налогообложение
Право пользования компьютерной программой и налог на доходы
1 (140). Иностранная организация уступает белорусской организации по лицензионному договору право пользования компьютерной программой.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
1.1. Подлежит ли лицензионный платеж налогообложению на территории Республики Беларусь?
Подлежит.
Вознаграждение за использование имущественных прав или предоставление права пользования имущественными правами на объекты авторского права, включая произведения литературы, искусства, науки, другие произведения, относящиеся к объекту авторского права, на объекты смежных прав, включая исполнение фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания, а также плата за лицензию, патент, товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, чертеж, полезную модель, схему, формулу, промышленный образец или процесс либо за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (в т.ч. ноу-хау), за использование имущества на территории Республики Беларусь либо предоставление права пользования таким имуществом, кроме платежей по аренде международных (континентальных и межконтинентальных) каналов и сетей электросвязи, подлежит обложению налогом на доходы на территории Республики Беларусь в качестве роялти по ставке 15 % (подп. 1.3 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК).
Хотя компьютерные программы |*| в этой статье НК прямо не упомянуты, но п. 5 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З "Об авторском праве и смежных правах" (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Закон) относит их к объектам авторского права.
1.2. Изменится ли ситуация в части налогообложения, если лицензионный договор заключить на условиях исключительной лицензии?
Не изменится.
В отношении авторских и смежных прав роялти считается только вознаграждение за пользование (доход) (подп. 1.3 п. 1 ст. 146 НК).
При этом исключительная лицензия не является договором об отчуждении объекта авторского права. Исключительная лицензия |**| предусматривает передачу права использования объекта интеллектуальной собственности с сохранением за лицензиаром права его использования в части, непередаваемой лицензиату, но без права выдачи лицензии другим лицам (п. 2 ст. 985 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – ГК).
Отчуждение объекта авторского права обычно имеет место в результате заключения договора уступки права (ст. 45 Закона).
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук
Продажа участником ООО своей доли и подоходный налог
2 (141). ООО имеет 3 участников: 2 физических лица (Петров и Иванов) и одно юридическое лицо. ООО и его участники являются резидентами Республики Беларусь.
Иванов продает свою долю Петрову по договору купли-продажи.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
2.1. Возникают ли у ООО какие-либо обязанности в связи со сменой участника (например, по выделению доли выбывающего участника или обязанности налогового агента в части исчисления подоходного налога)?
Не возникают.
Отчуждение участником общества принадлежащей ему доли создает налоговые последствия для участника, отчуждающего долю, но не для общества, так как общество не является стороной договора, в ходе которого происходит отчуждение доли.
Не возникают у общества и обязанности налогового агента |*|, так как оно им в данном случае не выступает. Так, белорусские организации, от которых плательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц с учетом особенностей, предусмотренных ст. 175 НК (п.1 ст. 175 НК). Указанные белорусские организации признаются налоговыми агентами, имеют права и несут обязанности, установленные ст. 23 НК.
При продаже доли одним физическим лицом другому физическому лицу источником выплаты дохода будет являться не общество, а физическое лицо, приобретающее долю. Соответственно общество в таком случае не несет обязанности налогового агента. В рассматриваемом случае участник, получающий доходы от отчуждения доли, обязан самостоятельно представить налоговую декларацию и уплатить причитающуюся сумму подоходного налога, если отчуждение доли приводит к получению им облагаемого подоходным налогом дохода.
2.2. Если ответ на первый вопрос отрицательный, достаточно ли просто изменить аналитический учет по счету 80 "Уставный фонд"?
У общества возникает еще одна обязанность.
Поскольку реализация долей осуществляется участником, общество должно внести изменения лишь в аналитический учет по счету 80 "Уставный капитал".
Так, аналитический учет по счету 80 ведется по каждому учредителю (участнику) организации и видам акций, а по договорам о совместной деятельности – по каждому договору и каждому участнику договора (п. 63 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).
В части бухгалтерского учета на этом работа заканчивается, но у организации возникает еще одна обязанность.
Необходимо учитывать, что полное отчуждение одним из участников принадлежащей ему доли изменяет состав участников общества, так как указанный участник перестает быть таковым, утратив права на принадлежащую ему долю. В таком случае следует изменить состав участников общества, определенный его уставом.
