В настоящее время сложившаяся ситуация по оказанию аудиторских услуг |*| требует как от заказчиков, так и от исполнителей новых подходов по независимой оценке бухгалтерской (финансовой отчетности) аудируемого лица. Аудитор должен получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства с целью формирования обоснованных выводов, на которых базируется аудиторское мнение, основанное на Правилах № 114 [1]. С учетом данных обстоятельств аудитору потребуется больше времени на сбор аудиторских доказательств и сохранение профессионального скептицизма, а главным бухгалтерам и руководителям аудируемых лиц необходимо быть готовыми к плотному сотрудничеству с аудитором и документальному представлению принятых ключевых решений.
* Обязательный аудит и функции Аудиторской палаты: что изменилось
В связи с этим на сайте Минфина Республики Беларусь размещено письмо № 15-2-18/20/1 [2], в котором даны рекомендации по проведению аудита как индивидуальной, так и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций. Суть этих рекомендаций состоит в следующем.
Аудиторы при оказании аудиторских услуг в 2020 г. должны учитывать и отразить в своей рабочей документации влияние на аудит следующих обстоятельств:
1) принадлежность клиента к сферам деятельности, наиболее пострадавшим в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации (авиаперевозки, автоперевозки, культура, организация досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, деятельность в сфере туризма, гостиничный бизнес, общественное питание, образовательная деятельность, деятельность по организации конференций и выставок, по предоставлению бытовых услуг населению);
2) необходимость пересмотра оценки рисков, а также принятых ответных действий;
3) необходимость пересмотра запланированных аудиторских процедур, их эффективность, а также оценку необходимости проведения альтернативных аудиторских процедур;
4) существенное влияние текущей ситуации на соблюдение клиентом принципа непрерывности деятельности и неопределенность экономической ситуации в ближайшие 12 месяцев;
5) сложность контроля руководством клиента за подготовкой бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае перевода сотрудников на дистанционную форму работы, в т.ч. в подразделениях либо дочерних компаниях, находящихся за пределами Беларуси;
6) сложность внутренней оценки качества работы аудиторов из-за дистанционного общения членов аудиторской группы между собой, с руководством и иными сотрудниками аудиторской организации, с работниками клиента;
7) сложность сбора аудиторских доказательств и принятые ответные действия в связи с переходом на дистанционную форму работы и необходимостью обеспечения обмена информацией с аудируемым лицом посредством IT-технологий;
8) сложность доступа к рабочим документам предшествующего аудитора и аудитора компонента группы компаний консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В случае отсутствия возможности получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, на которых возможно было бы основывать аудиторское мнение, предусмотренное Правилами № 18 [3], аудиторам следует:
– выразить мнение с оговоркой, если аудитор приходит к выводу, что возможное влияние необнаруженных искажений на отчетность может быть существенным, но нераспространенным;
– отказаться от выражения аудиторского мнения |*|, если аудитор приходит к выводу, что возможное влияние необнаруженных искажений на отчетность может быть существенным и распространенным.
В письме № 15-2-18/20/1 обращено внимание аудиторских организаций на то, что в соответствии с Правилами № 97 [4] отчет должен быть подписан от аудиторской организации ее руководителем, а в отсутствие руководителя – лицом, исполняющим его обязанности. Отчет может подписывать заместитель руководителя аудиторской организации при наличии приказа, распоряжения, иного документа, оформленного в установленном порядке, подтверждающего полномочия заместителя руководителя на его подписание. Кроме руководителя аудиторской организации отчет подписывается всеми аудиторами, принимавшими участие в аудите.
С целью минимизации контактов Минфин Республики Беларусь предоставил право аудиторам, принимавшим участие в аудите, подписывать отчет по результатам аудита в заочной форме: подписывать заявления о согласии с содержанием выпускаемого отчета по результатам аудита (в бумажном или электронном виде). Заявление должно содержать имя, отчество, фамилию аудитора, выражение согласия/несогласия аудитора, дату подписания, подпись аудитора. Заявление о согласии является частью рабочей документации аудитора.
Таким образом, отчет по результатам аудита, подготовленный к передаче заказчику аудиторских услуг, может иметь подписи только руководителя аудиторской организации, подписывающего и аудиторское заключение |*|.