налогообложение
Подоходный налог при проведении представительских мероприятий
1 (80). Белорусская организация в связи с приемом представителей иностранного партнера в феврале 2015 г. организовала официальный обед в ресторане. В составе делегации – 5 представителей нерезидента, одно сопровождающее лицо и 2 человека со стороны белорусской организации.
Общая стоимость обеда согласно счету ресторана составила 3 280 000 руб. (по 410 000 руб. на 1 человека).
Являются ли в данном случае расходы организации по оплате стоимости обеда доходом физических лиц, принимавших в нем участие?
Не являются.
При определении налоговой базы подоходного налога |*| учитывают все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 156 Налогового кодекса РБ; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК).
* Информация об изменениях, произошедших в 2015 г. в перечне необлагаемых подоходным налогом объектов и в порядке определения налоговой базы, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
При этом к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, относят в т.ч. оплату питания (полностью или частично) за него организациями (подп. 2.1 п. 2 ст. 157 НК).
Таким образом, оплата стоимости обеда является доходом физических лиц, принимавших в нем участие, полученным в натуральной форме.
Вместе с тем не признают объектом обложения подоходным налогом доходы, полученные плательщиками в размере оплаты организациями расходов на проведение презентаций, юбилеев, банкетов |*|, совещаний, культурных, представительских мероприятий, связанных с осуществляемой ими деятельностью (подп. 2.2 п. 2 ст. 153 НК).
* Порядок уплаты подоходного налога, а также взносов в ФСЗН и Белгосстрах с доходов, полученных от участия в банкетах, фуршетах и в иных мероприятиях, доступен для всех читателей GB.BY
С учетом того что в рассматриваемой ситуации расходы организации по оплате стоимости обеда понесены в рамках проведения представительских мероприятий и связаны с осуществляемой ими деятельностью, они не являются для физических лиц, принимавших в нем участие, их доходом, подлежащим обложению подоходным налогом.
Подоходный налог при безвозмездной передаче товаров работнику
2 (81). Строительная организация в январе 2015 г. оказала своему работнику, состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, помощь в виде безвозмездной передачи строительных материалов для осуществляемого им самостоятельно строительства дома. Данная организация является для указанного работника местом основной работы.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
2.1. Являются ли полученные работником строительные материалы его доходом, подлежащим обложению подоходным налогом?
Являются.
Организация при определении налоговой базы подоходного налога должна учитывать все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 156 НК).
К доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, относят в т.ч. товары, полученные им на безвозмездной основе (подп. 2.2 п. 2 ст. 157 НК).
В статьях 153 и 163 НК приведен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих обложению подоходным налогом, в который оказываемая организациями физическим лицам, в т.ч. состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, помощь на строительство либо приобретение жилья не входит.
Таким образом, полученные работником строительные материалы признаются его доходом, полученным в натуральной форме, подлежащим обложению подоходным налогом.
2.2. Исходя из какой стоимости должен быть исчислен подоходный налог?
При получении плательщиком дохода от организаций в натуральной форме в виде товаров налоговая база подоходного налога определяется как стоимость этих товаров (с учетом НДС, а для подакцизных товаров – и акцизов):
– исчисленная исходя из регулируемых розничных цен (при их наличии);
– определенная организациями на дату начисления плательщику дохода (при отсутствии регулируемых розничных цен) (п. 1 ст. 157 НК).
При этом налоговую базу определяют в размере не менее стоимости имущества, установленной в соответствии с частью второй п. 1 ст. 157 НК.
Справочно: при получении плательщиком дохода от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, к которому относятся и строительные материалы, налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется по цене (тарифу) на идентичные имущество, работы и услуги на основании сведений изготовителей, исполнителей, субъектов торговли о ценах (тарифах) на товары, работы, услуги, содержащихся в специальных отечественных и зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных материалах субъектов торговли (в т.ч. размещенных на сайтах в Интернете).
При наличии 2 и более источников информации, содержащих сведения о ценах (тарифах) на идентичные имущество, работы, услуги, налоговая база определяется исходя из сведений о наименьшей цене (тарифе). При определении цен (тарифов) на идентичные имущество, работы, услуги принимаются во внимание сделки, предусматривающие денежную форму исполнения обязательств, между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда наличие отношений между этими лицами не повлияло на условия таких сделок (часть вторая п. 1 ст. 157 НК).
