- налогообложение
- амортизация нематериальных активов
- Учет труда и его оплаты
- валютное законодательство
- Расчеты
- таможенное законодательство
Возмещение стоимости ГСМ работнику при аренде автомобиля и НДС
1 (234). С директором предприятия заключен договор аренды транспортного средства для использования в деятельности организации. По договору организация возмещает работнику расходы на горюче-смазочные материалы в случае, если они производятся за счет его личных денежных средств. Директор представил чеки на приобретение бензина, в котором указаны сумма и ставка НДС, штамп автозаправочной станции и подпись кассира.
Возникли следующие вопросы:
1.1. Имеет ли право организация принять к вычету сумму НДС, выделенную в чеке?
Имеет при соблюдении определенных условий.
Допускается использование личных денежных средств физических лиц для приобретения ими товаров в интересах юридического лица, с которыми указанные физические лица состоят в трудовых отношениях. При осуществлении оплаты товара наличными деньгами документом, подтверждающим расходы по его приобретению, является в т.ч. кассовый чек, содержащий номер, наименование юридического лица, дату продажи товара, наименование, количество и цену товара, сумму, идентификатор кассира (пп. 37 и 38 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107; далее – постановление № 107) |*|.
* Комментарий к постановлению № 107 доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Налоговыми вычетами признают суммы НДС, предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров.
Вычетам подлежат предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении товаров независимо от даты проведения расчетов за приобретаемые товары после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок в случае, если ведение книги покупок осуществляет плательщик (подп. 2.1 п. 2, п. 6 ст. 107 НК).
При реализации товаров по розничным ценам плательщики, реализующие товары, по требованию покупателей вправе в документах указывать ставку НДС, по которой облагается данный товар, и сумму НДС. Указанные в документах ставка и сумма налога заверяются печатью или штампом продавца и подписью главного бухгалтера или лица, им уполномоченного (п. 4 ст. 105 НК).
Таким образом, если кассир, осуществивший продажу топлива, уполномочен заверять сумму и ставку НДС, то организация имеет право принять к вычету выделенную и предъявленную сумму НДС.
Однако, как показывает практика, кассиры автозаправочных станций не уполномочены заверять указанные документы. В таком случае организации необходимо обратиться в бухгалтерию компании сети автозаправочных станций и заверить ставку и сумму НДС подписью главного бухгалтера или лица, им уполномоченного. Как правило, подпись главного бухгалтера скрепляется печатью.
1.2. Как отразить в бухгалтерском учете эти операции?
В бухгалтерском учете следует отразить:
Д-т 10-3 – К-т 71
– поступление топлива, приобретенного за наличный расчет;
Д-т 18 – К-т 71
– отражен "входной" НДС по приобретенному топливу;
Д-т 68 – К-т 18
– принят к вычету "входной" НДС;
Д-т 71 – К-т 50, 51
– возмещены работнику расходы, понесенные им за счет личных денежных средств.
Стоит отметить, что организация также вправе суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров, отнести на увеличение стоимости этих товаров (п. 4 ст. 106 НК). В таком случае в бухгалтерском учете следует отразить:
Д-т 10-3 – К-т 71
– поступление топлива (с учетом НДС), приобретенного за наличный расчет;
Д-т 71 – К-т 50, 51
– возмещены работнику расходы, понесенные им за счет личных денежных средств.
Применение льготы, определенной Указом № 313, при использовании товара в качестве сырья
2 (235). Организация производит пленку из полиэтилена (код ТН ВЭД ЕАС 3920 10), подпадающую под действие Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Указ № 313), и полиэтиленовые пакеты для упаковки этой пленки.
В отношении каких товаров у организации возникает обязанность по Указу № 313?
В отношении пленки, неиспользуемой в качестве сырья, и пакетов.