Так, коммерческие и некоммерческие организации обязаны в 2-месячный срок внести в свои уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае изменения наименования, смены собственника имущества или изменения состава участников организации (за исключением акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), государственных объединений, торгово-промышленных палат) (п. 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования").
Расходы на содержание медпункта и налог на прибыль
3 (142). Для оказания первой медицинской помощи работникам ОАО содержит на балансе медпункт со штатной численностью 6 человек.
Затраты на содержание медпункта и стоматологического кабинета включают:
– амортизационные отчисления по помещениям и медицинскому оборудованию;
– расходы на содержание помещений (отопление, водоснабжение, электроснабжение, обслуживание, ремонт и др.), оборудования и инвентаря (обслуживание и ремонт);
– приобретение медицинских материалов, медикаментов, инвентаря;
– оплату труда медицинских работников и обслуживающего персонала (уборщица).
Учитываются ли расходы, связанные с содержанием медпункта, при исчислении налога на прибыль?
Учитываются.
В состав внереализационных расходов |*| организации включают расходы в виде разницы между суммой расходов на содержание и эксплуатацию находящихся на их балансе объектов здравоохранения, и суммой доходов, связанных с эксплуатацией указанных объектов, получаемых организациями (подп. 3.26 п. 3 ст. 129 НК). Приведенная норма применяется также в отношении расходов на эти цели при долевом участии организаций в содержании и эксплуатации указанных объектов и не применяется при их использовании исключительно в предпринимательской деятельности.
Таким образом, расходы на содержание медпункта, в т.ч. амортизацию основных средств, заработную плату медицинских работников, состоящих в штате организации, включают в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении, при условии, что такие объекты не используются исключительно в предпринимательской деятельности.
Справочно: первая помощь представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых до оказания медицинской помощи пострадавшему при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, представляющих угрозу для жизни и (или) здоровья человека (далее – травма), в целях прекращения воздействия на организм пострадавшего повреждающего фактора внешней среды, оказания ему помощи в зависимости от характера и вида травмы и обеспечения максимально благоприятных условий транспортировки (эвакуации) пострадавшего с места получения травмы в организацию здравоохранения (ст. 63 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII "О здравоохранении").
Повышение тарифной ставки и налог на прибыль
4 (143). Уменьшает ли налогооблагаемую базу по налогу на прибыль повышение тарифной ставки (разряда) до 50 % согласно подп. 2.5 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины" (далее – Декрет № 29)?
Уменьшает.
Основным условием для отнесения расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, является их связь с предпринимательской деятельностью организации. Ведь затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (ст. 130 НК).
В подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29 установлено, что контракт, заключенный с работником, должен предусматривать в качестве дополнительной меры стимулирования труда |*| в т.ч. повышение тарифной ставки (не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством).
Таким образом, в целях исчисления налога на прибыль повышение тарифной ставки (оклада) на 50 %, предусмотренное законодательством (Декретом № 29), следует учитывать в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении.
Уплата акцизов
5 (144). Организация импортировала подакцизные товары, за которые рассчиталась с продавцом векселем банка. Данные товары при ввозе на территорию Беларуси будут помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Должна ли организация при ввозе уплатить акцизы, если она оплачивала подакцизные товары векселем банка?
Должна.
Объектами обложения акцизами признают ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, законы о таможенном регулировании в Республике Беларусь, таможенное законодательство Таможенного союза, международные договоры, регулирующие взимание косвенных налогов в Таможенном союзе, и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате акцизов (подп. 1.2 п. 1 ст. 113 НК) |*|.
Подакцизные товары, которые освобождены от акцизов при их ввозе на территорию Республики Беларусь, перечислены в ст. 116 НК.
Выпуск для внутреннего потребления – это таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС) (ст. 209 ТК ТС).
Как правило, товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:
– уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;
– соблюдения запретов и ограничений
– представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (п. 1 ст. 210 ТК ТС).
Таким образом, если в отношении ввозимых подакцизных товаров отсутствует освобождение от уплаты акцизов, то плательщику надо исчислить акцизы в общеустановленном порядке.
Факт оплаты подакцизных товаров || векселем банка в данном случае не имеет значения.
Приобретение у российской организации услуг по технической поддержке базы данных и НДС
6 (145). Российская организация оказала белорусской организации услуги по технической поддержке базы данных.
