Переоценка-2015
Проведение переоценки отдельных объектов возможно
1 (121). На балансе организации числится 20 инвентарных объектов зданий. На заседании комиссии организации по амортизационной политике было принято решение о непроведении переоценки по состоянию на 1 января 2015 г. |*| 3 зданий, числящихся в составе подразделений непроизводственной сферы: здания Дома культуры, столовой и детского сада. По остальным зданиям, используемым в предпринимательской деятельности, было принято решение об их переоценке на 1 января 2015 г.
* Информация о том, что переоценка основных средств на 1 января 2015 г. не обязательна, доступна для всех читателей GB.BY
Аналогичное решение было принято и в отношении объектов основных средств, не относящихся к недвижимости: объекты, используемые в предпринимательской деятельности, переоценить, а неиспользуемые в предпринимательской деятельности не переоценивать.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
1.1. Имела ли право комиссия по амортизационной политике принять решение о непроведении переоценки выборочно отдельных инвентарных объектов основных средств?
Имела.
Переоценка основных средств осуществляется всеми организациями (независимо от их формы собственности) в следующем порядке:
1) в отношении зданий, сооружений и передаточных устройств обязательная переоценка производится в случае достижения уровня инфляции в ноябре отчетного года за предшествующий ему период с даты проведения последней переоценки, осуществленной в обязательном порядке, 100 % и более. Если уровень инфляции составляет менее 100 % – переоценка проводится по решению организации или собственника имущества;
2) в отношении иных основных средств переоценка проводится по решению организации или собственника ее имущества независимо от уровня инфляции.
Это предусмотрено нормами Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622 с учетом изменений, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2014 № 37 (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Указ № 622). Поскольку уровень инфляции, рассчитанный Белстатом, в ноябре 2014 г. по отношению к декабрю 2013 г. (к дате последней переоценки, осуществленной в обязательном порядке) составил 15,5 %, т.е. менее 100 %, то переоценка по состоянию на 1 января 2015 г. не была обязательной в отношении всех объектов имущества (в т.ч. относящихся к недвижимости).
Если законодательными актами предоставлено право проводить переоценку имущества, организации вправе принять решение о проведении переоценки в отношении:
– всего имущества;
– определенных групп, подгрупп, определенных шифров классификации;
– отдельных объектов основных средств.
Так гласит норма п. 1 Инструкции о порядке переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 05.11.2010 № 162/131/37 (в редакции от 14.03.2014 № 24/13/9; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Инструкция).
Если собственник имущества организации принял какое-либо решение о проведении (непроведении) переоценки, это решение должно быть направлено организации до начала работ по переоценке имущества в письменной форме в виде приказа, инструктивного письма и т.д. Если решение собственника имущества организации в отношении переоценки отсутствует, тогда такое решение принимает сама организация.
Таким образом, организация (в лице комиссии по амортизационной политике, иной комиссии, образованной в организации с целью проведения переоценки) могла самостоятельно принять решение о переоценке по состоянию на 1 января 2015 г. в отношении каждого отдельного инвентарного объекта основных средств.
1.2. Как следовало оформить такое решение?
Решение о проведении (либо непроведении) переоценки вначале может отражаться в протоколе комиссии по амортизационной политике, затем оно оформляется приказом по организации с указанием объектов, подлежащих переоценке по состоянию на 1 января 2015 г. либо не подлежащих такой переоценке.
В данном случае, поскольку решение по отдельным объектам принималось выборочно, в приказ следует включить перечень переоцениваемых объектов с указанием их инвентарных номеров.
В иных случаях, когда решение о переоценке принимается в целом по укрупненной группе, указывается соответствующая группа (например, "машины и оборудование").
Решение о переоценке может также приниматься по определенным шифрам классификации, тогда в приказе следует указать шифры амортизации объектов, которые подлежат (либо не подлежат) переоценке.
Переоценка основных средств на 1 января 2015 г. не проводилась. Как быть дальше?
2 (122). Организация приняла решение не проводить переоценку основных средств на 1 января 2015 г.