Вместе с тем в рассматриваемой ситуации при исчислении подоходного налога с указанного дохода организация вправе применить льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.
Так, от подоходного налога освобождаются доходы:
– не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи |*|, подарков и призов, оплаты стоимости путевок.
* Случаи начисления страховых взносов и удержания подоходного налога с материальной помощи доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Исключение: путевки, указанные в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК;
– получаемые от организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей;
– в размере, не превышающем 13 190 000 руб. (от каждого источника в течение налогового периода).
Исключение: доходы, указанные в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК.
В случае если стоимость строительных материалов, определенная в соответствии со ст. 157 НК, превышает установленный необлагаемый предел, сумма такого превышения подлежит налогообложению по совокупности с другими полученными в январе 2015 г. доходами |*|.
* Правила, которые надо соблюдать при определении объекта обложения подоходным налогом, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Экологический налог при проведении сварных ремонтных работ
3 (82). Организация приобретает электроды для проведения сварных ремонтных работ.
Является ли организация плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и влияет ли на это количество закупаемых электродов?
Не является. Не влияет.
У организации, использующей электроды при сварных ремонтных работах, образуются загрязняющие вещества. Однако она не является плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от сварных ремонтных работ, в т.ч. независимо от количества используемых электродов.
Обоснуем наш вывод.
Один из объектов обложения экологическим налогом – выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляемые от стационарных источников выбросов (подп. 1.1 п. 1 ст. 205 НК) |*|.
* Информация об особенностях расчета экологического налога за выбросы загрязняющих веществ доступна для подписчиков электронного "ГБ"
При этом не признаются объектом налогообложения выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 т в год (абз. 2 ст. 206 НК).
Таким образом, при определении объекта налогообложения необходимо исходить из нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в названных разрешениях, и необлагаемого предела (ст. 19 Закона РБ от 16.12.2008 № 2-З "Об охране атмосферного воздуха").
Справочно: порядок расчетов нормативов выбросов установлен Инструкцией о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 23.06.2009 № 43 (далее – Инструкция № 43).
Из нее следует, что все стационарные источники выбросов подлежат нормированию. Исключения содержатся в перечне объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 4 Инструкции № 43).
Перечень исключений, указанный выше, содержится в приложении 2 к постановлению Минприроды РБ от 29.05.2009 № 31.
Из п. 12 перечня следует, что оборудование для ремонта (строительства) (включая для резки и сварки металлов) не рассматривается как источник выбросов, подлежащих нормированию.
Причем исключение этой деятельности из нормирования не зависит от объема потребления электродов.
Следовательно, организация независимо от источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сварных строительных работах не должна получать разрешение на эту деятельность.
Экологический налог при промывке оборудования ацетоном
4 (83). Организация приобретает ацетон для промывки технологического оборудования.
Технологическое оборудование размещено в здании, где имеется система вентиляции.
Является ли организация плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух?
Однозначно ответить нельзя. Необходима разработка специальных документов, регламентирующих выброс загрязняющих веществ, образующихся при промывке технологического оборудования. Если потребуется получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и количество веществ согласно этому разрешению будет равно 3 т в год либо превышать этот норматив, то организация станет плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В данном случае организации необходимо произвести следующие этапы работ:
1) провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Порядок ее проведения регламентирован Инструкцией о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 23.06.2009 № 42;
2) получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, если суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников составит свыше 0,1 т в год (независимо от состава выбросов).
Порядок получения разрешения установлен Положением о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 21.05.2009 № 664;
3) определить по нормативам, указанным в разрешении, является ли организация плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (критерий – 3 т и более) |*|.
* Правила определения объектов, облагаемых экологическим налогом, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Расчет показателя собственного капитала
5 (84). Нужно ли при расчете собственного капитала для целей применения норм ст. 1311 НК исключать из показателя долговых обязательств белорусской организации сумму задолженности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах, которая будет отражена в бухгалтерском учете организации по состоянию на 31 декабря 2015 г. на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"?
Не нужно.
При определении величины собственного капитала для целей применения положений ст. 1311 НК "Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам и отдельных видов затрат (расходов) к затратам (расходам), учитываемым при налогообложении" сумма активов и величина обязательств белорусской организации определяются на основании данных бухгалтерского учета на последний день соответствующего налогового периода и на дату составления ликвидационного баланса (акта проверки, в ходе которой были установлены обстоятельства, являющиеся основанием для ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа, – при ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа в порядке, установленном Президентом РБ) (подп. 11.3 п. 11 ст. 1311 НК) |*|.