Производители и импортеры обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении к Указу № 313, и отходов полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввозимые товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313; далее – обязанность, предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
Данная обязанность не распространяется на производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных товаров, названных в приложении к Указу № 313, предназначенных для использования организациями в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве товаров, также названных в приложении к Указу № 313 (абз. 8 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).
Пленка из полимеров этилена (для бытовых нужд и упаковки), соответствующая коду ТН ВЭД ЕАЭС 3920 10 (кроме 3920 10 230 0, 3920 10 810 0), а также полиэтиленовые пакеты названы в приложении к Указу № 313 (код ТН ВЭД ЕАЭС 3923).
Таким образом, на эти товары распространяется обязанность, предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.
Справочно: в отношении производимых полиэтиленовых пакетов обязанность, установленная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, возникает у производителя с даты отгрузки пакетов (либо отгрузки упакованных в них товаров) на территории Республики Беларусь.
В то же время производитель использует часть этой пленки в качестве сырья (материала) для производства полиэтиленовых пакетов.
Соответственно организация в отношении этой части пленки подпадает под исключение, указанное в абз. 8 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313, и обязанность, предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, не возникает |*|.
* Правила выполнения обязанности, определенной Указом № 313, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Применение льготы, определенной Указом № 313, в отношении бумажных мешков, используемых для общехозяйственных нужд
3 (236). Организация импортирует сырье и вспомогательные материалы в бумажных мешках. Данное сырье и материалы не предназначены для реализации и применяются в собственном производстве. Бумажные мешки после распаковки сырья и материалов используются для общехозяйственных нужд, а после утраты потребительских свойств продаются заготовительной организации города в качестве вторичного сырья.
Возникает ли в данном случае необходимость внесения платы оператору за бумажные мешки?
Не возникает.
Обязанность, предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, установлена в т.ч. и в отношении бумажной упаковки, в которую упакованы ввозимые товары.
В рассматриваемом случае имеет место факт ввоза товаров в бумажной упаковке. В то же время указанная обязанность не распространяется на производителей и поставщиков в части полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, используемые в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд (абз. 12 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).
Таким образом, в части упаковки ввозимого сырья обязанность внесения платы оператору при ввозе у поставщика не возникает |**|.
** Случаи освобождения от сбора отходов потребления доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Дальнейшее обращение с данной упаковкой в качестве отходов производства необходимо осуществлять в соответствии с требованиями соответствующего законодательства.
Сергей Юрча, главный специалист
ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов"
амортизация нематериальных активов
Право (лицензия) на издание справочного пособия и начисление амортизации
4 (237). Организация имеет право (лицензию) на издание справочного пособия тиражом в 2 000 экз. сроком на 2 года, которое принято к учету в качестве нематериального актива. Первоначальная стоимость нематериального актива составляет 5 600 000 руб.
Может ли организация применить производительный способ начисления амортизации для права (лицензии) на издание справочного пособия? Если да, то как это сделать?
Может.
Применение производительного способа начисления амортизации нематериальных активов |***| возможно по решению организации. Исключение составляют фирменные наименования, товарные знаки.
*** Информация о бухгалтерском учете нематериальных активов доступна для подписчиков электронного "ГБ"
При вводе в эксплуатацию объектов нематериальных активов, амортизацию по которым предполагается начислять производительным способом, по решению организации устанавливается ресурс каждого объекта – количество продукции (работ, услуг) в натуральных показателях, которое в соответствии с технической документацией может быть выпущено (выполнено) на протяжении всего срока эксплуатации объекта. Период, в течение которого будет выпущено (выполнено) указанное количество продукции (работ, услуг) в натуральных показателях, определяется как срок полезного использования данного объекта (п. 23 Инструкции № 37/18/6*).
______________________
* Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Инструкция № 37/18/6).
Производительный способ начисления амортизации нематериальных активов заключается в начислении организацией амортизации исходя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральных показателей объема продукции (работ, услуг), выпущенной (выполненных) в текущем периоде, к общему ресурсу объекта (п. 43 Инструкции № 37/18/6).