Какой коэффициент нужно будет применить, если основные средства планируется переоценить по состоянию на 1 января 2016 г.?
Все будет зависеть от метода переоценки, который изберет организация в следующем году.
Организация, принявшая решение проводить переоценку объектов основных средств, использует для проведения переоценки следующие методы:
– прямой оценки;
– пересчета валютной стоимости;
– индексный |*|.
* Информация о проведении переоценки индексным методом доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Выбор одного из указанных методов при проведении переоценки имущества организации осуществляют самостоятельно по каждому объекту имущества (п. 4 Инструкции).
При индексном методе переоценки применяют коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 января (далее – коэффициенты), рассчитываемые и публикуемые Белстатом.
При переоценке индексным методом основных средств, имеющих остаточную стоимость, числившихся в бухгалтерском учете на дату предыдущей переоценки, к их первоначальной (переоцененной) стоимости применяется коэффициент за декабрь года, предшествующего дате предыдущей переоценки (подп. 17.4 п. 17 Инструкции).
Стоимость основных средств, не переоцененных по состоянию на 1 января 2015 г., определена при предыдущей переоценке в ценах декабря 2013 г., поэтому при переоценке на 1 января 2016 г. нужно будет применять коэффициент к декабрю 2013 г.
Таблицы коэффициентов, публикуемые Белстатом по состоянию на 1 января и используемые для переоценки индексным методом, содержат 13 граф. В первой графе указывается коэффициент роста стоимости основных средств за год, который применяется для переоценки основных средств, числящихся на начало отчетного года.
Коэффициенты, указанные во всех последующих 12 графах, применяются для переоценки индексным методом основных средств, введенных в эксплуатацию в отчетном году с января по декабрь.
Таким образом, для того чтобы провести переоценку основных средств в следующем году индексным методом, одной таблицы коэффициентов по состоянию на 1 января 2016 г. будет недостаточно. Придется применять также коэффициент из таблицы по состоянию на 1 января 2015 г.
Пример. Переоценка основного средства на 1 января 2015 г. не проводилась
Организация при переоценке на 1 января 2016 г. принимает решение переоценить здание, которое последний раз переоценивалось по состоянию на 1 января 2014 г., т.е. стоимость здания определена в ценах декабря 2013 г.
Первоначальную стоимость объекта необходимо умножить последовательно:
– на коэффициент из таблицы по состоянию на 1 января 2015 г., указанный в первой графе "декабрь 2013 г.", – 1, 0817;
– на коэффициент из таблицы по состоянию на 1 января 2016 г., указанный в первой графе "декабрь 2014 г.", – 1,1000 (условно).
Поскольку индексный метод основывается на применении коэффициента роста стоимости основных средств за период, прошедший с даты предыдущей переоценки, то организации впредь должны будут самостоятельно вести учет таких периодов по каждому отдельному объекту: если между датами проведения переоценки прошло 2 года, то при индексном методе применяется 2 коэффициента последовательно, если 3 года – 3 коэффициента и т.д.
Если организация при переоценке на 1 января 2016 г. либо на 1 января любого года изберет метод прямой оценки либо метод пересчета валютной стоимости, то применять коэффициенты за период, когда переоценка не проводилась, ей не потребуется.
Так, организация, не переоценившая основные средства на 1 января 2015 г., в следующем году может избрать метод пересчета валютной стоимости |*|. При этом не нужно будет применять коэффициенты ни по состоянию на 1 января 2015 г., ни по состоянию на 1 января 2016 г. В аналогичном порядке без применения коэффициентов производится переоценка методом прямой оценки.
* Информация о проведении переоценки, в т.ч. методом пересчета валютной стоимости, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Объекты недвижимости будут переоцениваться только в случаях обязательной переоценки
3 (123). Организация не проводила переоценку имущества по состоянию на 1 января 2015 г.
В Указе № 622 определено условие, при котором обязательна переоценка только основных средств, относящихся к недвижимости (зданий, сооружений, передаточных устройств). В организации принято решение переоценивать объекты недвижимости только в случаях обязательной переоценки.
Когда планируется ближайшая обязательная переоценка?
