налогообложение
Услуга по поиску арендаторов для недвижимости российского комитента и НДС
1 (293). Белорусская организация по договору комиссии с российским комитентом оказывает услуги по поиску на территории Республики Беларусь арендаторов недвижимости, принадлежащей российскому комитенту и находящейся на территории Республики Беларусь.
Надо ли белорусскому комиссионеру исчислять НДС при предоставлении в аренду от своего имени недвижимости, находящейся на территории Республики Беларусь?
Надо.
Взимание косвенных налогов при оказании услуг осуществляется в государстве – члене ЕАЭС, территорию которого признают местом реализации услуг (п. 2 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Договор).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Протокол).
Так, косвенные налоги при оказании услуг взимаются в государстве – члене ЕАЭС, территорию которого признают местом реализации услуг.
При оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС, территорию которого признают местом реализации услуг, если иное не установлено разд. IV Протокола "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" (п. 28 разд. IV Протокола).
Местом реализации услуг признают территорию государства – члена ЕАЭС, если услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства – члена ЕАЭС (подп. 1 п. 29 разд. IV Протокола).
Положения этого подпункта применяют также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества.
Справочно: недвижимое имущество – это земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. здания, сооружения, трубопроводы, линии электропередачи, предприятия как имущественные комплексы (п. 2 Протокола).
Следовательно, если сдаваемое в аренду недвижимое имущество расположено на территории Республики Беларусь, то местом реализации является территория Республики Беларусь.
При реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возложена на состоящие на учете в налоговых органах Беларуси организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на основе таких договоров с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь (п. 3 ст. 92 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК).
На основании этого белорусский комиссионер должен исчислять НДС при предоставлении в аренду от своего имени недвижимости российского комитента, находящейся на территории Республики Беларусь, так как местом реализации в этом случае является территория Республики Беларусь |*|.
* Информация об определении места реализации в ЕАЭС при исчислении НДС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Особенности определения налоговой базы по НДС
2 (294). Белорусская организация приобрела товары на территории Российской Федерации. По этим товарам предусмотрена уплата покупателем поставщику товаров платежей за разрешение, являющееся необходимым условием продажи товаров. Данные товары ввезены на территорию Республики Беларусь.
Следует ли включать в налоговую базу при исчислении НДС сумму указанных платежей?
Не следует.
Организация не должна включать в налоговую базу при исчислении НДС при ввозе товаров из Российской Федерации сумму платежей за разрешение, являющееся необходимым условием продажи товаров |**|.
** Порядок определения налоговой базы по НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Данный вывод основан на нормах НК, Договора и Протокола.
Так, объектами обложения НДС признаются ввоз товаров на территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства, с наличием которых НК, Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь", таможенное законодательство Таможенного союза, международные договоры, регулирующие взимание косвенных налогов в Таможенном союзе, и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате НДС (подп. 1.2 п. 1 ст. 93 НК).
Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (п. 14 Протокола).
Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) согласно условиям договора (контракта).
Налоговая база, отражаемая в гр. 15 заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, рассчитывается с учетом сумм расходов, предусмотренных в законодательстве, регулирующем принципы определения цены в целях налогообложения, если это предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза (Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, являющиеся приложением 2 к Протоколу от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов").
При этом в законодательстве Республике Беларусь подобные нормы отсутствуют. Соответственно белорусские организации определяют налоговую базу по ввезенным товарам как цену сделки, подлежащую уплате поставщику за товары |*|.
* Новации, произошедшие в 2015 г. в порядке определения налоговой базы и исчисления НДС от реализации, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Распределение "входного" НДС при наличии оборотов по реализации, облагаемых НДС по ставкам 20 % и 9,09 %
3 (295). Организация имеет обороты по реализации товаров, которые облагаются НДС по ставкам 20 % и 9,09 %.
Надо ли распределять "входной" НДС между этими оборотами?
Надо, если отсутствует раздельный учет сумм "входного" НДС.
При реализации плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговые вычеты по которым осуществляются в различном порядке, распределение общей суммы налоговых вычетов плательщика по товарам (работам, услугам), имущественным правам между этими оборотами производится 2 методами: методом удельного веса или методом раздельного учета, если иное не установлено гл. 12 НК (п. 24 ст. 107 НК).
Вычет "входного" НДС в различном порядке производится при наличии оборотов по реализации по товарам, при реализации которых обложение налогом осуществляется по ставкам 10 % и 9,09 % (п. 3 ст. 106, подп. 23.2 п. 23 ст. 107 НК).
Поскольку имеются особенности налоговых вычетов по товарам, при реализации которых обложение НДС осуществляется по ставке 9,09 %, то распределять "входной" НДС между оборотами по реализации, облагаемыми по ставкам 20 % и 9,09 %, надо методом удельного веса, если не ведется раздельный учет сумм "входного" налога |**|.
** Информация о 2 методах распределения налоговых вычетов доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Внесение органических удобрений в почву подсобных хозяйств физических лиц и НДС
4 (296). Организация оказала для физических лиц, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства, работы по внесению в почву органических удобрений.