Нормативный срок службы объектов и принимаемый равный ему срок полезного использования используемых в предпринимательской деятельности объектов нематериальных активов определяются, в первую очередь, исходя из времени их использования (срока службы), устанавливаемого патентами, свидетельствами, лицензиями, соответствующими договорами и другими документами, подтверждающими права правообладателя (п. 20 Инструкции № 37/18/6).
В рассматриваемом случае срок полезного использования равен периоду, на который согласно выданному разрешению (лицензии) получено право на издание справочного пособия, и составит 2 года.
В качестве ресурса использования нематериального актива будет выступать количество экземпляров пособий, которое в соответствии с полученной лицензией может быть выпущено за весь срок ее действия, – 2 000 экз.
Сумма амортизации на единицу продукции (1 экз.) составит 2 800 руб. (5 600 000 руб. / 2 000 экз.).
Сумма ежемесячной амортизации будет определяться в зависимости от количества экземпляров, выпущенных в данном периоде (месяце).
Например, если в отчетном месяце тираж выпуска составит 200 экз., то сумма амортизации будет равна 560 000 руб. (2 800 руб. × 200 экз.).
Лицензия на осуществление вида деятельности и начисление амортизации
5 (238). Организация имеет право (лицензию) на осуществление вида деятельности сроком на 5 лет. Использование лицензии (выпуск продукции) планируется начать через полгода после ее принятия к учету. В п. 34 Инструкции № 37/18/6 предусмотрено начисление амортизации нематериальных активов с месяца, следующего за месяцем их ввода в эксплуатацию. Течение срока полезного использования начинается в аналогичном порядке.
Исходя из какого срока необходимо начислять амортизацию в отношении лицензии, которая начнет использоваться только через полгода после приобретения: полного срока – 5 лет или срока, оставшегося до окончания периода действия лицензии с момента начала использования, – 4,5 года?
Исходя из срока 4,5 года.
Начисление амортизации линейным и нелинейным способами производят по вновь введенным в эксплуатацию нематериальным активам с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их ввода в эксплуатацию |*|.
* Информация о начислении амортизации по нематериальным активам доступна всем на портале GB.BY
Если нематериальные активы приняты к бухгалтерскому учету, но их фактическая эксплуатация не начата по причинам производственного и иного характера, начисление амортизации линейным и нелинейным способами начинают с месяца, следующего за месяцем начала их фактической эксплуатации, в соответствии с назначением их использования в данной организации. При этом течение срока полезного использования, установленного при приобретении указанных объектов, также начинают с месяца, следующего за месяцем начала их фактической эксплуатации (п. 34 Инструкции № 37/18/6).
В рассматриваемой ситуации лицензия на осуществление вида деятельности получена на 5 лет. Использование лицензии (выпуск продукции) планируется начать через полгода после ее принятия к учету, т.е. к моменту начала использования лицензии оставшийся срок ее возможного использования организацией составит 4,5 года. При этом в случае начала течения срока полезного использования только с момента фактического использования такой срок фактически продлится на полгода и общий срок использования актива составит 5,5 лет (5 + 0,5), что выйдет за рамки полученного права. Таким образом, по истечении срока действия лицензии часть ее стоимости не будет самортизирована.
Напомним, что амортизация представляет собой процесс перенесения стоимости объектов нематериальных активов на стоимость производимых (оказываемых) с их использованием в процессе предпринимательской деятельности товаров, работ, услуг в течение расчетного (ожидаемого) срока службы (подп. 4.1 п. 4 Инструкции № 37/18/6). При этом срок службы (срок полезного использования) учитывает ограничения в использовании объекта (п. 19 Инструкции № 37/18/6). В рассматриваемом случае общий срок использования лицензии ограничен 5 годами.
С учетом вышеуказанных норм Инструкции № 37/18/6 будет обоснованно начислять амортизацию с месяца, следующего за месяцем начала фактической эксплуатации лицензии с ограниченным сроком действия, исходя из срока полезного использования, равного сроку, оставшемуся до окончания ее действия, – т.е. 4,5 года.