Следует ли белорусской организации исчислять и уплачивать НДС при приобретении этих услуг?
Следует.
При реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в белорусских налоговых органах, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возложена на состоящие на учете в белорусских налоговых органах организации, приобретающие данные услуги. Такие организации имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК (п. 1 ст. 92 НК).
Что касается взаимоотношений в Евразийском экономическом союзе (далее – Союз), то взимание косвенных налогов при оказании услуг осуществляется в государстве – члене Евразийского экономического союза, территорию которого признают местом реализации услуг (п. 2 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее – Договор) |*|.
Взимание косвенных налогов при оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору) (далее – Протокол).
В Протоколе установлено, что взимание косвенных налогов при оказании услуг осуществляется в государстве – члене Союза, территория которого признается местом реализации услуг.
При оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена Союза, территория которого признается местом реализации услуг, если иное не установлено разд. IV Протокола (п. 28 разд. IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола).
Местом реализации услуг признают территорию государства – члена Союза, если налогоплательщик этого государства – члена Союза приобретает услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных (подп. 4 п. 29 разд. IV Протокола).
Поскольку услуги по технической поддержке баз данных относятся к услугам по адаптации, сопровождению баз данных, то местом их реализации признают территорию Республики Беларусь, так как их приобретает налогоплательщик Республики Беларусь.
На основании этого белорусская организация должна исчислить НДС в Республике Беларусь при приобретении таких услуг в общеустановленном порядке.
Страховые взносы, учитываемые при налогообложении в составе затрат
7 (146). Предприятие заключило договор о добровольном страховании медицинских расходов с БРУСП "Белгосстрах" в пользу своих работников.
Согласно страховому полису срок страхования – 1 год. В течение годичного срока действия договора стороны вправе изменять список застрахованных лиц как в сторону увеличения количества застрахованных, так и в сторону уменьшения. Так, согласно дополнительному соглашению в пределах срока действия договора увеличен список застрахованных лиц.
Вправе ли предприятие включать в затраты, учитываемые при налогообложении, суммы страховых взносов по указанному договору с учетом внесенных дополнений?
Вправе при соблюдении определенных условий.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (ст. 130 НК) |*|.
Перечень затрат, неучитываемых при налогообложении, указан в п. 1 ст. 131 НК. Среди них – страховые взносы по видам добровольного страхования, за исключением страховых взносов по перечню видов добровольного страхования и порядку, определяемым Президентом Республики Беларусь (подп. 1.25 п. 1 ст. 131 НК).
Такой перечень, а также условия и размеры включения организациями страховых взносов по договорам медицинского страхования в затраты, учитываемые при налогообложении, установлен Указом Президента Республики Беларусь от 12.05.2005 № 219 "О страховых взносах, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), и порядке создания государственными страховыми организациями фондов предупредительных (превентивных) мероприятий за счет отчислений от страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов" (далее – Указ № 219).
Так, страховые взносы по договорам добровольного страхования медицинских расходов, заключенным организациями-страхователями со страховыми организациями в пользу физических лиц, работающих в организациях-страхователях по трудовым договорам, эти организации-страхователи включают в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, в размерах, установленных Указом № 219.
Это возможно при соблюдении следующих условий:
1) договоры страхования должны быть заключены на срок не менее 1 года (подп. 1.11 п. 1 Указа № 219);
2) страховые взносы не должны превышать 3 % фонда заработной платы организации-страхователя (подп. 1.2.1 п. 1 Указа № 219);
3) страховые взносы должны быть определены в сумме, не превышающей ежемесячно 2 базовые величины за 1 застрахованного работника (подп. 1.2.2 п. 1 Указа № 219).
Таким образом, при соблюдении вышеперечисленных условий предприятие вправе включить страховые взносы по договору медицинского страхования в состав затрат, учитываемых при налогообложении |*|.
Внешнеэкономическая деятельность
Авансовый платеж в адрес российского экспортера
8 (147). Белорусский импортер осуществил авансовый платеж в адрес российского экспортера.
Российский банк выдал белорусскому импортеру гарантию возврата авансового платежа на случай, если российский экспортер не осуществит поставку.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
8.1. Правомерен ли был выбор такого механизма платежа в данном случае?
Правомерен.