* Информация, касающаяся затрат, неучитываемых при налогообложении в части ст. 1311 НК, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
При этом в расчет не принимаются суммы:
– долговых обязательств в виде задолженности по налогам, сборам (пошлинам), обязательным страховым взносам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;
– по которым предоставлены отсрочка и (или) рассрочка уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней;
– налогового кредита;
– бюджетных займов и бюджетных ссуд, предоставленных белорусской организации в соответствии с законодательством.
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является одним из видов обязательного страхования в Республике Беларусь (подп. 4.1 п. 4 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530).
Исходя из вышеизложенного, задолженность организации по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах является задолженностью по страховым взносам либо обязательным страховым взносам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, а не задолженностью по налогам, сборам (пошлинам).
Таким образом, задолженность организации по состоянию на 31 декабря 2015 г. по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах не следует исключать из суммы долговых обязательств организации при расчете величины собственного капитала для целей применения норм ст. 1311 НК.
Расчет коэффициента капитализации
6 (85). При применении организацией правил тонкой (недостаточной) капитализации она должна рассчитать коэффициент капитализации (подп. 11.4 п. 11 ст. 1311 НК) |*|. Данный коэффициент рассчитывается в т.ч. на дату составления акта проверки, в ходе которой были установлены обстоятельства, являющиеся основанием для ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа, – при ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа в порядке, установленном Президентом РБ.
* Информация о том, что такое тонкая капитализация и какие изменения по ее расчету имеют место с 2015 г., доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Каким образом белорусской организации следует определить такую дату при применении требований ст. 131-1 НК?
Основания ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа в настоящее время установлены подп. 3.3 п. 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение № 1).
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению регистрирующего органа в случае:
1) неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности (абзац второй подп. 3.3 п. 3 Положения № 1);
2) внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием (абзац третий подп. 3.3 п. 3 Положения № 1);
3) непринятия собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждений, ассоциаций (союзов), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в 2-месячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет (абзац четвертый подп. 3.3 п. 3 Положения № 1);
4) осуществления некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в уставе такой организации (абзац пятый подп. 3.3 п. 3 Положения № 1).
В случае обнаружения оснований для ликвидации организации в регистрирующий орган направляется представление (предложение) о ее ликвидации.
Такое представление (предложение) может быть направлено в пределах компетенции каждого из органов:
– органами Комитета госконтроля;
– органами прокуратуры;
– органами внутренних дел;
– органами Комитета госбезопасности;
– налоговыми органами.
При этом регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации на основании указанного представления (предложения).
В данном случае составление акта проверки организации (за исключением внесения такого представления (предложения) налоговыми органами) Положением № 1 не предусмотрено.
Вместе с тем несмотря на то, что направление акта проверки регистрирующему органу органами Комитета госконтроля, органами прокуратуры, органами внутренних дел, органами Комитета госбезопасности не предусмотрено, направлению представления (предложения) о ликвидации организации все равно предшествует проведение проверки субъекта хозяйствования, по результатам которой составляется акт проверки.
При наличии оснований, предусмотренных в абзацах втором, четвертом и пятом части первой подп. 3.3 п. 3 Положения № 1, юридические лица ликвидируются регистрирующими органами в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии (п. 14 Положения № 1). Решение о начале процедуры ликвидации по основанию, предусмотренному в абзаце втором части первой подп. 3.3 п. 3 Положения № 1, принимается регистрирующим органом при обнаружении указанного основания либо при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа.
В случае внесения налоговыми органами в регистрирующий орган представления (предложения) по основанию, предусмотренному в абзаце втором части первой подп. 3.3 п. 3 Положения № 1, вместе с этим представлением (предложением) направляется в т.ч. акт проверки, подтверждающий факт неосуществления коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления этой организацией, индивидуальным предпринимателем налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления.
С учетом вышеуказанных требований законодательства для целей применения положений подп. 11.4 п. 11 ст. 1311 НК датой составления акта проверки, на которую следует рассчитывать коэффициент капитализации, будет дата составления акта проверки органами Комитета госконтроля, органами прокуратуры, органами внутренних дел, органами Комитета госбезопасности, налоговыми органами.