Ирина Толкун, консультант управления монетарной
и бюджетно-налоговой политики
Минэкономики Республики Беларусь
Ежемесячное вознаграждение членам наблюдательного совета и средний заработок
6 (239). Включается ли сумма ежемесячного вознаграждения членам наблюдательного совета ОАО при исчислении среднего заработка, сохраняемого во всех случаях, предусмотренных законодательством?
Не включается.
Высшим органом управления хозяйственного общества является общее собрание участников хозяйственного общества (ст. 90 Гражданского кодекса Республики Беларусь, ст. 33 и 34 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах" (далее – Закон)). В обществе с ограниченной ответственностью по решению его учредителей (участников) в соответствии с уставом может создаваться совет директоров (наблюдательный совет).
Членам совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, если это предусмотрено учредительными документами и (или) установлено его общим собранием, могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы (ст. 51 Закона). При этом вопрос определения размера вознаграждения и компенсации расходов членам совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизору) хозяйственного общества за исполнение ими своих обязанностей относят к исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества.
Обращаем внимание, что члены наблюдательного совета выполняют указанные функции не в рамках трудового договора с обществом. С ними не заключаются трудовые договоры, и они не осуществляют трудовых функций по управлению обществом. Они принимают участие в управлении ОАО через принятие решений по вопросам своей компетенции на заседаниях наблюдательного совета и др. |*|.
* Информация об уплате страховых взносов с выплат членам наблюдательного совета доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Если члены совета директоров (наблюдательного совета) состоят в штате этого хозяйственного общества, то следует разграничивать выплаты и вознаграждения, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, и вознаграждения, связанные с исполнением ими функций члена совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Под отпуском понимается освобождение от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом (ст. 150 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Порядок исчисления среднего заработка определен Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (далее – Инструкция № 47). При исчислении сохраняемого среднего заработка учитывается заработная плата, начисленная работнику за работу, обусловленную трудовым договором с нанимателем.
Вознаграждения членам наблюдательного совета, которые состоят в штате этого хозяйственного общества, устанавливаются, как правило, вне зависимости от нормативных правовых актов, определяющих условия оплаты труда работников, и не относятся к выплатам, предусмотренным действующей в организации системой оплаты труда работников.
Таким образом, вознаграждения членам наблюдательного совета не следует включать в расчет среднего заработка, сохраняемого во всех случаях, предусмотренных законодательством.
Получение разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции
7 (240). Организация-экспортер, зарегистрированная в г. Минске, ввиду предположительного превышения срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, обратилась в Нацбанк за получением разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции (далее – разрешение) на сумму 20 тыс. долл. США. Срок завершения внешнеторговой операции согласно выданному разрешению установлен 31 июля 2015 г.
Обязана ли организация в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления денежных средств на ее счет по внешнеторговой операции, по которой получено разрешение, направить в главное управление валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка Республики Беларусь сведения о завершении внешнеторговой операции, если:
7.1. на счет организации 15 июля 2015 г. поступит 15 тыс. долл.?
Не обязана, сведения не представляются.
Резидент в срок не позднее 30 календарных дней со дня завершения в полном объеме внешнеторговой операции, на которую было выдано разрешение, направляет в главное управление валютного регулирования и валютного контроля либо главное управление Нацбанка Республики Беларусь по области, выдавшее разрешение, сведения о завершении внешнеторговой операции по форме согласно приложению 4 к Инструкции* (п. 24 Инструкции).
_________________
* Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52 (далее – Инструкция).
Поскольку на счет организации поступила лишь часть долга, указанные сведения не представляют;
7.2. на счет организации 20 июля 2015 г. поступит оставшаяся часть долга в размере 5 тыс. долл.?
Обязана, сведения представляются в срок не позднее 18 августа 2015 г.
