Учредителем двух белорусских организаций выступает одно и то же физическое лицо и обладает следующими долями в их уставных фондах:
– организация № 1 – доля участника в уставном фонде 50 %;
– организация № 2 – доля участника в уставном фонде 100 %.
Обе организации применяют общую систему налогообложения и уплачивают налог на прибыль. Организация № 2 сдала в аренду часть офисного помещения и складских помещений организации № 1 с установлением ежемесячной суммы арендной платы в размере 55 тыс. руб.
Подлежит ли данная сделка контролю по трансфертному ценообразованию, если за 9 месяцев 2019 г. сумма арендной платы составила 495 тыс. руб.?
Нет.
Организации № 1 и № 2 являются взаимозависимыми лицами, так как в каждой из них физическое лицо владеет долей более 20 % (в организации № 1 – 50 %, в организации № 2 – 100 %). Для целей контроля трансфертного ценообразования предоставление (получение) в пользование имущества признается реализацией (приобретением) товара (работы, услуги), имущественных прав (п. 2 ст. 87 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК). Сделки по возмездному либо безвозмездному предоставлению (пользованию) имущества(ом) признаются объектом контроля трансфертного ценообразования на условиях, предусмотренных для сделок по реализации (приобретению) товаров, работ, услуг, имущественных прав.
В данной ситуации обе организации являются резидентами Республики Беларусь и уплачивают налог на прибыль, поэтому сделки по сдаче имущества в аренду не подлежат контролю трансфертного ценообразования |*|.
Справочно: если одна из организаций перейдет на особый режим налогообложения либо в категорию плательщиков, которые освобождены от уплаты налога на прибыль (такая категория приведена в подп. 1.2 п. 1 ст. 88 НК), то сделки между этими организациями могут стать объектом контроля со стороны налоговых органов.
Муж и жена учредили организации «А» и «Б», в которых доли каждого из учредителей распределены следующим образом:
– организация «А»: размер доли мужа – 15 %, жены – 85 %;
– организация «Б»: размер доли мужа – 70 %, жены – 30 %.
Организация «А» применяет общий порядок налогообложения, а организация «Б» является плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения (далее – УСН). Между организациями «А» и «Б» заключен долгосрочный договор на поставку и реализацию запасных частей к легковым автомобилям.
Будут ли сделки этих организаций по приобретению и реализации товаров проверяться как объекты трансфертного ценообразования |*|?
* Информацию о заполнении новой формы налоговой декларации по налогу на прибыль
Да, будут.
С 2019 г. организации, учредителями которых являются физические лица, состоящие в браке, отношениях близкого родства, признаются взаимозависимыми лицами и на анализируемые сделки распространяется контроль за трансфертным ценообразованием (ст. 88 НК). Обоснуем приведенный вывод.
Физические лица и организации признаются взаимозависимыми лицами при наличии между ними отношений, которые оказывают и могут оказывать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности и деятельности представляемых ими лиц (п. 1 ст. 20 НК).
Основанием для признания лиц взаимозависимыми являются следующие отношения:
– между лицами, являющимися учредителями (участниками) одной организации, если доля прямого и (или) косвенного участия каждого из таких лиц в организации составляет не менее 20 %;
– между организациями, если одно лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой из этих организаций составляет не менее 20 %, а также когда их подлинным владельцем является одно и то же физическое лицо.
Справочно: понятие «подлинный владелец организации» включает в себя деятельность физического лица, которое непосредственно или через взаимозависимых с ним лиц имеет возможность оказывать решающее влияние на управление организацией или на ее предпринимательскую деятельность.
Это влияние осуществляется путем (п. 3 ст. 20 НК):
– реализации права собственности на все имущество организации;
– реализации права назначать единоличный исполнительный орган организации, либо формировать коллегиальный исполнительный орган или совет директоров (наблюдательный совет) организации, либо оказывать решающее влияние на формирование его состава;
– прямого или косвенного участия в уставном фонде организации в размере, позволяющем влиять на принимаемые ею решения по осуществлению предпринимательской деятельности;
– когда одно лицо осуществляет (непосредственно или косвенно) контроль над другим лицом (другими лицами);
– когда физические лица состоят в соответствии с законодательством в браке, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя (удочерителя) и усыновленного (удочеренного), опекуна, попечителя и подопечного, а также между организациями, учредителями (участниками) которых они являются, если доля прямого и (или) косвенного участия таких физических лиц в этих организациях составляет не менее 20 %.
Организация имеет на балансе объект розничной торговли и применяет общий порядок налогообложения. В августе 2019 г. заключен договор купли-продажи этого торгового объекта с белорусской организацией (покупатель), применяющей УСН. Цену реализации применительно к данной сделке стороны установили по договоренности сторон, и эта цена ниже рыночной на аналогичные объекты недвижимости.
Какой метод определения рыночной цены объекта недвижимости может быть использован налоговыми органами в целях контроля трансфертного ценообразования?
Наиболее подходящий метод – первый, но возможно применение и других методов.
