11 (308). По договору поставки между продавцом (бельгийская фирма) и покупателем (резидент Республики Беларусь) на условиях поставки СРТ-Минск за счет продавца доставлен товар до склада покупателя (прямая поставка). Склад расположен в г. Минске.
Для этого грузоотправитель (продавец) заключил договор перевозки с бельгийским перевозчиком. Перевозчику, помимо инвойсов, были представлены экземпляры международной товарно-транспортной накладной СМR (далее – СМR-накладная). В гр. 3 СМR-накладной под местом разгрузки вместо г. Минска был ошибочно указан г. Могилев.
Об этом стало известно после помещения товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в ведомственном пункте таможенного оформления г. Минска.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
11.1. Можно ли внести изменения в СМR-накладную и если да, то кто это должен сделать?
Можно. Это может сделать водитель при соблюдении определенных условий.
Внести изменения в СМR-накладную на данном этапе можно. Исправления должен сделать водитель перевозчика, выполняющий международную автомобильную перевозку груза.
Такая возможность определена п. 2 ст. 7 Конвенции о Договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ): перевозчик может вносить изменения в CМR-накладную по просьбе отправителя.
Чтобы подтвердить факт того, что перевозчик не отступал от указаний грузоотправителя, такие указания необходимо дать перевозчику в письменной форме. Поскольку грузополучатель не связан договорными обязательствами с перевозчиком, указания об изменении места для сдачи груза должны поступить от грузоотправителя. Следовательно, грузополучатель о допущенной ошибке в графе CMR-накладной должен проинформировать грузоотправителя – бельгийскую фирму.
Вносимые исправления обязательно заверяются перевозчиком. После внесенных исправлений транспортное средство с грузом может проследовать для принятия груза на склад получателя.
11.2. Надо ли для целей доставки груза из зоны таможенного контроля на склад грузополучателя дополнительно оформлять товарно-транспортную накладную, применяемую на территории Беларуси?
Не надо.
Для ответа на вопрос воспользуемся нормой п. 23 Правил об автомобильных перевозках грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970.
Из нее следует, что без оформления товарно-транспортной накладной допускается автомобильная перевозка грузов, поступающих из-за пределов Республики Беларусь до пункта разгрузки, указанного в транспортных документах грузоотправителя. Таким сопроводительным документом будет международная товарно-транспортная накладная с приложением счета-фактуры (инвойса) и других документов, оформленных грузоотправителем.
Следовательно, в изложенной ситуации не надо оформлять товарно-транспортную накладную |*|.
Справочно: на территории Беларуси действуют типовые формы первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и инструкции по их заполнению, утвержденные:
– постановлением Минфина Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 – до 1 сентября 2016 г.;
– постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 – с 1 сентября 2016 г.