Напомним, что к объектам недвижимости относятся:
– здания – амортизационная группа основных средств, шифр амортизации которых начинается с цифры "1";
– сооружения – шифр амортизации начинается с цифры "2";
– передаточные устройства – шифр амортизации начинается с цифры "3".
Обязательность переоценки распространяется только на эти основные средства при наступлении условий, определенных подп. 1.1.1 п. 1 Указа № 622 (т.е. при уровне инфляции 100 % и более в ноябре отчетного года по отношению к дате последней переоценки, проведенной в обязательном порядке).
Это условие в 2014 г. не выполнялось (уровень инфляции в ноябре 2014 г. по отношению к декабрю 2013 г. составил 15,5 %), поэтому организации не обязаны, но имеют право произвести переоценку зданий, сооружений, передаточных устройств по состоянию на 1 января 2015 г., как впрочем и всех остальных основных средств и неустановленного оборудования.
Важно! Не только в 2014 г., но и во все последующие годы уровень инфляции будет рассчитываться Белстатом к декабрю 2013 г., пока он не достигнет значения 100 % (подп. 1.1.1 п. 1 Указа № 622). Когда это произойдет, заранее определить невозможно. Так, например, уровень инфляции всего только за 2011 г. превысил 100 %. Однако если для такого прогноза ориентироваться на сегодняшний уровень инфляции, то ближайшая обязательная переоценка зданий, сооружений и передаточных устройств произойдет не ранее чем через 5 лет.
Условия проведения переоценки имущества, не относящегося к недвижимости
4 (124). Организация не проводила переоценку имущества по состоянию на 1 января 2015 г.
Как следует поступать в последующие годы в части проведения переоценки объектов имущества, не относящихся к недвижимости: переоценивать или нет машины, оборудование, транспортные средства, мебель, хозинвентарь и т.д.? Чем необходимо руководствоваться при принятии решений?
Будет ли правомерно не переоценивать и в последующие годы отдельные объекты машин и оборудования, транспортных средств, например, до конца срока их полезного использования?
По объектам основных средств, не относящимся к недвижимости, переоценка больше не является обязательной (подп. 1.1.2 п. 1 Указа № 622). Независимо от уровня инфляции решение о переоценке таких объектов начиная с 1 января 2015 г. и во все последующие годы принимает самостоятельно организация или собственник ее имущества.
Организация может ежегодно принимать решение о непроведении переоценки основных средств, не относящихся к недвижимости |*|. Такие объекты, как машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, хозинвентарь, животные основного стада и т.д., можно учитывать по стоимости без переоценки не только до окончания их срока полезного использования (срока амортизации), но и до списания с баланса организации.
* Информация о проведении уценки основных средств, в т.ч. не относящихся к недвижимости, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
При принятии решений о проведении переоценки организация руководствуется необходимостью возобновлять свои основные средства и ориентируется на свое финансовое положение. Поскольку периоды между обязательными переоценками недвижимости могут быть достаточно длительными, а переоценка объектов, не относящихся к недвижимости, уже не является обязательной, организация самостоятельно может предусмотреть условия для проведения переоценки своего имущества.
Так, организации имеют право в случаях, когда переоценка не является обязательной, в своей учетной политике предусмотреть условия для проведения переоценки имущества (критерии существенности изменения стоимости имущества), в т.ч. ее периодичность (п. 1 Инструкции).
Пример. Условия проведения переоценки
Вариант 1. Организация может установить в учетной политике периодичность переоценки, определив следующее:
"Объекты недвижимости переоцениваются при наступлении обязательного условия в соответствии с законодательством.
Объекты основных средств в разрезе групп и шифров пероцениваются со следующей периодичностью:
– основное технологическое оборудование молочной промышленности (шифры амортизации с 45… по 46…) – 1 раз в 2 года;
– иные машины и оборудование (кроме вычислительной техники) – раз в 3 года;
– транспортные средства – 1 раз в 4 года;
– вычислительная техника, инструмент, хозинвентарь, иные основные средства – не переоцениваются.
Комиссия по амортизационной политике может принимать решение о переоценке по состоянию на 1 января по отдельным инвентарным объектам вне зависимости от их принадлежностик группам и шифрам".
Вариант 2. Организация может установить учетной политикой вместо периодичности критерии существенности изменения стоимости имущества. Например, ориентироваться на коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств, установив следующее:
"Переоценка проводится, если к дате предыдущей переоценки коэффициент по состоянию на 1 января составляет:
– по объектам недвижимости – более 1,5 раза;
– по машинам и оборудованию – более 1,3 раза;
– по транспортным средствам – более 1,2 раза;
– по вычислительной технике, инструменту, хозинвентарю – более 2 раз.
Комиссия по амортизационной политике может принимать решение о переоценке по состоянию на 1 января по отдельным инвентарным объектам вне зависимости от их принадлежности к группам и шифрам".
Объекты незавершенного строительства: что можно переоценить?
5 (125). Организация приняла решение проводить переоценку всего имущества по состоянию на 1 января 2015 г. Кроме основных средств, у организации имеются строящиеся объекты.
Так, например, по счету 08 по состоянию на 1 января 2015 г. числятся затраты на строительно-монтажные, проектно-изыскательские работы по строительству здания цеха, смонтированные котельное оборудование, вентиляционное оборудование, конвейерная линия. По счету 07 числится оборудование, предназначенное для установки в строящемся здании.
Объекты незавершенного строительства переоценке не подлежат. Но объекты оборудования к установке, находящиеся в его составе, переоценивать можно по решению организации.
Как правильно выделить из всей суммы затрат на строительство те объекты, которые организация имеет право переоценить?
Переоценка оборудования к установке |*| не является обязательной и производится по решению организации или собственника ее имущества (п. 1 Указа № 622). Речь идет об оборудовании, числящемся по счету 07 "Оборудование к установке и строительные материалы", как находящемся на складе, так и переданном в монтаж. Строительные материалы переоценке не подлежат.
* Информация об особенностях учета оборудования к установке, переданного в монтаж, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Организация имеет право принять решение о переоценке по каждому без исключения объекту неустановленного оборудования, числящемуся по счету 07 на дату переоценки.
Начиная с переоценки по состоянию на 1 января 2015 г. объекты незавершенного строительства поименованы в подп. 1.5 п. 1 Указа № 622, в котором приведен перечень объектов имущества, не подлежащих переоценке.
Так, объекты незавершенного строительства переоценке не подлежат, за исключением установленного оборудования и оборудования, не требующего монтажа в составе объектов незавершенного строительства.
Таким образом, организации, не переоценивая незавершенное строительство, имеют право выделить из его состава объекты установленного оборудования и оборудования, не требующего монтажа, и принять решение о их переоценке по состоянию на 1 января.
Из состава объектов незавершенного строительства объекты установленного оборудования выделяются согласно п. 1 Инструкции по переоценке. Так, если объекты установленного оборудования, числящегося в составе незавершенного строительства по счету 08, будут приняты после завершения строительства к бухгалтерскому учету в качестве отдельных инвентарных объектов основных средств и отнесены к определенной группе, подгруппе либо определенному шифру классификации основных средств, то такие объекты можно переоценивать.
Напротив, установленное оборудование, числящееся на дату переоценки по счету 08, которое после окончания строительства не будет введено в эксплуатацию как самостоятельный объект, а будет частью другого объекта основных средств, не может быть выделено из состава незавершенного строительства и не подлежит переоценке.
Так, на примере строящегося цеха из всей суммы затрат по незавершенному строительству, числящихся по счету 08, переоценить можно только конвейерную линию, поскольку после окончания строительства она будет введена в эксплуатацию как самостоятельный объект, не входящий в стоимость здания цеха, и отнесена к группе 4 "машины и оборудование".
Вентиляционное и встроенное в здание котельное оборудование не будет введено в эксплуатацию как самостоятельный объект, а будет включено в первоначальную стоимость здания цеха, поэтому переоценке не подлежит. Состав инвентарных объектов зданий, сооружений и других основных средств определяют, руководствуясь Общими положениями Общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Основные средства и нематериальные активы" (ОКРБ 020-2002), утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 27.09.2002 № 48.