Установленный запрет на авансовые платежи по импорту |*| не распространяется в т.ч. на авансовые платежи в адрес резидентов России и Казахстана (письмо Нацбанка Республики Беларусь от 16.03.2011 № 31-16/75 "Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей в пользу резидентов Российской Федерации и Республики Казахстан").
Справочно: обратимся к нормам постановления Правления Нацбанка Республики Беларусь от 11.11.2008 № 165 "О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт".
В нем установлено, что проведение импортером платежа в пользу нерезидента со счета, открытого в банке Республики Беларусь, по внешнеторговой операции, осуществляемой в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров, передаче охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнению работ, оказанию услуг допускается при наличии у импортера разрешения Нацбанка, выдаваемого в соответствии с названным постановлением и подписанного Председателем Правления Нацбанка либо его заместителем, направляющим деятельность главного управления валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка. Форма разрешения – произвольная.
В иных случаях проведение указанных выше платежей запрещено.
8.2. Вправе ли белорусский импортер потребовать возврата аванcового платежа от российского банка-гаранта, если экспортер не осуществил поставку в оговоренный во внешнеторговом договоре срок?
Вправе.
Указанное требование как по российскому или белорусскому законодательству, так и по международным документам может быть адресовано непосредственно банку-гаранту без необходимости предварительного обращения к экспортеру. Однако механизм банковской гарантии |**| (так называемая условная гарантия) может предусматривать и какие-то формальности (вплоть до предварительного обращения в суд с иском к экспортеру), поэтому вначале необходимо внимательно изучить ее текст.
** Информация о законодательном регулировании расчетов с нерезидентом доступна для всех читателей GB.BY
8.3. Поскольку 60 дней с даты авансового платежа подходят к концу, будет ли платеж по банковской гарантии считаться соблюдением требований Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций"?
Будет.
При импорте внешнеторговая операция может быть завершена в т.ч. путем получения денежных средств по банковской гарантии (подп. 1.9 п. 1 Указа № 178).
8.4. Российский банк-гарант в настоящее время отказывается от платежа, ссылаясь в т.ч. на трудности с рефинансированием по причине введенных против России экономических санкций.
Правомерен ли такой отказ?
Нет, если иное прямо не предусмотрено в тексте банковской гарантии.
Политические и экономические санкции и прочий "юридический форс-мажор", как правило, не рассматриваются в судебной и коммерческой практике как основание для освобождения от обязательств или хотя бы их приостановления. Так, ст. 13 Унифицированных правил для гарантий по первому требованию (публикация Международной торговой палаты № 458, 1992 г.) гласит, что банки не несут никаких обязательств или ответственности за последствия, возникающие в результате приостановки их деятельности по причине стихийных бедствий, бунтов, гражданских беспорядков, восстаний, войн или любых других причин, находящихся вне их контроля, или по причине забастовок или локаутов. Повлиять на проведение платежей могут только события природного и социального, но не юридического или экономического характера.
Российский банк (если иное не оговорено в тексте самой банковской гарантии) обязан рассмотреть представленные белорусским импортером документы в "разумный срок" (часть вторая ст. 375 Гражданского кодекса РФ) и в случае их соответствия осуществить платеж.
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук
Осуществление валютной операции, связанной с движением капитала
9 (148). Белорусский банк и юридическое лицо – резидент Кипра (далее – нерезидент) заключили договор о сервитуте. По этому договору банк предоставляет нерезиденту право ограниченного пользования недвижимым имуществом (сервитут) и получает плату за пользование в евро или белорусских рублях в безналичном порядке. Оплата производится в конце оплачиваемого периода (по факту). Договор о сервитуте содержит валюту расчетов, наименование, местонахождение и банковские реквизиты нерезидента.
Является ли данная операция валютной и в каком порядке ее правомерно осуществлять?
Да, это валютная операция, связанная с движением капитала.
В приведенной ситуации имеет место валютная операция, связанная с движением капитала, осуществляемая в уведомительном порядке.
Обоснуем данный вывод.
Собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего недвижимого имущества, а в необходимых случаях – и от собственника другого недвижимого имущества предоставления права ограниченного пользования недвижимым имуществом (сервитута). Обременение недвижимого имущества сервитутом не лишает собственника недвижимого имущества прав владения, пользования и распоряжения этим недвижимым имуществом (ст. 268 ГК).
Валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле"; далее - Закон о валютном регулировании).
