Определяем объект налогообложения: в 2014 г. – это выбросы загрязняющих веществ только от стационарных источников
Объектом обложения экологическим налогом признают выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (подп. 1.1 п. 1 ст. 205 Налогового кодекса РБ в новой редакции; далее – НК-2014).
До 1 января 2014 г. экологическим налогом облагались выбросы от стационарных и от нестационарных источников, если фактический объем выбросов загрязняющих веществ превышал "льготный" порог (абз. 3–7 п. 2 ст. 205 Налогового кодекса РБ, в редакции, действовавшей в 2013 г.; далее – НК-2013).
С 1 января 2014 г. установлены новые условия возникновения объектов обложения экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Чтобы понять, когда такие выбросы подлежат налогообложению, проанализируем нормы НК-2014 (см. таблицу).
Итак, исходя из этих норм в 2014 г.:
1. Экологическим налогом облагайте выбросы загрязняющих веществ только от стационарных источников выбросов.
Выбросы от нестационарных и мобильных источников выбросов не надо облагать налогом, так как по ним не установлен порядок расчета налоговой базы.
Отметим, что в НК-2013 мобильные источники были включены в льготные категории источников, не признаваемых объектами налогообложения, а нестационарные источники выбросов облагались налогом только при превышении установленного законом порога налоговой базы.
Справочно: стационарные источники выбросов – это источники выбросов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст. 1 Закона РБ от 16.12.2008 № 2-З "Об охране атмосферного воздуха"; далее – Закон).
Эксплуатация стационарных источников выбросов юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускается только при наличии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения, выдаваемого Минприроды РБ или его территориальными органами (п. 1 ст. 33 Закона).
Таким образом, организации должны самостоятельно или с привлечением сторонних организаций, оказывающих услуги в области охраны окружающей среды:
а) провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с целью выявления источников выбросов, в т.ч. стационарных.
Справочно: обязанность проведения инвентаризации определена п. 1 ст. 38 Закона, а порядок ее проведения – постановлением Минприроды РБ от 23.06.2009 № 42;
б) составить акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Это один из обязательных документов для получения разрешения, поскольку в нем указываются выявленные в ходе инвентаризации виды стационарных источников выбросов загрязняющих веществ и их характеристики;
в) при выявлении в ходе инвентаризации стационарных источников выбросов:
– разработать проект нормативов (временных нормативов) допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
– подать в территориальный орган Минприроды заявление на получение разрешения.
Справочно: в разрешении устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (в т.ч. нормативы допустимых выбросов) и специальные условия природопользования.
Порядок получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух определен постановлением Совета Министров РБ от 21.05.2009 № 664, а комплексного природоохранного разрешения – постановлением Совета Министров РБ от 12.12.2011 № 1677 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528".
Комплексное природоохранное разрешение является единым разрешительным документом, удостоверяющим право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства. Это разрешение заменяет собой 3 отдельных разрешения:
– на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
– на специальное водопользование;
– на хранение и захоронение отходов производства.
Комплексное природоохранное разрешение получают достаточно специфические природопользователи (см. приложение к Указу Президента РБ от 17.11.2011 № 528 "О комплексных природоохранных разрешениях"), но в части исчисления экологического налога оно используется аналогично, как и отдельное разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Далее в статье мы будем ссылаться только на разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Рекомендация эксперта
Организациям и после получения разрешения надо постоянно осуществлять контроль за вводом в эксплуатацию новых источников выбросов, изменением параметров используемого сырья, топлива и т.д.
Такой контроль позволит своевременно провести корректировку акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и внести изменения и дополнения в действующее разрешение.
2. Экологическим налогом облагайте выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников, если выброс всех загрязняющих веществ согласно разрешению суммарно превышает 3 т в год.
До 1 января 2014 г. порог выбросов, с которого начиналась уплата экологического налога, устанавливался для каждого класса опасности загрязняющих веществ отдельно (абз. 5–8 п. 2 ст. 205 НК-2013). Например, загрязняющие вещества 4-го класса опасности облагались экологическим налогом начиная с 0,5 т в год. И это условие необходимо было проверять по каждому загрязняющему веществу 4-го класса опасности в отдельности. Теперь порог выбросов установлен по сумме всех выбрасываемых загрязняющих веществ.
3. Не облагайте экологическим налогом выбросы загрязняющих веществ от стационарных ненормируемых источников выбросов.
Проблема исчисления экологического налога от стационарных ненормируемых источников выбросов загрязняющих веществ решена в НК-2014 автоматически. Так как экологическим налогом облагаются выбросы загрязняющих веществ, нормируемые согласно разрешению, то выбросы от стационарных источников, эксплуатация которых не требует получения разрешения, однозначно не облагаются экологическим налогом. Ведь по ним не установлен порядок расчета налоговой базы.
Справочно: перечень источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (а значит, на их эксплуатацию не требуется получать разрешение), утвержден постановлением Минприроды РБ от 29.05.2009 № 31.
Определяем плательщика налога: в 2014 г. сделать это стало проще
Рассмотрим, как надо определять по новым правилам плательщика экологического налога за выбросы загрязняющих веществ.
Ситуация 1
Организация имеет одно разрешение, в котором указан норматив допустимых выбросов суммарно по всем загрязняющим веществам (графа "всего", т/год).
Организация должна значение, указанное в разрешении, сравнить со значением "3 тонны", установленным в НК-2014. Превышение этого "порога" указывает на то, что она является плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При суммировании выбросов согласно разрешению следует учитывать загрязняющие вещества:
– всех классов опасности (в т.ч. вещества 1-го класса опасности, по которым в НК-2014 не установлена ставка налога (см. далее));
– без установленного класса опасности.