Освобождаются ли от НДС эти работы?
Освобождаются.
От НДС освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ (услуг), выполняемых (оказываемых) физическим лицам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства, по перечню таких работ (услуг), утверждаемому Президентом Республики Беларусь (далее – Перечень*) (подп. 1.26 п. 1 ст. 94 НК).
__________________________
* Перечень работ (услуг), выполняемых (оказываемых) для физических лиц, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства, обороты по реализации которых освобождаются от налога на добавленную стоимость, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 11.05.2006 № 316 (далее – Перечень).
В Перечень включен такой вид работ, как внесение в почву минеральных, органических удобрений, торфа, пестицидов, известковых материалов.
Документами, подтверждающими выполнение и оплату таких работ, могут являться договоры на выполнение этих работ и акты выполненных работ, справка за подписью руководителя организации о фактических суммах, уплаченных физическими лицами, осуществляющими ведение личного подсобного хозяйства, через кассовые суммирующие аппараты организации с указанием номеров кассовых суммирующих аппаратов либо через кассу организации.
Выплата выходного пособия в связи с призывом работника на военную службу и подоходный налог
5 (297). В связи с призывом работника на военную службу предприятие выплачивает выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка.
Подлежит ли обложению подоходным налогом выходное пособие?
Не подлежит.
При прекращении трудового договора в связи с призывом работника на военную службу ему выплачивают выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка (ст. 48 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – ТК).
От подоходного налога с физических лиц освобождаются все виды предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров компенсаций (за исключением компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику), в т.ч. в виде выходных пособий в связи с прекращением трудовых договоров (контрактов).
Такие пособия освобождаются от подоходного налога, если их выплачивают в случаях, для которых законодательными актами установлены минимальные гарантированные размеры таких выплат, в суммах, не превышающих эти установленные минимальные гарантированные размеры (подп. 1.3 п. 1 ст. 163 НК).
Таким образом, выходное пособие, выплачиваемое работнику предприятия в связи с призывом его на военную службу в размере 2-недельного среднего заработка, не подлежит налогообложению, так как сумма выплаты не превышает минимальный гарантированный размер |*|.
* Информация о компенсациях, при выплате которых можно применить льготу по подоходному налогу, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Работа по совместительству в Парке высоких технологий и подоходный налог
6 (298). Организация – резидент Парка высоких технологий принимает на работу по совместительству специалиста по веб-дизайну.
По какой ставке следует удерживать подоходный налог из заработной платы сотрудника-совместителя?
По ставке 9 %.
Совместительство – выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или у другого нанимателя на условиях трудового договора. В трудовом договоре обязательно указывается, что работа является совместительством (ст. 343 ТК).
Справочно: трудовым договором является соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату (ст. 1 ТК).
Доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные в течение календарного года от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам), облагают подоходным налогом с физических лиц по ставке 9 % (п. 26 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12; далее – Положение) |*|.
* Комментарий отдельных норм Положения доступен всем на портале GB.BY
Ставка подоходного налога с физических лиц установлена в размере 9 % доходов, полученных физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам) (подп. 3.1 п. 3 ст. 173 НК).
Таким образом, если с сотрудником заключен трудовой договор (контракт) и он не осуществляет обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков, то независимо от того, является для него основным местом работы организация – резидент Парка высоких технологий или нет, подоходный налог из заработной платы удерживают по ставке 9 %.
Материальная помощь ко Дню пожилых людей и подоходный налог
7 (299). Организация ко Дню пожилых людей оказывает материальную помощь бывшим работникам, находящимся на пенсии, путем выплаты денежных средств из кассы организации.
Следует ли удерживать подоходный налог при выплате этой материальной помощи?
Не следует, если не превышен установленный предел выплат.
От подоходного налога с физических лиц освобождаются не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в т.ч. в виде материальной помощи, получаемые от организаций, являющихся местом основной работы, в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях, в размере, не превышающем 13 190 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК).
Таким образом, если выплата каждому пенсионеру, ранее работавшему в организации, не превышает установленный предел, то подоходный налог удерживать не следует |**|.
** Информация о случаях начисления страховых взносов и удержании подоходного налога доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Оказание материальной помощи молодому специалисту и подоходный налог
8 (300). Организация в порядке распределения принимает на работу молодых специалистов из вуза и техникума и оказывает им материальную помощь.
Надо ли удерживать подоходный налог при выплате материальной помощи?
По окончании обучения в учреждении образования выпускникам, получившим свидетельство о направлении на работу, предоставляются гарантии и компенсации в соответствии со ст. 48 и п. 6 ст. 84 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс).
Денежную помощь выплачивают:
– молодым специалистам, а также выпускникам, указанным в п. 5 ст. 84 Кодекса, – в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии).
Справочно: в п. 5 ст. 84 Кодекса указаны выпускники, получившие высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан;
– молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование, – из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада (пп. 24, 25 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821; далее – Положение № 821).
