В начале 2011 г. Советом Министров РБ была утверждена Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы (далее – Программа).
Основными задачами Программы являются обеспечение устойчивого экономического роста, роста валового внутреннего продукта, увеличение объема экспорта товаров и услуг, улучшение сальдо внешней торговли, а также увеличение объема инвестиций в основной капитал, в т.ч. за счет привлечения прямых иностранных инвестиций.
В Программе определены ключевые направления деятельности Правительства для реализации стратегии социально-экономического развития на 2011–2015 гг., в т.ч. в сфере бюджетно-финансовой и налоговой политики.
Основные цели – достижение качественного экономического роста, создание конкурентоспособной налоговой системы при безусловном сохранении социальных расходных обязательств бюджета, поддержание на экономически безопасном уровне дефицита бюджета и государственного долга страны.
Одна из основных задач – снижение налоговой нагрузки до 26 % к ВВП в 2015 г. Уже в ближайшем будущем планируется снизить размер ставки налога на прибыль до 20 %.
Будет внедрен механизм переноса убытка на будущее
Плательщиков порадует долгожданное изменение: вероятно, что уже в 2012 г. в НК будут включены положения о переносе убытков. Таким образом, плательщики, понесшие убыток в предыдущем налоговом периоде, начиная с 2011 г. будут иметь право уменьшить налоговую базу (с учетом льгот) текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы.
Таким образом, в Республике Беларусь будет внедрен механизм переноса убытка на будущее. Планируется, что перенос убытка будет ограничен 10 годами, следующими за тем налоговым периодом, в котором получен убыток. Не исключено, что размер переносимых убытков будет ограничен.
Отдельные задачи Программы уже решены
Программой поставлена задача продолжить улучшение структуры и механизмов взимания налогов и сборов с учетом практики экономически развитых и быстро развивающихся стран. В ней предусмотрено совершенствование порядка предоставления налоговых вычетов по НДС, увеличение срока документального подтверждения вывоза товаров за пределы Республики Беларусь с 60 до 180 дней для целей применения ставки НДС в размере 0 %, введение отработанных в мировой практике механизмов взимания экологического налога.
В определенной степени поставленные задачи уже реализованы. В частности, срок для документального подтверждения вывоза товаров за пределы Республики Беларусь уже увеличен с 60 до 180 дней.
Отмена льгот не позволит снизить поступления в бюджет
С 2012 г. планируется отменить повышенную ставку налога на недвижимость в размере 2 %. В то же время в целях сокращения снижения поступлений в бюджет планируется отменить и льготу, установленную подп. 1.11 п. 1 ст. 186 Налогового кодекса РБ (далее – НК), предусматривающую освобождение от налога на недвижимость впервые введенных в действие зданий и сооружений организаций в течение 1 года с момента их ввода в эксплуатацию.
Не исключено, что с 2012 г. в Республике Беларусь будет введен налоговый контроль за трансфертным ценообразованием. Планировалось, что институт налогового контроля за трансфертными ценами появится в НК еще в 2011 г., но этого не произошло. Возможно, что с 2012 г. он все же появится в НК и будет предусматривать контроль за сделками с недвижимостью и связанными лицами.
Такой контроль предусматривает изучение при проведении проверок применяемых плательщиками цен на соответствие их свободным рыночным ценам. При выявлении фактов применения плательщиками налога на прибыль трансфертных цен, т.е. цен, сформированных с отклонением от рыночных в сторону повышения или в сторону понижения, налоговые органы получат право произвести перерасчет налоговой базы и доначислить причитающиеся к уплате суммы налога на прибыль (вероятнее всего, что будет учитываться отклонение на уровне 20 %).
Выплачиваемые проценты станут… дивидендами
Возможно, что с 2012 г. в Республике Беларусь начнут применять правило "тонкой капитализации". Правилом "тонкой капитализации" предусмотрено, что расходами плательщика перестанут признавать выплачиваемые им проценты по договорам займам, предоставленным участником (акционером) плательщика, который владеет более чем 20 % капитала плательщика, если сумма займа превышает размер такого капитала в 3 раза и более. Выплачиваемые проценты в этом случае будут переквалифицированы для целей налогообложения в дивиденды. Данное правило не будет распространяться на организации, осуществляющие банковскую, страховую и лизинговую деятельность.
Снижение ставки налога при УСН стимулирует экспорт
Постоянно предпринимаются шаги по дальнейшему расширению применения упрощенной системы налогообложения (УСН). В частности, уже снижена ставка налога при реализации товаров и услуг за пределы Республики Беларусь с 3 % до 2 %, она распространена и на случаи реализации работ. Соответствующие изменения введены Указом Президента РБ от 11.08.2011 № 358 "О стимулировании реализации товаров". Примечательно, что изменения имеют обратную силу: названный Указ вступает в действие с 1 апреля 2011 г. и плательщики налога при УСН получают возможность воспользоваться новыми правилами уже с 1 апреля 2011 г.
Поставлена задача по снижению страховой нагрузки нанимателей
Значительную часть налоговой нагрузки составляют платежи по социальному страхованию. Сокращение налоговой нагрузки на организации планируется осуществить за счет реформирования системы социального страхования. Так, в подп. 4.1 п. 4 Директивы № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" указано на необходимость завершения гармонизации налоговой системы Республики Беларусь с действующими в европейских странах, придание налоговому законодательству характера, стимулирующего добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу. В этих целях планируется снизить налоговую нагрузку, включая вопросы распределения пенсионной страховой нагрузки между нанимателями и работниками. Можно полагать, что в будущем страховая нагрузка нанимателей будет снижена.
В Программе также указано на необходимость подготовки проекта нормативного правового акта о предоставлении самозанятым возможности осуществлять переход из общей системы социального страхования в коммерческие программы страховых организаций для участия в них в обязательном порядке. В данном случае речь идет о праве таких лиц самостоятельно выбирать, будут они пользоваться обязательным государственным социальным страхованием или заключат договоры со страховыми компаниями.
Налоги будем считать автоматически
Планируются дальнейшее снижение временных затрат на расчет и уплату налогов, оформление необходимых для этого учетных документов, отмена неэффективных налоговых процедур, уменьшение сроков и документов, необходимых для их осуществления, внедрение автоматизированной информационной системы "Расчет налогов".
Запланированная работа по сближению национального законодательства в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности с международными стандартами, сокращению количества обязательных к применению форм первичных учетных документов и заполняемых в них реквизитов уже ведется. В частности, 15 марта 2011 г. Президентом подписан Указ № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов". Им определено, что перечень обязательных для применения форм первичных учетных документов утверждает Совет Министров. В настоящее время такой перечень утвержден постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360. В него включены лишь 8 форм данных документов: товарно-транспортная накладная, товарная накладная, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, акт о приеме-передаче основных средств, акт о приеме-передаче нематериальных активов, акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, акт о передаче не завершенного строительством объекта.
Помимо решения перечисленных задач в НК планируется внести и ряд других изменений, направленных на совершенствование налоговой системы РБ, которые коснутся вопросов исчисления большинства налогов. Также планируется предусмотреть освобождение плательщиков от ответственности при совершении нарушения налогового законодательства, которое было обусловлено применением разъяснений, полученных от налоговых органов. Можно надеяться, что это будет первым шагом на пути развития в Республике Беларусь института предварительного налогового регулирования, иногда именуемого налоговым рулингом или финансовым рескриптом.