Ситуация 2
Организация имеет несколько разрешений.
В этом случае решение о необходимости исчисления в 2014 г. экологического налога за выбросы загрязняющих веществ надо принять в рамках каждого из выданных разрешений на выбросы загрязняющих веществ.
Для этого в рамках каждого из выданных разрешений надо суммировать объемы выбросов загрязняющих веществ:
– всех классов опасности (в т.ч. вещества 1-го класса опасности, по которым в НК-2014 не установлена ставка налога (см. далее));
– без установленного класса опасности.
Затем следует сравнить полученный по каждому разрешению результат с "порогом". Может получиться, что по одному разрешению организация будет плательщиком экологического налога, а по другому – нет.
Здесь важно понимать, что в отличие от НК-2013, в НК-2014 "льгота" проверяется по действующему разрешению, а не по фактическому объему выбросов, как ранее (см. абз. 5–8 п. 2 ст. 205 НК-2013).
Ситуация 3
Организация в начале года не являлась плательщиком налога.
Если в начале года организация не являлась плательщиком налога (выброс менее 3 т в год), а в течение года проведена корректировка разрешения, согласно которому организация уже является плательщиком налога (выброс 3 т в год и более), то она должна уплачивать налог с даты, с которой изменилось разрешение. До даты корректировки разрешения налог не уплачивается.
Если организация является плательщиком налога (выброс в разрешении равен 3 т в год либо превышает это значение), но по окончании года фактический выброс составил менее 3 т в год, то организация все равно является плательщиком экологического налога.
Определяем сумму экологического налога: в 2014 г. изменились порядок исчисления и ставки
При расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух следует суммировать объемы выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества (п. 2 ст. 208 НК-2014).
Соответственно ставки налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлены в НК-2014 не по наименованиям загрязняющих веществ, а по классам опасности веществ. Согласно приложению 6 к НК-2014 ставки налога установлены суммарно за 1 т:
– вещества 2-го класса опасности – 5 220 600 руб.;
– вещества 3-го класса опасности – 1 725 850 руб.;
– вещества 4-го класса опасности – 857 570 руб.
Вещества 1-го класса опасности налогом не облагаются, так как по ним не установлена ставка налога.
В 2014 г. в отношении выбросов загрязняющих веществ действуют следующие коэффициенты к ставкам налога:
0,9 – за экологический сертификат соответствия (подп. 3.3 п. 3 ст. 207 НК-2014).
Применяется в течение 3 лет со дня получения сертификата;
0,27 – за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения (подп. 3.2 п. 3 ст. 207 НК-2014).
Как и ранее, плательщику дано право исчислять сумму налога 2 способами.
Способ 1. Исходя из фактически объемов выбросов загрязняющих веществ в отчетном периоде (квартал) (п. 2 ст. 208 НК-2014).
При применении этого способа суммируйте значения фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в отчетном периоде по каждому классу опасности. Таким образом будет получена налоговая база для каждого класса загрязняющих веществ в отчетном периоде. Далее налоговую базу для каждого класса загрязняющих веществ надо умножить на соответствующую ставку налога.
Пример 1
Согласно разрешению природопользователь вправе выбросить суммарно 5 т в год загрязняющих веществ. Из них:
3 т – вещества "А" 4-го класса опасности;
1 т – вещества "Б" 4-го класса опасности;
0,6 т – вещества "С" 3-го класса опасности;
0,4 т – вещества "Г" 3-го класса опасности.
Организация за первый отчетный квартал 2014 г. фактически произвела выбросов:
0,7 т – вещества "А" 4-го класса опасности;
0,2 т – вещества "Б" 4-го класса опасности;
0,12 т – вещества "С" 3-го класса опасности;
0,09 т – вещества "Г" 3-го класса опасности.
Налоговая база за указанный отчетный период составляет:
– веществ 4-го класса опасности – 0,9 т (0,7 т вещества "А" + 0,2 т вещества "Б");
– веществ 3-го класса опасности – 0,21 т (0,12 т вещества "С" + 0,09 т вещества "Г").
Сумма налога составит: 0,9 (т) × 857 570 (руб./1 т) + 0,21 × 1 725 850 = 1 134 241,5 руб.
Способ 2. Исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в разрешении (п. 3 ст. 208 НК-2014).
При применении этого способа складывайте значения объемов выбросов загрязняющих веществ, указанных в разрешении по каждому классу опасности. Полученное значение делите на 4 (4 отчетных налоговых периода). Это даст налоговую базу для каждого класса загрязняющих веществ в отчетном периоде. Далее налоговую базу для каждого класса загрязняющих веществ умножайте на соответствующую ставку налога.
По окончании года необходимо пересчитать сумму налога исходя из фактических объемов выбросов, произведенных в отчетном году (подп. 9.2 п. 9 ст. 208 НК-2014).
Пример 2
Для условий примера 1 получаем следующие значения налоговой базы в каждом из 4 отчетных периодов:
– веществ 4-го класса опасности – 1 т ((3 т вещества "А" + 1 т вещества "Б") / 4);
– веществ 3-го класса опасности – 0,25 т ((0,6 т вещества "С" + 0,4 т вещества "Г") / 4).
Сумма налога в каждом из отчетных периодов составит: 1 (т) × 857 570 (руб./1 т) + 0,25 × 1 725 850 = 1 289 032,5 руб.