9 (458). В отношении организации-импортера назначена таможенная экспертиза.
Рассмотрим возникшие вопросы.
9.1. В каких случаях назначается такая экспертиза и может ли организация отказаться от ее проведения?
Организация вправе обжаловать решение о назначении экспертизы.
Таможенная экспертиза назначается:
– в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания;
– в отношении товаров (транспортных средств), таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации (п. 3 ст. 138 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС)) |*|;
* Информация о том, какие виды продукции зарубежного производства требуют проведения экспертизы, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
– на основании решения о назначении таможенной экспертизы, принятого по форме, установленной постановлением ГТК от 24.07.2014 № 42 "Об установлении форм решения о назначении таможенной экспертизы и заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы".
Как правило, экспертиза проводится таможенными экспертами. Иные уполномоченные организации участвуют в экспертизе только в случае невозможности ее проведения таможенными экспертами.
Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, и их представителей при назначении и проведении таможенной экспертизы определены ст. 141 ТК ТС. Перечень данных прав является закрытым. Исходя из буквального толкования норм этой статьи декларант (иное лицо, обладающее правами по распоряжению товаром) не вправе отказаться от проведения таможенной экспертизы в отношении подконтрольного ему товара.
В то же время, так как таможенная экспертиза производится на основании письменного решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы, оно может быть обжаловано заинтересованными лицами в порядке, указанном в гл. 3 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" (далее – Закон № 129-З).
В частности, ст. 37 Закона № 129-З определено, что любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц, если полагает, что обжалуемые решения, действия (бездействие) противоречат таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Республики Беларусь и нарушают его права или законные интересы либо незаконно возлагают на него какие-либо обязанности.
9.2. Каковы сроки и порядок проведения таможенной экспертизы?
Не более 20 рабочих дней, если не возникнут определенные обстоятельства.
Срок проведения таможенной экспертизы не должен превышать 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств – членов Евразийского экономического союза (ст. 139 ТК ТС).
Закон № 129-З не устанавливает иной срок проведения таможенной экспертизы.
Срок проведения таможенной экспертизы может быть:
1) продлен.
Это возможно в том случае, если экспертиза не может быть выполнена в срок, указанный в решении о назначении таможенной экспертизы. Такое продление определяется:
– руководителем таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящих таможенную экспертизу, по согласованию с уполномоченным должностным лицом таможенного органа, ее назначившим;
– в пределах срока, определенного п. 2 ст. 139 ТК ТС (п. 4 ст. 128 Закона № 129-З);
2) приостановлен.
Приостановление экспертизы возможно в случае:
– наличия ходатайства таможенного эксперта (эксперта) перед таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, а также проб и образцов (п. 3 ст. 139 ТК ТС);
– уведомления таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, о невозможности завершения таможенной экспертизы в установленный срок по причине болезни, отпуска, командировки таможенного эксперта (эксперта), проводящего таможенную экспертизу, и невозможности ее завершения иным таможенным экспертом (экспертом) (п. 5 ст. 128 Закона № 129-З).
Порядок проведения таможенной экспертизы определен Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 "О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля".
По результатам таможенной экспертизы организация должна получить 1 экземпляр заключения таможенного эксперта.
Заключение должно содержать:
1) место, дату и время начала и завершения проведения таможенной экспертизы;
2) основание для проведения таможенной экспертизы;
3) фамилию, имя и отчество таможенного эксперта (эксперта), проводившего таможенную экспертизу, и его квалификацию;
4) отметку, удостоверенную подписью таможенного эксперта (эксперта), о том, что он предупрежден об административной или уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы;
5) вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом);
6) перечень документов, материалов, проб и образцов, представленных таможенному эксперту (эксперту) для проведения таможенной экспертизы;
7) содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, использованных приборов и оборудования, оценку результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.
Материалы и документы, иллюстрирующие заключение таможенного эксперта (эксперта) или нескольких экспертов, прилагаются к такому заключению и служат его составной частью (ст. 142 ТК ТС).
Отметим, что таможенный эксперт (эксперт) несет ответственность за дачу заведомо ложного заключения |*|.
* Информация о том, какие с 26 августа 2015 г. действуют новые правила освобождения организаций от административных взысканий и уплаты пеней за нарушения таможенного законодательства, доступна для подписчиков электронного "ГБ"