использование кассового оборудования
Использование КСА при реализации товара в счет зарплаты
7 (86). Организация планирует через сеть своих магазинов реализовывать работникам в счет заработной платы товары, в т.ч. с использованием индивидуальных электронных карт, заведенных на каждого из них.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
7.1. Можно ли использовать для этих целей кассовое оборудование?
Законодательством это не запрещено.
Порядок использования кассового оборудования при приеме наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек (в т.ч. при внесении авансовых платежей, предварительной оплаты, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) при продаже товаров регулирует постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 "Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования" (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – постановление № 924/16) |*|.
* Перечень основных документов, регулирующих порядок использования кассового оборудования при приеме наличных денег, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Реализация товаров работникам в счет заработной платы (в т.ч. с использованием индивидуальных электронных карт) через сеть магазинов организации, в которой они работают, не является продажей товаров за наличный расчет либо продажей товаров с использованием банковских платежных карточек.
То есть постановление № 924/16 не регулирует порядок реализации товаров в счет зарплаты.
В то же время постановление № 924/16 не устанавливает запрет на возможность проведения таких расчетов через кассовое оборудование, ведь исходя из нормы п. 11 ст. 7 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З "О защите прав потребителей" продавец обязан при реализации товара выдать потребителю (в нашем случае это работник организации) кассовый (товарный) чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара. При этом исключения в отношении товаров, реализованных в счет заработной платы, в приведенной норме отсутствуют.
Поэтому организация вправе применять и использовать кассовое оборудование для фиксирования сумм приобретаемых работниками товаров в счет заработной платы.
Для этого ей целесообразно выделить и отразить такие обороты кассового оборудования за день (смену) отдельной строкой в книге кассира в гр. 9 "Получено при расчетах с использованием банковских платежных карточек" с отметкой, например, "в счет ЗП" либо "расчеты по картам" и т.п.
7.2. Надо ли согласовывать с налоговой инспекцией введение отдельного счетчика кассового оборудования для фиксирования сумм, принятых в счет зарплаты?
Не надо.
Решение в отношении использования для фиксирования сумм таких расчетов отдельного счетчика кассового оборудования организация вправе принять самостоятельно. Оно должно быть закреплено в одном из организационно-распорядительных документов организации (например, приказе, решении, регламенте и т. п.).
Прием наличных денег при реализации запчастей к автомобилям на рынке
8 (87). Организация арендовала на рынке торговое место для розничной торговли запасными частями к автомобилям.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
8.1. Какой порядок приема наличных денег при осуществлении этого вида деятельности?
С применением кассового оборудования.
Перечень случаев, когда организации вправе принимать наличные денежные средства без использования кассового оборудования, определен п. 31 Положения, утвержденного постановлением № 924/16 |*|.
* Практика приема наличных денег с применением кассового оборудования и без него доступна для подписчиков электронного "ГБ"
В нем не предусмотрен случай розничной торговли на торговых местах на рынках запасными частями к автомобилям (исключен с 16 июня 2013 г.) |**|.
** Все последние изменения законодательства в части приема наличных денег и использования кассового оборудования доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Таким образом, организация при осуществлении розничной торговли на торговых местах на рынках запасными частями к автомобилям обязана принимать наличные денежные средства с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.
8.2. В целях исполнения обязанности по приему наличных денежных средств и использованию кассового оборудования каким документом надо руководствоваться при отнесении товаров к запасным частям к автомобилям?
Для того чтобы правильно отнести товары к запасным частям к автомобилям, в т.ч. в целях исполнения обязанности по приему наличных денежных средств и использованию кассового оборудования, рекомендуем воспользоваться письмом МНС, Минторга, Минэкономики и Минюста РБ от 20.01.2009 "О налогообложении розничной торговли автозапчастями".
Из этого письма следует, что к запасным частям к автомобилям относятся все запасные части к легковым автомобилям (составные части, агрегаты, узлы, включая их составляющие, детали, в т.ч. крепежные и установочные, и т. д.).
Срок установки платежных терминалов в автомобилях-такси
9 (88). Организация, зарегистрированная в сельском населенном пункте, осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси в областном центре.
Когда она должна установить платежный терминал?
Срок установки терминала зависит от даты начала деятельности.
Автомобили-такси отнесены к объектам, в которых юридические лица обязаны установить платежные терминалы (приложение 1 к постановлению № 924/16). Сроки установки терминалов определены подп. 2.8 п. 2 постановления № 924/16 |*|.
* Новации в порядке использования кассового оборудования доступны для всех читателей GB.BY
Так, если организация начала осуществлять деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси:
– до 22 июля 2014 г., – то обязанность установить платежный терминал возникает с 1 июля 2015 г. (учитывая, что деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси осуществляется в областном центре);
– после 22 июля 2014 г., – то обязанность установить платежный терминал возникла до начала оказания услуг (причем независимо от места осуществления деятельности).
расчеты
Особенности взыскания денежных средств с должника
10 (89). По договору об уступке права требования организация "А", имеющая перед организацией "В" задолженность, в счет ее погашения уступила этой организации право на получение от своего должника (организации "С") денежных средств.
В то же время должник (организация "С") перечислил денежные средства организации "А" до получения уведомления о состоявшейся уступке |*|.
* Особенности возврата денег, ошибочно перечисленных не контрагенту, а иному лицу, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Вправе ли организация "В" взыскать денежные средства с должника (организации "С") либо надо признать договор уступки требования недействительным?
Денежные средства надо взыскать с организации "А".
В данном случае должник (организация "С") не был своевременно уведомлен о состоявшейся уступке требования (переходе прав кредитора к другому лицу). Поэтому, перечислив средства первоначальному кредитору (организация "А"), он надлежащим образом исполнил свои обязательства. Следовательно, с организации "С" нельзя взыскать указанные денежные средства |*|.
* Порядок определения сроков исковой давности по кредиторской и дебиторской задолженностям доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Из п. 3 ст. 353 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК) следует, что новый кредитор несет риск неблагоприятных последствий, вызванных неуведомлением должника о переходе прав кредитора. Однако возложение на нового кредитора риска последствий ненаправления должнику письменного уведомления не означает освобождения первоначального кредитора от обязанности передать новому кредитору неосновательно полученное.
В рассматриваемой ситуации права требования по обязательству перешли на основании договора к новому кредитору (организации "В"), а в силу этого получение первоначальным кредитором (организацией "А") от должника (организации "С") денежных средств не имело правовых оснований. Соответственно в данном случае со стороны первоначального кредитора (организации "А") имеет место неосновательное обогащение. Лицо, которое без установленных законодательством или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), по общему правилу обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) (ст. 971 ГК).
Первоначальный кредитор (организация "А") приобрел имущество (денежные средства) за счет организации "В". В связи с изложенным именно с организации "А" могут быть взысканы денежные средства, полученные от должника (организации "С").
Отметим также, что несвоевременное уведомление (неуведомление) должника об уступке требования |*| и исполнение им обязательства первоначальному кредитору не является основанием для признания договора недействительным.
* Причины, по которым нельзя перевести долг или уступить требования, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
таможенные налоги и пошлины
"Ввозной" НДС и пошлины при импорте технологического оборудования
11 (90). Организация импортирует из Польши технологическое оборудование для строительства производственной линии на территории Республики Беларусь. Его таможенная стоимость – 1 млрд. руб., размер ставки ввозной таможенной пошлины – 10 %.
11.1. Должна ли организация платить "ввозной" НДС и акцизы?
Должна платить "ввозной" НДС.
Ввозимые товары с учетом их характера и назначения подлежат помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которая предусматривает возможность использования товаров на территории ЕАЭС, в т.ч. Республики Беларусь, без каких-либо ограничений.
Справочно: выпуск для внутреннего потребления – это таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС (ст. 209 Таможенного кодекса Таможенного союза; далее – ТК ТС).
Вместе с тем одним из условий установления такой процедуры является уплата ввозных таможенных пошлин, налогов (в т.ч. акцизов и НДС) (ст. 210 ТК ТС).
"Ввозной" НДС |*| уплачивается в отношении практически всех товаров, ввозимых в Республику Беларусь, за исключением отдельных случаев, под которые технологическое оборудование не подпадает (ст. 93 НК).
* Письмо МНС о порядке вычета сумм "ввозного" НДС по импортированным и реализуемым в неизменном состоянии товарам доступно для подписчиков электронного "ГБ"
Таким образом, организация должна уплатить НДС при ввозе технологического оборудования из Польши.
Однако в отношении такого оборудования может быть получено освобождение при ввозе, если оно ввозится для реализации инвестиционного проекта.
Названная льгота по уплате НДС предусмотрена ст. 96 НК и Декретом Президента РБ от 06.08.2009 № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" (далее – Декрет № 10) |*|.
* Таможенные льготы, которые можно получить при реализации инвестиционных проектов, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Так, инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при его реализации освобождаются от ввозных таможенных пошлин (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Беларуси технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему) для использования его на территории РБ в рамках реализации инвестиционного проекта (подп. 2.2 п. 2 Декрета № 10).
Подтверждающим документом для применения льгот, в т.ч. по НДС, является перечень товаров, ввозимых инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для реализации инвестиционных проектов.
Справочно: порядок получения такого документа установлен Положением о порядке подтверждения условий для применения освобождения от ввозных таможенных пошлин и (или) налога на добавленную стоимость в отношении ввозимых (ввезенных) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему и (или) сырья и материалов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 19.02.2014 № 149.
Что касается вопроса уплаты акцизов, то отметим следующее. Перечень подакцизных товаров определен ст. 111 НК. Такая позиция, как технологическое оборудование, в нем отсутствует.
Следовательно, акциз платить не надо.
11.2. Как правильно рассчитать НДС в рассматриваемом вопросе?
В порядке, определенном ст. 99 НК.
НК предусмотрено применение 2 ставок НДС, взимаемого таможенными органами:
– 10 % – в отношении продовольственных товаров и товаров для детей. Перечень таких товаров определен Указом Президента РБ от 21.06.2007 № 287 "О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей";
– 20 % – в отношении иных товаров.
По общему правилу налоговая база НДС, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, определяется как сумма их таможенной стоимости, подлежащих уплате сумм таможенных пошлин и акцизов (по подакцизным товарам) (ст. 99 НК).
То есть при "обычном" импорте товаров (имеется в виду ввоз товаров по договорам купли-продажи, поставки и пр.) НДС исчисляется по следующей формуле:
НДС = (ТС + ВТПпу + Апу) × Ст % / 100 %,
где ТС – таможенная стоимость товаров;
ВТПпу – подлежащая уплате ввозная таможенная пошлина;
Апу – подлежащие уплате акцизы;
Ст % – ставка НДС (в процентах).
Таким образом, при таможенной стоимости технологического оборудования 1 млрд. руб. и ввозной таможенной пошлине 10 % сумма НДС составит:
(1 млрд. руб. + 100 000 000 руб.) × 20 % / 100 %) = 220 млн. руб.
11.3. Подлежат ли учету при расчете НДС антидемпинговые пошлины, установленные на ряд отдельно импортируемых организацией комплектующих и частей к ввозимому технологическому оборудованию?
Не подлежат.
Антидемпинговые и специальные пошлины к таможенным платежам не относятся (в них включаются ввозная и вывозная таможенная пошлина, НДС и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, а также таможенные сборы) (ст. 70 ТК ТС).
То есть включать антидемпинговые и специальные пошлины в налоговую базу для расчета НДС не нужно.
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела
Погашение задолженности по уплате таможенной пошлины за счет средств в иностранной валюте
12 (91). ЧУП имеет неисполненную обязанность по уплате ввозной таможенной пошлины |*| (код платежа в бюджет – 2600). На расчетном счете организации денежные средства в белорусских рублях отсутствуют. Для исполнения возникшей обязанности по уплате пошлины есть средства на расчетном счете в российских рублях.
* Информация об уплате пошлин в иностранной валюте доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Может ли таможенный орган произвести списание денежных средств со счета предприятия по учету денежных средств в российских рублях в бесспорном порядке для погашения образовавшейся неисполненной обязанности по уплате ввозной таможенной пошлины?
Может.
Допустимо осуществлять взыскание в бесспорном порядке денежных средств в уплату платежей, зачисляемых на единый счет, со счетов плательщиков в иностранной валюте на основании исполнительных документов с продажей. Данная норма закреплена в подп. 9.2 п. 2 Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по доходам, утвержденной постановлением Минфина и Правления Нацбанка РБ от 08.12.2005 № 143/171 (далее – Инструкция 143/171).
Справочно: оформление платежного требования на взыскание с продажей, его исполнение, возврат без исполнения осуществляются в порядке, установленном Инструкцией о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66. При исполнении такого платежного требования продажа иностранной валюты осуществляется по официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте, установленному Нацбанком на дату списания денежных средств со счета плательщика. Комиссионное вознаграждение за осуществление продажи иностранной валюты не взимается.
Николай Дубинский, канд. техн. наук