Если на счет поступает оставшаяся часть долга, организация обязана в срок не позднее 30 календарных дней со дня завершения в полном объеме внешнеторговой операции, на которую было выдано разрешение, направить в главное управление валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка Республики Беларусь сведения о завершении внешнеторговой операции согласно приложению 4 к Инструкции.
При этом в графе "Дата завершения операции" сведений о завершении внешнеторговой операции указывают дату последнего платежа 20 июля 2015 г.
В графе "Основание завершения операции" в данном случае указывают номер и дату платежных документов, в соответствии с которыми внешнеторговая операция была завершена.
В графе "Дополнительная информация" целесообразно указать поступления с разбивкой по датам и суммам в случае, когда оплата производилась частями |*|.
* Информация о сроках завершения внешнеторговых операций доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Светлана Волынец, экономист
Расчеты посредством переводного векселя
8 (241). Белорусская организация по договору купли-продажи экспортировала свой товар в Литву. Нерезидент предложил рассчитаться за товар переводным векселем.
Вправе ли резидент принять в качестве оплаты от нерезидента (покупателя товара) не простой, а переводный вексель, выпущенный иным нерезидентом, плательщиком по которому указан нерезидент-покупатель?
Вправе, если вексель отвечает определенным критериям.
При расчетах по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, экспортеры вправе принимать от нерезидентов в качестве оплаты векселя, выпущенные или авалированные банками-нерезидентами, соответствующими критериям, установленным Нацбанком. Эта норма определена подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 17.02.2015 № 69 "Об использовании векселей" (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Указ № 69) |**|.
** Указ Президента Республики Беларусь от 17.02.2015 № 69 "Об использовании векселей" доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Указ № 69 не содержит указание вида векселей. Однако экспортер должен понимать, что между простыми и переводными векселями существуют значительные отличия.
Так, исходя из положений Закона Республики Беларусь от 13.12.1999 № 341-З "Об обращении переводных и простых векселей", Конвенции, устанавливающей единообразный закон о переводных и простых векселях (подписана 7 июля 1930 г. в г. Женеве):
– простой вексель (соло-вексель) – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить в определенный срок векселедержателю или указанному им лицу (его приказу) названную в векселе денежную сумму;
– переводный вексель (тратта) – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное предложение векселедателя плательщику уплатить в определенный срок векселедержателю или указанному им лицу (его приказу) названную в векселе денежную сумму.
Как видим, главное отличие между простым и переводным векселем состоит в том, что простой вексель – это обязательство лица, выдавшего данную ценную бумагу (векселедателя). Переводный же вексель содержит обязательство не лица, которое выдало ценную бумагу, а предложение этого лица кому-то иному (плательщику, который, как правило, является дебитором векселедателя) уплатить. Особенностью переводного векселя является более сложная процедура получения платежа: до наступления срока платежа векселедержатель может (а в случае, указанном в векселе, обязан) предъявить его плательщику к акцепту. То есть плательщик сначала должен выразить согласие оплатить вексель, а затем посредством акцепта принять на себя обязательство оплатить вексель в срок.
Тем не менее Указ № 69 не содержит каких-либо ограничений в том, какие виды векселей могут приниматься белорусскими экспортерами в подобных случаях. Ограничение состоит лишь в том, что это должен быть вексель, который либо выдал, либо авалировал иностранный банк, отвечающий определенным критериям.
Расчеты посредством простого векселя, авалированного российским банком
9 (242). Нерезидент (РФ) предлагает белорусскому экспортеру в качестве оплаты свой простой вексель, авалированный одним из российских банков.
Должен ли данный банк иметь договорные отношения с тем белорусским банком, в который предполагается представить вексель к учету?
Нет, но он должен соответствовать критериям Нацбанка.
Указ № 69 допускает использование при расчетах по внешнеторговым договорам в качестве оплаты векселей, авалированных банками-нерезидентами, если такие банки соответствовуют критериям, установленным постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 30.04.2015 № 267 "Об установлении критериев в отношении банков-нерезидентов, выпускающих и авалирующих векселя" |*|.
