Рассмотрим наиболее значительные изменения и дополнения, предусмотренные Указом № 26.
1. До разработки и утверждения заказчиками, застройщиками проектной документации на строительство (возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства I–IV класса сложности (за исключением возведения объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам)) должна разрабатываться предпроектная (предынвестиционная) документация.
2. Объекты строительства подразделяются по 5 классам сложности.
3. Заказчиком, застройщиком должен быть назначен руководитель (управляющий) проектом из числа работников соответствующей квалификации, состоящих в его штате, либо он привлекает для этих целей инженерную организацию (инженера), в т.ч. и с проведением процедур закупок при строительстве, если их проведение является обязательным.
4. По решению заказчика, застройщика проектная документация на объект строительства разрабатывается в 1 или 2 стадии с обязательным указанием об этом в задании на проектирование, если иное не определено законодательством или инвестиционным договором, заключаемым в установленном порядке с Республикой Беларусь. В случае принятия решения заказчиком, застройщиком о разработке проектной документации в 1 стадию – разрабатывается строительный проект; в 2 стадии – архитектурный и строительный проекты.
5. Если проектная документация на объект строительства разработана в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, взаимосвязанных с техническим регламентом Республики Беларусь, устанавливающим требования к безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий, заключениями, техническими условиями на инженерно-техническое обеспечение объекта строительства, включенными в состав выданной заказчику, застройщику разрешительной документации на проектирование и строительство (возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт объекта строительства), то в этом случае не допускается дополнительное согласование с организациями, выдавшими такие условия.
6. В проектной документации на объект строительства, которая прошла государственные экспертизы и утверждена в установленном порядке, по заданию заказчика, застройщика могут быть выделены пусковые комплексы. При этом предусмотрено, что прохождение в этом случае государственных экспертиз проектной документации на каждый пусковой комплекс не требуется.
7. Параллельное проектирование и строительство объектов не допускаются, если иное не установлено Президентом.
8. Осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности в области строительства по перечню, устанавливаемому Правительством, а также работ по обследованию зданий и сооружений возможно только при наличии аттестатов соответствия, выдаваемых в порядке, установленном Советом Министров.
9. Авторский надзор за строительством осуществляет разработчик проектной документации на основании договора на ведение авторского надзора за строительством.
В случае невозможности осуществления им авторского надзора за строительством (при ликвидации (прекращении деятельности) разработчика проектной документации, наличии иных обстоятельств, исключающих его деятельность) заказчику, застройщику предоставлено право привлечь для оказания таких услуг иную организацию (индивидуального предпринимателя), в т.ч. с соблюдением требований законодательства о закупках при строительстве.
10. Подрядчик обязан предусматривать в договоре предоставление в обеспечение возврата неиспользованного или использованного не по назначению целевого аванса банковской гарантии на сумму не менее суммы целевого аванса в случае, если договором строительного подряда предусмотрена выплата целевого аванса.
11. Подрядчик обязан предоставить заказчику, застройщику при заключении договора строительного подряда обеспечение исполнения своих обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, в одной из следующих форм:
– резервирование на специальном счете на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта средств в размере 1,5 % стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ;
– банковская гарантия;
– заключение договора страхования ответственности по договору за неисполнение либо ненадлежащее исполнение таких обязательств на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта. При этом страховые взносы по данному виду страхования не включаются подрядчиком в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении. Порядок резервирования подрядчиком средств, их учета, расходования, в т.ч. перечисления в местный бюджет, устанавливает Совет Министров.
12. Представители органов государственного пожарного надзора при приемке в эксплуатацию объектов строительства выдают заключения о соответствии таких объектов проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности и не подлежат включению в состав приемочных комиссий по приемке таких объектов в эксплуатацию.
13. За нарушение порядка осуществления строительной деятельности введена дополнительная административная ответственность всех участников строительного процесса (заказчиков, подрядчиков, разработчиков проектной документации, представителей авторского, технического надзора и органов, выдающих заключения при приемке объектов).