, восстановление и снятие с эксплуатации
Как и ранее, ремонту местных повреждений подлежат шины, снятые с эксплуатации из-за проколов, порезов и других механических повреждений каркаса и покровных резин, если их размеры не превышают установленных норм (подп. 11.1 п. 11 ТКП 299-2011).
При необходимости снятия шин с эксплуатации следовало принять решение о направлении их в ремонт для устранения местных повреждений, на восстановление наложением протектора или о сдаче в утиль. Акт (карточка учета) о снятии шин с эксплуатации должен был утвердить руководитель (главный инженер) предприятия. Такие положения были установлены в п. 105 Правил № 52. В ТКП 299-2011аналогичные нормы отсутствуют. Однако для целей фиксации снятия шины с автомобиля рекомендуем составлять акт с заключением комиссии с обязательной отметкой в графе "Причины снятия шины с эксплуатации" карточки учета автомобильной шины.
Шины, сдаваемые на восстановление, направляют с сопроводительной ведомостью по установленной форме в 2 экземплярах, один из которых после приема шин и определения класса восстановления шиноремонтная организация возвращает владельцу, сдавшему шины на восстановление (подп. 11.6 п. 11 ТКП 299-2011). Обращаем внимание, что устранена сложность, которая существовала ранее. Она заключалась в том, что в момент оформления сопроводительной ведомости владелец шины должен былопределить класс восстановления. Однако фактически класс восстановления определяла шиноремонтная организация. Учитывая данный факт, новая форма сопроводительной ведомости (приложение Р к ТКП 299-2011) по сравнению с ранее применявшейся формой не содержит графы "Класс восстановления".
Форма акта-рекламации не изменилась
В Правилах № 52 гл. 7 называлась "Уход за автомобильными шинами". В ТКП 299-2011гл. 7 аналогичного содержания называется "Обслуживание автомобильных шин".
Владелец транспортных средств определяет пригодность шин к дальнейшей эксплуатации, производству местного ремонта, восстановлению наложением протектора, списанию в утиль. При выходе из строя шин ранее гарантий изготовителя необходимо руководствоваться указаниями разд. 12 "Рекламация" (подп. 7.1 п. 7 ТКП 299-2011).
Как и ранее, при выходе шин из строя (новых, восстановленных и отремонтированных) ранее гарантий изготовителей комиссия автотранспортной организации по учету и списанию шин устанавливает причины (производственные или эксплуатационные) преждевременного выхода шин из строя.
При преждевременном выходе шин из строя по производственным причинам комиссия составляет рекламационный акт по установленной форме. Форма акта приведена в приложении Т к ТКП 299-2011 и полностью соответствует ранее применявшейся форме. Шину, подлежащую рекламации, направляют соответственно изготовителю шины или шиноремонтной организации вместе с карточкой учета работы данной шины и рекламационным актом.
При выходе шин из строя по эксплуатационным причинам комиссия составляет заключение, в котором указывает причину выхода шины из строя, предложения о возможности сдачи шины в ремонт, на восстановление или о списании в утиль. Одновременно определяют лиц, виновных в преждевременном выходе шин из строя, для принятия мер в соответствии с действующими положениями. Форма заключения приведена в приложении У к ТКП 299-2011 и полностью соответствует ранее использовавшейся форме заключения.
Обратим внимание, что в ТКП 299-2011 теперь указано, что рекламации на новые и восстановленные шины по производственным дефектам могут быть предъявлены в течение гарантийного срока службы и эксплуатации шин. Рекламации по качеству ремонта местных повреждений шин могут быть предъявлены в течение года после ремонта.
Организация, получившая рекламацию, должна рассмотреть ее и в соответствии с действующим законодательством направить владельцу 1 экземпляр заключения комиссии по рассмотрению рекламации на шину.
Шиноремонтная организация при выходе шин из строя ранее гарантийного пробега из-за некачественного ремонта обязана безвозмездно произвести повторный ремонт или восстановление. При невозможности выполнения этого условия шиноремонтное предприятие доплачивает заявителю стоимость недопробега шины.