Когда требуется перевезти груз, мы обращается в компанию, занимающуюся транспортной деятельностью.
Но порой мы забываем уточнить, какую именно услугу нам окажут: по перевозке груза или экспедиционную.
Заказчик не беспокоится, ведь это он должен будет заплатить деньги за услугу.
Однако груз может быть утерян в ходе перевозки. И тогда заказчик перевозки просто обязан разобраться с тем, какой договор у него заключен с контрагентом (транспортной экспедиции или перевозки) и в какие сроки следует заявить требование о возмещении.
Почему важно разобраться в сроках
Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет 10 месяцев (ст. 31 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности»), в то время как исковая давность при перевозке составляет 1 год (п. 3 ст. 751 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Срок исковой давности исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска. Если заказчик решит, что контрагент оказывал ему услугу по перевозке, когда, по сути, была оказана услуга транспортной экспедиции, то заказчику откажут в иске, поскольку экспедитор до вынесения решения заявит о пропуске срока исковой давности.
Как предотвратить такую ситуацию
При возникновении спорной ситуации заказчику следует обратиться в суд, учитывая сокращенный срок исковой давности, установленный для сторон договора транспортной экспедиции, сразу после получения отказа от удовлетворения своей претензии экспедитором или неполучения ответа на нее в 30-дневный срок.
Заказчику нужно помнить, что датой, с которой начинается исчисление срока исковой давности, при отсутствии иных доказательств будет дата выгрузки груза, указанная в соответствующей транспортной накладной. Если же между экспедитором и заказчиком подписан акт о выполнении (оказании) услуги, то датой исчисления будет дата, обозначенная в акте.
<…>
Полный текст читайте в журнале «Главный Бухгалтер», № 48/2017.