* Новации, произошедшие в порядке использования векселей, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Справочно: критериями в отношении банков-нерезидентов, выпускающих или авалирующих векселя, принимаемые экспортерами от нерезидентов в качестве оплаты при расчетах по внешнеторговым договорам, являются присвоенные им не менее чем 2 международными рейтинговыми агентствами и подтвержденные информацией, размещенной на официальных сайтах международных рейтинговых агентств (Fitch Ratings, Standard&Poor's, Moody's Investors Service) в Интернете, следующие рейтинги:
– долгосрочный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте, присвоенный рейтинговыми агентствами Fitch Ratings или Standard&Poor's, уровня не ниже BB либо рейтинг долгосрочных долговых обязательств корпоративных эмитентов или долгосрочных банковских депозитов в иностранной валюте, присвоенный рейтинговым агентством Moody's Investors Service, уровня не ниже Ba3 – для банков-нерезидентов, являющихся резидентами Российской Федерации, Республики Казахстан или Республики Армения;
– долгосрочный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте, присвоенный рейтинговыми агентствами Fitch Ratings или Standard&Poor's, уровня не ниже BBB либо рейтинг долгосрочных долговых обязательств корпоративных эмитентов или долгосрочных банковских депозитов в иностранной валюте, присвоенный рейтинговым агентством Moody's Investors Service, уровня не ниже Baa3 – для банков-нерезидентов, являющихся резидентами иных государств (т.е. кроме Российской Федерации, Республики Казахстан или Республики Армения).
Данные требования связаны с тем, что лицо, авалировавшее вексель (авалист), несет ответственность, солидарную с тем лицом, за которого он дал аваль.
Отметим, что аваль может быть оформлен на самом векселе либо добавочном листе (аллонже). Аваль выражается словами "считать за аваль" или какой-либо равнозначной формулой и подписывается тем, кто его дает. Для аваля достаточно одной подписи, поставленной авалистом на лицевой стороне переводного векселя, если только эта подпись не поставлена плательщиком или векселедателем.
Таким образом, исходя из Указа № 69, нормативных правовых актов Нацбанка и иных актов законодательства не требуется, чтобы банк, авалировавший вексель, состоял в договорных отношениях с белорусским банком, который будет принимать этот вексель к учету.
Действия банка при отсутствии необходимой информации в документе, которым оформлен банковский перевод
10 (243). Организация не указала в платежной инструкции информацию об идентификационном номере иностранной организации – бенефициара ввиду непредставления информации получателем.
Вправе ли банк не принять такой документ к исполнению?
Вправе.
При осуществлении банковского перевода банк обязан в отношении организаций (получателя и отправителя денежных средств) обеспечить получение, передачу и хранение следующей информации:
названия организаций, номера их банковских счетов (в случае их отсутствия – номер финансовой операции), УНП (в случае его отсутствия для иностранных организаций – иной идентификационный номер) (часть четырнадцатая ст. 8 Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения" (далее – Закон)) |*|.
* Признаки и описание финансовых операций, подпадающих под особый контроль, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
При отсутствии в расчетном или ином документе, содержащем поручение отправителя (плательщика), или неполучении иным способом указанной информации (в нашем случае это идентификационный номер иностранной организации) банк вправе отказаться от выполнения поручения отправителя (плательщика) (часть третья ст. 6 Закона).
Во избежание таких недоразумений банк может рекомендовать клиентам предусматривать во внешнеторговых договорах информацию об учетном номере плательщика (ином идентификационном номере) контрагента-нерезидента.