Сделка по реализации недвижимого имущества лицу, применяющему УСН, подпадает под контроль трансфертного ценообразования у продавца, применяющего общий порядок налогообложения и являющегося плательщиком налога на прибыль. В 2019 г. эта сделка купли-продажи недвижимости будет подконтрольной даже при условии, если отклонение цены составит менее 20 %. Налоговый орган осуществляет контроль соответствия цены рыночной цене в сделке с использованием примененного плательщиком метода определения рыночных цен |*|. Исключение – случаи, когда налоговый орган обоснует, что примененный плательщиком метод не позволяет объективно определить рыночную цену применительно к анализируемой сделке. При этом плательщик при выборе метода должен руководствоваться правилами, приведенными в ст. 91 НК.
* Дополнительную информацию о критериях сопоставления рыночных цен
Используется 5 методов определения рыночных цен:
1) метод сопоставимых рыночных цен;
2) метод цены последующей реализации;
3) затратный метод;
4) метод сопоставимой рентабельности;
5) метод распределения прибыли.
В данной ситуации приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Для его применения необходимо составить диапазон рыночных цен, который для реализованного торгового объекта по приведенной сделке может иметь следующий вид (см. таблицу):
Из составленного диапазона рыночных цен выбирается сделка с минимальным значением стоимости 1 м2. Это значение для целей налогообложения признается рыночной ценой.
В дальнейшем определяется рыночная цена по реализации торгового объекта. Рыночная стоимость имущества составила 167 789,47 бел. руб. (992,25 (минимальное значение диапазона рыночных цен) × 169,1 (площадь реализованного торгового объекта)). Производится корректировка налоговой базы налога на прибыль в размере 122 189,48 бел. руб. (167 789,47 – 45 600). Такая корректировка отражается в стр. 7.1 налоговой декларации (расчета) налога на прибыль (разд. I).
Важно! Для применения иного метода трансфертного ценообразования налоговым органам необходимо будет сначала обосновать, почему выбранный плательщиком метод не подходит для определения рыночных цен в отношении анализируемой сделки. В настоящее время выбранный плательщиком метод является для налоговых органов приоритетным, пока не будет доказано обратное.
ООО планирует заключить соглашение о ценообразовании с МНС Республики Беларусь о порядке определения цен для целей налогообложения и (или) применения методов определения рыночных цен.
Какие критерии позволяют заключить налогоплательщику данное соглашение и производится ли доначисление налога на прибыль в отношении сделок, цены по которым были согласованы в соглашении о ценообразовании?
Доначисление налога на прибыль не производится при выполнении условий соглашения.
Соглашение о ценообразовании |*| могут заключить следующие плательщики:
– включенные в перечень крупных плательщиков;
– совершившие анализируемые сделки в сумме более 2 000 000 бел. руб.
Срок соглашения – не более 3 лет, и оно может быть продлено по соглашению сторон не более чем на 2 года (ст. 98–99 НК).
Если плательщиком были соблюдены условия соглашения о ценообразовании, то доначисление налога на прибыль или уменьшение сумм убытка в отношении тех контролируемых сделок, цены по которым (методы их определения) были согласованы в соглашении о ценообразовании, не производится.
Для заключения соглашения о ценообразовании в МНС Республики Беларусь представляются следующие документы:
– заявление о заключении соглашения о ценообразовании;
– проект соглашения о ценообразовании в 2 экземплярах;
– документы о деятельности, связанной с контролируемыми сделками, в отношении которых заключается соглашение о ценообразовании, с информацией о таких сделках;
– бухгалтерская и (или) финансовая отчетность за последний финансовый год;
– документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Справочно: размер государственной пошлины за рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании составляет 500 базовых величин.
Плательщик имеет право к заявлению приложить иные документы или информацию, имеющие значение при заключении соглашения о ценообразовании.
Белорусская организация является крупнейшим поставщиком сырья и продукции промышленного назначения, осуществляет последующую его реализацию на территории Республики Беларусь.
Какая информация и из каких официальных источников может наиболее объективно подтвердить цены на идентичную продукцию?
Информацию о ценах на ввозимое сырье можно подтвердить, воспользовавшись последовательно указанными ниже источниками:
– информацией о ценах и котировках, сложившихся по итогам биржевых торгов (аукционов, иных публичных торгов) на идентичные (при их отсутствии – однородные) товары, проведенных в Республике Беларусь или иностранных государствах (http://www.butb.by/);
– информацией о ценах исходя из статистики внешней торговли Республики Беларусь или статистики взаимной торговли Республики Беларусь с государствами – членами ЕЭС (Евразийского экономического союза), опубликованной или предоставленной таможенным органом, органом государственной статистики (http://www.belstat.gov.by/, http://www.gtk.gov.by/ru/);
– информацией о ценах и (или) пределах колебания цен (показателях рентабельности), которые содержатся в официальных источниках информации государственных органов и иных государственных организаций; в официальных источниках информации уполномоченных органов или организаций иностранных государств или международных организаций; иных общедоступных изданиях или информационных системах.