таможенное законодательство
Порядок представления таможне дополнительно запрашиваемых документов и сведений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров
6 (126). Организация, импортирующая строительную технику из Германии, получила в отношении этого товара решение таможенного органа о проведении дополнительной проверки |*|.
* Определение таможенной стоимости и порядок уплаты "ввозного" НДС в отношении строительной техники, временно ввезенной в Республику Беларусь по договору аренды из Германии, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Таможенный орган запросил у организации пакет дополнительных документов и сведений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, и установил срок для их представления. Организация представила запрашиваемые документы, но не в полном объеме.
Можно ли представить отсутствующие документы позже установленного таможней срока?
Нельзя.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок их представления (п. 3 ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – ТК ТС).
Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо объяснения причин в письменной форме, по которым они не могут быть представлены.
При этом документы, сведения и пояснения должны быть представлены декларантом в таможенный орган:
– одним комплектом (не частями);
– до истечения срока их представления (п. 15 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Порядок).
Иными словами, документы, представленные в адрес таможни еще одним (дополнительным) комплектом, либо впоследствии, по окончании установленного таможенным органом срока, либо после принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров в целом, не могут быть приняты таможенными органами во внимание.
Если в установленный таможенным органом срок декларантом не представлены запрашиваемые документы, сведения, пояснения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, то должностное лицо принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (п. 21 Порядка).
Дополнительная проверка заявленной таможенной стоимости
7 (127). Организация, импортирующая из Польши детское питание, получила от таможни решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости этого товара, а также расчет суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Сумма обеспечения |*| оказалась выше сумм таможенных платежей, планируемых к уплате за ввозимый товар.
* Способы обеспечения уплаты таможенных платежей и порядок их применения доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Чем руководствуется таможенный орган при определении размера обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров?
Дополнительную проверку заявленной таможенной стоимости товаров таможенный орган проводит, если при контроле таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены (п. 11 Порядка).
Одновременно с доведением до декларанта решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган передает декларанту расчет суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов |*|, которую необходимо представить таможенному органу для выпуска товаров (п. 16 Порядка).
* Порядок представления таможенному органу сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при транзите товара доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Указанный расчет используется для целей выпуска товаров (получения товара декларантом в пользование) с внесением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и дальнейшим сбором и представлением в таможенный орган дополнительных документов и сведений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара.
Справочно: форма решения о проведении дополнительной проверки содержится в приложении 2 к Порядку; примерный перечень запрашиваемых документов и сведений – в приложении 3 к Порядку; форма расчета суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов – в приложении 4 к Порядку.
Указанные суммы обеспечения рассчитывают в соответствии с п. 2 ст. 88 ТК ТС. При этом таможенная стоимость товара таможенным органом не определяется и не корректируется, метод определения таможенной стоимости не указывается.
Для расчета сумм обеспечения, в частности, используется:
– информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся у таможенного органа (в т.ч. в базах данных таможенных органов);
– таможенная стоимость оцениваемых товаров без учета заявленных вычетов, скидок, если у таможенного органа имеются сомнения в их обоснованности;
– таможенная стоимость оцениваемых товаров с учетом возможной величины дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если у таможенного органа имеются сомнения в обоснованности заявленных дополнительных начислений.
Соответственно в рамках дополнительной проверки таможенным органом могут быть исследованы вопросы, связанные с ценообразованием товаров, близких по своим характеристикам (обстоятельства, повлиявшие на различие в ценах на аналогичные товары), вопросы обоснованности применения скидок к цене товаров, иные вопросы, влияющие на определение таможенной стоимости, в т.ч. на основании документов и сведений, дополнительно представленных декларантом.
Указанная информация, в свою очередь, используется таможенным органом и ложится в основу принимаемых решений по результатам контроля таможенной стоимости товаров.
Николай Сидорович, заместитель начальника отдела тарифного регулирования и методологии таможенной стоимости ГТК Республики Беларусь