Ирина Прусова, главный специалист
управления валютного контроля
Главного управления валютного регулирования
и валютного контроля Нацбанка Республики Беларусь
Таможенное оформление товаров при несоответствии маркировки
11 (244). Белорусский перевозчик заключил договор с российской организацией на перевозку российских товаров из г. Калининграда в г. Нижний Новгород. Товары были помещены российским таможенным органом под таможенную процедуру таможенного транзита. Местом доставки являлся белорусский республиканский пункт таможенного оформления |*|. Однако таможенный орган при проведении таможенного досмотра установил, что на товаре имеется маркировка о том, что он изготовлен за пределами ЕАЭС.
* Материал о способах погашения задолженности по таможенным платежам доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Какие последствия будут в рассматриваемой ситуации для организации?
При наличии оснований для отнесения товаров, перемещаемых в качестве товаров ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита из Калининградской области Российской Федерации через Республику Беларусь на остальную часть территории Российской Федерации, к иностранным товарам таможенным органом Республики Беларусь место доставки таких товаров изменяется с таможенного органа Республики Беларусь на таможенный орган Российской Федерации (подп. 1.2 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2015 № 366 "Об отдельных вопросах ввоза товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, из Калининградской области Российской Федерации на таможенную территорию Евразийского экономического союза через Республику Беларусь"; далее – постановление № 366).
При таможенном транзите место доставки товаров определяет таможенный орган отправления на основании сведений о пункте назначения, указанных в транспортных (перевозочных) документах. В случаях, установленных законодательством государств – членов Таможенного союза, таможенный орган отправления вправе устанавливать места доставки независимо от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа (п. 1 ст. 220 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ"– ТК ТС)).
При изменении места доставки товаров с таможенного органа Республики Беларусь на таможенный орган Российской Федерации предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется (подп. 1.3 п. 1 постановления № 366).
В рассматриваемой ситуации у таможенного органа Республики Беларусь возникло сомнение в статусе товаров (на товаре указана маркировка, что товар изготовлен за пределами ЕАЭС), поэтому таможенный орган Республики Беларусь имеет право изменить место доставки товара на российский таможенный орган.
Оформление режима таможенного транзита при вывозе товаров
12 (245). Белорусская организация (ЗАО), расположенная в г. Молодечно, заключила контракт с организацией из Калининградской области (Россия) на поставку собственной продукции. При вывозе продукции с территории Республики Беларусь в Калининградскую область сотрудниками таможенного контроля был установлен факт нахождения продукции в кузове автомобиля без оформления таможенной декларации. Белорусская организация не подавала в отношении вывозимых товаров таможенную декларацию и не помещала их под какую-либо таможенную процедуру, мотивируя это тем, что перемещение товаров осуществляется в рамках ЕАЭС.
Какие последствия будут в рассматриваемой ситуации для ЗАО?
За недекларирование товаров в режиме таможенного транзита |*| предусмотрена административная ответственность.
* Материал об особенностях уплаты таможенных пошлин доступен всем на портале GB.BY
В данном случае происходит перевозка белорусского товара от таможенного органа места убытия с территории Республики Беларусь через таможенную границу Таможенного союза, расположенного при ввозе на территорию Калининградской области России (место прибытия) через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза (Литва). Эта партия товара подлежит помещению транспортной организацией под таможенную процедуру таможенного транзита, и белорусская организация обязана была выполнить таможенные операции с целью помещения указанного товара под данную таможенную процедуру.
Справочно: таможенный транзит – это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся от таможенного органа – отправления до таможенного органа – назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования (ст. 215 ТК ТС).
Таможенный транзит в т.ч. применяется при перевозке товаров Таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза.
При помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товары подлежат таможенному декларированию (п. 1 ст. 179 ТК ТС).
В данном случае при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления следует представлять транзитную декларацию (п. 1 ст. 182 ТК ТС).
За недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, предусмотрена ответственность в виде штрафа на юридическое лицо от 20 до 500 базовых величин с конфискацией незадекларированных товаров, подлежащих таможенному декларированию, независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации (ч. 1 ст. 14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации ЗАО (г. Молодечно) может быть привлечено к административной ответственности за недекларирование товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Николай Дубинский, канд. техн. наук