Исходя из анализа норм ст. 5–7 Закона о валютном регулировании можем сделать вывод, что в данном случае имеет место валютная операция, связанная с движением капитала.
Субъекты валютных операций (кроме банков) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала:
– на основании разрешений Нацбанка – валютные операции, указанные в Правилах проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила № 72);
– без разрешений Нацбанка – валютные операции, указанные в Законе о валютном регулировании;
– в уведомительном порядке – валютные операции, указанные в п. 20 Правил № 72.
Данные нормы оговорены в п. 17 Правил № 72.
При проведении валютных операций между субъектом валютных операций – резидентом и субъектом валютных операций – нерезидентом разрешается использование белорусских рублей:
– в безналичном порядке – при проведении всех валютных операций;
– в наличной форме – в соответствии с законодательством Республики Беларусь (п. 23 Правил № 72).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации правомерно осуществлять расчеты в белорусских рублях в безналичном порядке.
Денежные обязательства по валютным операциям между субъектами валютных операций – резидентом и нерезидентом могут быть выражены и исполнены в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Нацбанком, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь (п. 24 Правил № 72). Международного договора о расчетах с Кипром у Республики Беларусь нет. Официальный курс белорусского рубля к евро устанавливается Нацбанком Республики Беларусь, поэтому осуществление расчетов в евро правомерно.
Денис Сафаревич, начальник отдела правовой работы юридического управления ЗАО "Абсолютбанк"
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Использование названия ранее существовавшего юридического лица
10 (149). Может ли вновь создаваемая коммерческая организация использовать название ранее существовавшего, но ликвидированного 20 лет назад юридического лица, c которым у нее общий учредитель?
Не может.
Для ответа на вопрос обратимся к постановлению Минюста Республики Беларусь от 05.03.2009 № 20 "О согласовании наименований юридических лиц". В подп. 1.8 названного документа перечислены случаи, когда наименование организации не может быть согласовано. Среди них назван случай "наименования юридических лиц, исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР), наименования юридических лиц, в отношении которых в ЕГР внесена запись о прекращении деятельности, за исключением случаев обращения правопреемника, прекратившего деятельность юридического лица, за согласованием соответствующего наименования".
Правопреемство в отношении фирменного наименования возможно только в отношениях между юридическими лицами, поэтому факт общности учредителя в данном случае значения не имеет.
Выбор подрядчика в строительстве и торги
11 (150). Иностранный инвестор планирует строительство объектов промышленной инфраструктуры на территории Беларуси.
Обязан ли он проводить торги (тендер) для выбора подрядчика?
Не обязан.
Указы Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 "О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)", а также № 591 "О проведении процедур закупок при строительстве" (далее – Указ № 591) предусматривают, что законодательство о госзакупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок в строительстве. До указанной даты будет действовать порядок, установленный Указом № 591.
По сравнению с ранее применявшимся Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" Указ № 591 содержит гораздо меньше требований к процедурам торгов (в т.ч. не предусматривает различные процедуры закупок).
Так, закупки работ, услуг, а также товаров при строительстве должны осуществляться путем проведения подрядных торгов либо переговоров. При этом проведение подрядных торгов |*| является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в т.ч. их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе, финансирование строительства которых осуществляется за счет:
1) средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных (выданных) под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского горисполкомов, – при стоимости строительства объектов 6 тыс. базовых величин (БВ) и более.
В этих случаях необходимо также проведение торгов:
а) на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;
б) выполнение проектных и изыскательских работ;
в) оказание инженерных услуг стоимостью 3 тыс. БВ и более;
г) закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 тыс. БВ и более;
д) выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 тыс. БВ и более;
2) иных источников, в т.ч. средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, – при стоимости строительства объектов 100 тыс. БВ и более.
Процедуру подрядных торгов в настоящее время регулирует Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 232 "О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)".
В частности, проведение подрядных торгов согласно Указу № 591 не является обязательным в случаях, когда:
а) подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;
б) генеральная подрядная организация заключает договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;
в) заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту.
Кроме того, требования Указа № 591 не применяются при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, когда заказчик вправе самостоятельно определять подлежащие применению процедуры закупок товаров (работ, услуг) или осуществлять закупки без применения указанных процедур.
По данному вопросу см. также Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88.
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук