- налогообложение
- бухучет-2015
- валютное законодательство
- Организация деятельности субъектов хозяйствования
налогообложение
Плата за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам в повышенном размере и налог на прибыль
1 (204). Организация по требованию ГУ "Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь" (далее – Транспортная инспекция) внесла плату за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь в повышенном размере.
Возникли следующие вопросы:
1.1. Можно ли данные затраты отнести как штраф на внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении прибыли?
Можно.
Прежде всего разберемся, какие виды штрафов и иных мер ответственности учитывают при налогообложении.
Так, в состав внереализационных расходов, учитываемых при обложении налогом на прибыль, включают суммы штрафов, суммы, подлежащие уплате в результате применения иных мер ответственности, в т.ч. в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств (подп. 3.1 п. 3 ст. 129 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК).
При этом при налогообложении не учитывают штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет или государственные внебюджетные фонды (подп. 1.11 п. 1 ст. 131 НК).
Таким образом, суммы штрафов, уплачиваемые в бюджет, не учитывают при обложении налогом на прибыль.
Плата за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь в повышенном размере, вносимая по требованию Транспортной инспекции, не относится к указанным санкциям, уплачиваемым в бюджет. Обоснуем данный вывод.
Плата в увеличенном размере представляет собой плату за проезд транспортных средств по платной дороге, вносимую пользователем платной дороги по требованию уполномоченного должностного лица Транспортной инспекции в случае выявления неоплаты или неполной оплаты (п. 2 Положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2013 № 340; далее – Положение № 340).
Важно учесть, что плату за проезд по платным дорогам с системой электронного сбора платы производят на основании договора пользования платной дорогой (п. 46 Положения № 340).
Справочно: договор пользования платной дорогой заключается между ГУ "Белавтострада" и собственником (владельцем) транспортного средства и регулирует отношения, возникающие в связи с пользованием платной дорогой (п. 11 Положения № 340).
Общие условия такого договора включают среди прочего обязательство вносить плату в увеличенном размере согласно Типовым формам договоров пользования платной дорогой, утвержденным приказом Минтранса Республики Беларусь от 06.06.2013 № 209-Ц "Об утверждении некоторых форм документов, связанных с пользованием платными автомобильными дорогами".
Денежные средства, полученные от взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам, подлежат зачислению на счет ГУ "Белавтострада" и после уплаты компании "Kapsch TrafficCom AG" (Австрийская Республика) платежей в соответствии с инвестиционным договором перечисляются в республиканский бюджет (подп. 4.6 п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 № 426 "Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь").
Учитывая изложенное, плату за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь в увеличенном размере, вносимую по требованию Транспортной инспекции, учитывают при обложении налогом на прибыль в составе внереализационных расходов на основании подп. 3.1 п. 3 ст. 129 НК.
1.2. Учитывают ли при налогообложении прибыли суммы, полученные в качестве возмещения данных расходов виновными лицами?
Учитывают в составе внереализационных доходов.
Поступления в счет возмещения вреда в натуре, убытков учитывают при обложении налогом на прибыль в составе внереализационных доходов (подп. 3.7 п. 3 ст. 128 НК).
При этом в НК не установлено зависимости включения или невключения плательщиком в налоговую базу для исчисления налога на прибыль доходов в зависимости от того, учитывают или не учитывают при налогообложении какие-либо расходы, понесенные плательщиком при осуществлении своей деятельности, включая расходы, по которым получено возмещение |*|.
* Материал о включении в доходы организации сумм возмещаемых расходов доступен всем на портале GB.BY
Таким образом, суммы, полученные в качестве возмещения виновными лицами уплаченной организацией платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь в увеличенном размере, учитывают при обложении налогом на прибыль в полном объеме.
Заключение организации о порче имущества и налог на прибыль
2 (205). В организации выявлена порча имущества, произошедшая сверх норм естественной убыли. О факте порчи было дано заключение комиссией технического контроля по качеству организации. Виновные лица не установлены. Иных документов, подтверждающих факт порчи имущества и отсутствие виновных в этом лиц, не имеется.
Можно ли суммы порчи имущества отнести на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли?
Нельзя.
В документах, представляемых для оформления списания порчи имущества сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи активов, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.) (п. 73 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180) |**|.
** Материал об ошибках при проведении инвентаризации активов и обязательств доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Таким образом, в бухгалтерском учете допускается списание порчи активов сверх норм естественной убыли на основании заключения комиссии технического контроля по качеству организации.
Что касается налогового учета, то в составе внереализационных расходов учитывают суммы порчи имущества, произошедшей сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством, если виновные лица не были установлены или суд отказал во взыскании данных сумм с виновных лиц, за исключением случаев, когда судом отказано во взыскании по зависящим от организации причинам.
Такие расходы отражают на дату составления документов правоохранительных органов и (или) судов, подтверждающих, что виновные лица не были установлены или суд отказал во взыскании с них (подп. 3.14 п. 3 ст. 129 НК).
Таким образом, в налоговом учете суммы порчи имущества, произошедшей сверх норм естественной убыли, если виновные лица не были установлены, могут быть включены в состав внереализационных расходов только на основании документов правоохранительных органов и (или) судов, подтверждающих, что виновные лица не были установлены или суд отказал во взыскании с них.
С учетом изложенного, если факт порчи имущества организации подтвержден исключительно заключением комиссии технического контроля по качеству организации, такие расходы не учитывают при обложении налогом на прибыль.
Ввоз товаров из Литвы в качестве взноса в уставный фонд учреждаемой организации и применение вычетов по НДС
3 (206). Товары, ввезенные в 2015 г. из Литовской Республики, подлежат безвозмездной передаче в неизменном состоянии организацией-учредителем в качестве взноса в уставный фонд учреждаемой организации.
Применяют ли положения Указа Президента Республики Беларусь от 26.02.2015 № 99 "О взимании налога на добавленную стоимость" (далее – Указ № 99) в отношении данных товаров?
Не применяют.
Суммы НДС, уплаченные при ввозе приобретенных товаров (за исключением товаров, при ввозе которых уплаченные суммы НДС подлежат вычету в порядке, установленном НК,согласно приложению к Указу № 99) со дня вступления в силу Указа № 99 до 31 декабря 2015 г. включительно на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой (п. 1 Указа № 99) |*|.
* Комментарий к Указу № 99 доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Эти положения применяют в случаях, если ввезенные на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, товары реализуются (предназначены для реализации) плательщиком, осуществившим их ввоз, на территории Республики Беларусь в неизменном состоянии, в т.ч. в неизменном виде.
Для целей НК реализацией товаров признают отчуждение товара одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары или формы соответствующих сделок. Реализацией товаров могут признавать также иные операции в случаях, предусмотренных НК или актами Президента Республики Беларусь (п. 1 ст. 31 НК).
Следовательно, отсрочку вычета применяют не только при продаже товаров в неизменном состоянии (неизменном виде), но и при их безвозмездной передаче.
Вместе с тем не признают реализацией передачу имущества в качестве взносов (вкладов) в уставные фонды организаций, которые производят учредители (участники) данных организаций (подп. 3.4 п. 3 ст. 31 НК).
С учетом изложенного в случае безвозмездной передачи товаров в качестве взноса в уставный фонд отсрочку вычета НДС не применяют в связи с отсутствием реализации этих товаров. В результате сумма НДС, уплаченная при таможенном оформлении товаров, подлежит вычету в общеустановленном порядке в соответствии с положениями п. 6 ст. 107 НК.
Приобретение белорусским филиалом латышской организации товаров в России и исчисление НДС
4 (207). Латышская организация имеет в Республике Беларусь филиал, состоящий на учете в белорусском налоговом органе.
Нужно ли этому филиалу производить исчисление НДС при приобретении товаров в Российской Федерации?
Нужно.
Плательщиками НДС признают в т.ч. организации (ст. 90 НК).
Напомним, что под организациями понимаются:
– юридические лица Республики Беларусь;
– иностранные и международные организации, в т.ч. не являющиеся юридическими лицами;
– простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования) (п. 2 ст. 13 НК).
Объектами обложения НДС признают ввоз товаров на территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства, с наличием которых НК, Закон Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь", таможенное законодательство Таможенного союза, международные договоры, регулирующие взимание косвенных налогов в Таможенном союзе,и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате НДС (подп. 1.2 п. 1 ст. 93 НК).
При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза взимание НДС осуществляют налоговые органы в соответствии с НК и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в т.ч. международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза (п. 2 ст. 95 НК).
Взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров, а также их обложение косвенными налогами при импорте (п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее – Договор и ЕАЭС соответственно).
Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющемуся приложением 18 к Договору (далее – Протокол).
Взимание НДС по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС, осуществляет налоговый орган государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров (п. 13 разд. III "Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров" Протокола) |*|.
* Информация об ошибках в исчислении НДС при ввозе товаров из государств – членов ЕАЭС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Учитывая изложенное, при осуществлении филиалом иностранной организации, состоящим на учете в белорусском налоговом органе, импорта товаров в Республику Беларусь с территории государства – члена ЕАЭС налог уплачивается в соответствии с положениями разд. III Протокола и НК.
бухучет-2015
Изменение формы ведения бухгалтерского учета
5 (208). Учетной политикой организации на 2015 г. было установлено, что ведение бухгалтерского учета осуществляется по журнально-ордерной форме учета с ручной обработкой данных. Организация с 1 мая 2015 г. будет вести бухгалтерский учет по автоматизированной форме ведения бухгалтерского учета с использованием бухгалтерской программы "1С:Бухгалтерия 8" и встроенных в нее форм и регистров первичной учетной документации.
Имеет ли организация право изменить форму ведения бухгалтерского учета в течение года?
Имеет.
Изменения в учетную политику организации могут быть внесены в случае:
– изменения законодательства Республики Беларусь;
– изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;
– принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.
Приведенные нормы содержатся в части первой п. 7 ст. 9 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон).
Способы ведения бухгалтерского учета – применяемые при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности способы первичного наблюдения, виды учетной оценки, способы группировки и обобщения хозяйственных операций (п. 2 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности "Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки", утвержденного постановлением Минфина Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80; далее – Национальный стандарт № 80) |**|.
** Информация о том, что в настоящее время учетную политику организации должны формировать в соответствии с Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Изменение учетной политики организации – это замена одного способа ведения бухгалтерского учета на другой (п. 2 Национального стандарта № 80).
В ситуации, приведенной в вопросе, меняются форма ведения бухгалтерского учета и способ обработки учетной информации. Следовательно, имеет место изменение способа организации бухгалтерского учета, которое не считается изменением учетной политики применительно к определению изменения учетной политики, данному в п. 2 Национального стандарта № 80.
Таким образом, организация может изменить форму ведения бухгалтерского учета и способ обработки учетной информации в течение года. Для этого ей необходимо дополнить свою учетную политику записью о том, что с 1 мая 2015 г. она будет вести бухгалтерский учет по автоматизированной форме ведения бухгалтерского учета с использованием бухгалтерской программы "1С:Бухгалтерия 8".
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
валютное законодательство
Договор лизинга и курсовые разницы
6 (209). В Указе Президента Республики Беларусь от 07.05.2015 № 189 "О пересчете стоимости обязательств организаций, осуществляющих лизинговую деятельность" (далее – Указ № 189) закреплены конкретные виды обязательств, при переоценке которых организация-лизингодатель вправе отражать курсовые разницы в составе доходов и (или) расходов будущих периодов.
Что делать лизингодателям с договорами лизинга, по которым размер лизинговых платежей согласован в эквиваленте иностранной валюты, а оплата осуществляется в белорусских рублях? Изменился ли порядок отражения в учете суммовых разниц?
Не изменился.
В настоящее время достаточно большое количество договоров лизинга содержит такую схему расчетов между лизингополучателем и лизингодателем, как "валюта – белорусские рубли". В этом случае размер лизинговых платежей (как в части, возмещающей инвестиционные расходы лизингодателя, так и в части вознаграждения лизингодателя) определен в эквиваленте иностранной валюты, а оплата лизинговых платежей фактически осуществляется лизингополучателем в белорусских рублях. При таких расчетах у лизингодателя в бухгалтерском учете возникают и отражаются так называемые суммовые разницы.
Следует отметить, что практически все действующие в настоящее время нормативные правовые акты не содержат понятия "суммовые разницы". Оно было закреплено в Инструкции по бухгалтерскому учету "Доходы организации", утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 26.12.2003 № 181, в которой раскрывалось, что под ними понимается, и которая утратила силу с 1 января 2012 г.
Большинство нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета либо налогообложения, в настоящее время используют иную терминологию. Например, согласно п. 15 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102), в состав доходов и расходов по финансовой деятельности, учитываемых на счете 91 "Прочие доходы и расходы", включаются разницы, возникающие при погашении обязательства в валюте, отличной от валюты обязательства, за исключением случаев, установленных законодательством.
В состав внереализационных доходов, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли, включают положительные разницы, возникающие при погашении дебиторской или кредиторской задолженности, в т.ч. в связи с получением оплаты в сумме, превышающей сумму выручки и (или) внереализационных доходов, определенную в соответствии с п. 5 ст. 31 НК (подп. 3.18 п. 3 ст. 128 НК).
В состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении, включают отрицательные разницы, возникающие в связи с погашением дебиторской или кредиторской задолженности, в т.ч. в связи с получением оплаты в сумме меньшей, чем сумма выручки (внереализационных доходов), определенной в соответствии с п. 5 ст. 31 НК (подп. 3.25 п. 3 ст. 129 НК).
Однако в Инструкции по бухгалтерскому учету лизинговых операций, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2002 № 75 (далее – Инструкция № 75), которой следует пока еще руководствоваться при решении вопроса о порядке отражения лизинговых операций как у лизингодателя, так и лизингополучателя, и в которую не внесены какие-либо изменения и дополнения, до сих пор используется термин "суммовые разницы".
Принятие Указа № 189 не изменило установленного законодательством порядка отражения в бухгалтерском и налоговом учете лизингодателя так называемых суммовых разниц и данные разницы предметом правового регулирования Указа № 189 не являются.
Таким образом, как до, так и после принятия Указа № 189 порядок отражения в бухгалтерском учете лизингодателя суммовых разниц не изменился. Лизингодателю, как и прежде, при отражении в бухгалтерском и налоговом учете суммовых разниц следует руководствоваться требованиями п. 15 Инструкции № 75, п. 15 Инструкции № 102 и ст. 128, 129 НК |*|.
* Информация о порядке отражения суммовых разниц в бухгалтерском учете у лизингодателя, возникающих при исполнении договоров лизинга, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Размер уставного фонда лизинговых организаций
7 (210). Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99 "О вопросах регулирования лизинговой деятельности" (далее – Указ № 99) |**| установил требования к размеру уставного фонда лизинговых организаций, которые белорусская коммерческая организация не в состоянии выполнить.
** Комментарий к Указу № 99 доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
7.1. В каких случаях белорусская организация не обязана увеличивать размер уставного фонда в соответствии с требованиями Указа № 99?
Есть 2 способа.
Минимальный размер уставного фонда лизинговых организаций установлен в размере не ниже 50 тыс. евро в эквиваленте. Такая норма прописана в требованиях подп. 1.4 п. 1 Указа № 99. В Указе № 99 содержатся и переходные положения: лизинговые организации, осуществляющие лизинговую деятельность на день вступления в силу Указа № 99 (т.е. на 1 сентября 2014 г.), включаются в реестр лизинговых организаций Нацбанка независимо от размера уставного фонда, сформированного на дату подачи заявления, с дальнейшим обязательством сформировать свои уставные фонды:
– на 1 июля 2015 г. – в размере не менее 50 % минимального размера уставного фонда;
– на 1 июля 2016 г. – в размере 100 % минимального размера уставного фонда.
Единственный способ, не требующий увеличения уставного фонда и включения в реестр для белорусских организаций, – заключение не более 3 договоров лизинга в течение 1 календарного года и (или) общей стоимости предметов лизинга, передаваемых по одному или нескольким договорам лизинга, заключенным этими лизингодателями в 1 календарном году, менее 10 000 базовых величин.
7.2. Какие еще варианты ведения хозяйственной деятельности могут быть использованы в данном случае (например, купля-продажа в кредит или бытовой прокат)? В чем особенности таких договоров?
Вместо договора финансового лизинга действительно может использоваться договор купли-продажи в кредит или рассрочку. Основное отличие состоит в моменте перехода права собственности. В случае купли-продажи он наступает уже в момент заключения договора, при финансовом лизинге – в момент выкупа. Однако в качестве особого условия в договор купли-продажи может быть включено сохранение права собственности за продавцом до полной оплаты товара (ст. 461 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Кроме того, на продавца, если товар реализуется физическим лицам, распространяются все требования, установленные для розничной торговли Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь", Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703, и др.: регистрация в торговом реестре, соблюдение режима работы, ассортимента, приема денежных средств, условий договоров и т.д.
Вместо договора оперативного лизинга может заключаться договор бытового проката. У последнего есть ряд отличий от лизинга:
1) срок – до 1 года;
2) потребитель выбирает предмет из имеющегося в наличии у арендодателя, а не у продавца;
3) взыскание задолженности осуществляется на основании исполнительной надписи нотариуса;
4) риск случайной гибели несет собственник (арендодатель) и некоторые другие.
Однако с 1 июня 2015 г. деятельность в сфере бытового обслуживания населения вправе осуществлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные Минторгом Республики Беларусь в реестр бытовых услуг |*|. Это должно подтверждаться свидетельством о включении в реестр бытовых услуг (Указ Президента Республики Беларусь от 24.07.2014 № 371 "О создании государственного информационного ресурса "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь"). Включению в реестр, в частности, подлежат услуги по аренде (прокату) теле-, радио- и видеооборудования, CD, мебели, музыкальных инструментов, предметов личного пользования и прочих бытовых товаров, перечисленных в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2014 № 1108.
* Информация о том, как зарегистрироваться в Реестре бытовых услуг, доступна всем на портале GB.BY
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук