Новой редакцией Закона № 56-З предусмотрено введение на территории Республики Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности (МСА) и Кодекса этики профессиональных бухгалтеров (далее – Кодекс этики), принимаемых Международной федерацией бухгалтеров.
Как будет осуществляться переход на МСА?
В настоящее время Минфин ведет работу по подготовке проектов нормативных правовых актов, на основании которых МСА и Кодекс этики будут введены в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов после заключения с Международной федерацией бухгалтеров соглашения о предоставлении прав на использование текстов МСА и Кодекса этики на территории Республики Беларусь.
Законом № 56-З предусмотрено поэтапное введение обязательности применения МСА. Первоначально эти стандарты будут обязательными только при проведении аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО. При выполнении иных аудиторских заданий может применяться как международная, так и национальная система стандартов.
Кодекс этики будет обязательным для соблюдения всеми аудиторскими организациями, аудиторами – ИП и аудиторами с момента его введения в действие.
В ближайшее время планируется проведение ряда обучающих семинаров по вопросам применения МСА и Кодекса этики. В них смогут принять участие все субъекты аудиторской деятельности, желающие повысить свой профессиональный уровень.
В связи с принятием новой редакции Закона № 56-З какие изменения ожидают аудиторские организации и аудиторов – ИП?
Новой редакцией Закона № 56-З уточнены и систематизированы подходы к осуществлению аудиторской деятельности. В частности, с 1 января 2020 г. для ее осуществления аудиторским субъектам необходимо быть членами Аудиторской палаты.
Субъектам аудиторской деятельности при проведении ими обязательного аудита необходимо представлять в Аудиторскую палату информацию о своей деятельности, в т.ч. о финансово-экономических показателях деятельности, согласно устанавливаемым Минфином требованиям. Представленную информацию Аудиторская палата будет размещать на своем сайте.
Изменены подходы к возможности проведения аудиторскими организациями обязательного аудита отчетности, составленной в соответствии с МСФО, в части необходимости наличия в штате не менее трех (вместо двух) аудиторов, имеющих специальную подготовку в области МСФО. При этом к аудиторским организациям, оказывающим в инициативном порядке услуги по проведению аудита финансовой отчетности по МСФО, вышеуказанные требования не применяются.
Кроме того, аудиторским организациям, проводящим обязательный аудит отчетности по МСФО, необходимо не реже 1 раза в 3 года проходить внешнюю оценку качества работы. Результат такой оценки должен удовлетворять критериям, позволяющим оказывать аудиторские услуги по проведению обязательного аудита отчетности по МСФО, согласно утвержденным Минфином принципам осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества.
Аудиторским организациям в период создания Аудиторской палаты и начала ее функционирования предоставлено право до 1 января 2023 г. оказывать аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности по МСФО без прохождения внешней оценки качества.
* Комментарий к Закону № 229-З
Субъекты аудиторской деятельности, оказывающие услуги по независимой оценке деятельности юридических лиц (ИП) при их ликвидации (прекращении деятельности), обязаны, как и ранее, соответствовать требованиям, установленным постановлением № 500 [3].
Сведения о праве аудитора – ИП, аудиторской организации оказывать вышеуказанные виды аудиторских услуг будут систематизированы и включены в аудиторский реестр. Это позволит заказчикам аудиторских услуг пользоваться данной информацией.
Для того чтобы стать руководителем аудиторской организации, аудитору необходимо подтвердить свое фактическое участие в осуществлении аудиторской деятельности в течение не менее 2 лет после включения сведений о нем в аудиторский реестр путем представления документов, подтверждающих неоднократное (2 и более раза в течение календарного года) участие аудитора в оказании аудиторских услуг, по результатам которых выданы аудиторское заключение и (или) отчет по результатам аудита отчетности, подписанные в т.ч. этим аудитором.
В случае выявления Аудиторской палатой несоответствий она вправе будет применить к субъектам аудиторской деятельности меру воздействия в виде исключения из аудиторского реестра сведений о праве оказывать соответствующие услуги или приостановления членства в Аудиторской палате до полного устранения выявленного несоответствия, а в случае повторного нарушения – меру воздействия в виде исключения из членов Аудиторской палаты.
В новой редакции Закона № 56-З не изменились требования к минимальной численности аудиторов в аудиторских организациях, для которых эти организации являются основным местом работы. Однако определено, что в штате аудиторской организации должно состоять не менее 5 аудиторов, обязанных участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности.
Важно! В данной формулировке не применяется понятие фактического участия в осуществлении аудиторской деятельности (в отличие от требования, установленного для руководителя аудиторской организации и аудитора – ИП). Уточнение нормы направлено главным образом на то, чтобы штатные аудиторы оказывали не только профессиональные услуги, но и привлекались аудиторской организацией к оказанию аудиторских услуг, консультированию по ним.
Затрагивают ли изменения Закона № 56-З вопросы оказания аудиторских и профессиональных услуг?
Новой редакцией Закона № 56-З определен перечень аудиторских услуг, оказание которых составляет аудиторскую деятельность. Данный перечень учитывает возможность оказания аудиторских услуг, установленных не только белорусским законодательством, но и МСА.
Перечень профессиональных услуг, оказываемых аудиторскими организациями (аудиторами – ИП) помимо осуществления ими аудиторской деятельности, дополнен услугами по налоговому консультированию, а также по проведению судебных экспертиз на основании специального разрешения (лицензии) на осуществление судебно-экспертной деятельности.
* О форме 1-аудит (Минфин) «Отчет о работе аудиторской организации»
Важно! Для оказания профессиональных услуг (кроме оказания услуг по налоговому консультированию) Закон № 56-З снял ограничение на привлечение по договорам подряда аудиторов – ИП и аудиторских организаций. Профессиональные услуги в части услуг по налоговому консультированию (за исключением услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности) аудиторские организации оказывают только с привлечением работников, состоящих в штате этих организаций, а аудиторы, являющиеся ИП, – самостоятельно либо с привлечением работников по трудовым договорам.
Кроме того, аудиторским организациям при оказании ими услуг по проведению обязательного аудита годовой консолидированной бухгалтерской и (или) финансовой отчетности предоставлено право привлекать на договорной основе другие аудиторские организации для проведения аудита финансовой информации лиц, входящих в группу организаций.