Суммы материальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательными актами, постановлениями Совета Министров, освобождаются от подоходного налога с физических лиц (подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК).
Таким образом, материальная помощь, выплаченная организацией в соответствии с Положением № 821 выпускникам вузов, техникумов, направленным на работу по распределению, подоходным налогом не облагается |*|.
* Материал о необлагаемых объектах и порядке определения налоговой базы подоходного налога в 2015 г. доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Сергей Козырев, канд. экон. наук, DipIFR, аудитор
ООО "Аудиторский центр "Эрудит"
Определение налоговой базы акцизов при безвозмездной передаче подакцизной продукции
9 (301). Производитель подакцизной продукции безвозмездно передал ее часть.
Исходя из какой налоговой базы следует исчислить акцизы при безвозмездной передаче товаров, на которые установлены твердые ставки акцизов?
Исходя из объема передаваемых (предоставляемых) товаров.
Объектами обложения акцизами, в частности, признают подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 113 НК).
Для целей исчисления и уплаты акцизов реализацией (передачей) подакцизных товаров признают также безвозмездную передачу подакцизных товаров, обмен с участием подакцизных товаров, передачу (реализацию) подакцизных товаров плательщиком своим работникам (подп. 2.1 п. 2 ст. 113 НК).
Налоговую базу по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяют при реализации (передаче) произведенных (в т.ч. из давальческого сырья) плательщиком подакцизных товаров:
– как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;
– как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, определяемую исходя из отпускных цен без учета акцизов, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов (подп. 1.1 п. 1 ст. 117 НК).
Таким образом, налоговой базой по акцизам при безвозмездной передаче товаров является объем передаваемых (предоставляемых) товаров, если на эти товары установлены твердые (специфические) ставки акцизов |**|.
** Комментарий о применяемых в 2015 г. ставках акцизов доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Обмен ввезенных подакцизных товаров и исчисление акцизов
10 (302). Организация при ввозе товаров уплатила акцизы с применением твердых (специфических) ставок.
Надо ли исчислять и уплачивать акцизы при обмене ввезенных подакцизных товаров?
Не надо.
Объектами обложения акцизами признают подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче) (подп. 1.3 п. 1 ст. 113 НК).
Подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, не признают объектом обложения акцизами при реализации (передаче) в случае, если по этим подакцизным товарам уплата акцизов произведена при их ввозе на территорию Республики Беларусь.
Справочно: факт уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь подтверждает:
– налоговый орган Республики Беларусь – в отношении подакцизных товаров, ввозимых из государств – членов ЕАЭС, за исключением ввоза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь;
– таможенный орган Республики Беларусь – в отношении подакцизных товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь с территории государств иных, чем государства – члены ЕАЭС, а также при ввозе с территории государств – членов ЕАЭС подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь (подп. 1.3 п. 1 ст. 113 НК).
Для целей исчисления и уплаты акцизов реализацией (передачей) подакцизных товаров признают также безвозмездную передачу подакцизных товаров, обмен с участием подакцизных товаров, передачу (реализацию) подакцизных товаров плательщиком своим работникам (подп. 2.1 п. 2 ст. 113 НК).
Несмотря на то что обмен подакцизными товарами признается реализацией, при обмене ввезенных на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов и уплачены акцизы при их ввозе на территорию Республики Беларусь, исчислять и уплачивать акцизы не надо |*|.
* Информация о новых ставках акцизов, действующих с 2015 г., доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Вывоз подакцизной продукции без товаросопроводительных документов и исчисление акцизов
11 (303). Белорусский комитент – производитель подакцизной продукции вывозит подакцизную продукцию за пределы государств – членов ЕАЭС через комиссионеров.
Имеет ли он право на освобождение от акцизов, если отсутствуют транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие отгрузку подакцизных товаров комиссионеру?
Имеет.
Освобождаются от акцизов при реализации (передаче) подакцизные товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта, а также вывезенные (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены ЕАЭС при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь (подп. 1.5 п. 1 ст. 114 НК).
Подтверждением фактического вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза подакцизных товаров в государства – члены ЕАЭС) через организации, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по заключению контрактов либо заключивших от имени или по поручению плательщика контракт с иностранными организацией или физическим лицом, в т.ч. производящих таможенное декларирование вывозимых подакцизных товаров (далее – посредник), является наличие у плательщика:
– договора с посредником;
– копии контракта посредника с иностранной организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются подакцизные товары;
– копии заверенной личной номерной печатью должностного лица таможенного органа декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске подакцизных товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с отметкой таможенного органа Республики Беларусь "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения или заверенного личной номерной печатью должностного лица таможенного органа специального реестра вывезенных подакцизных товаров с отметкой таможенного органа Республики Беларусь "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения (представляются в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам плательщиками, не осуществляющими декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа) |*|.
* Информация о новшествах заполнения налоговой декларации по акцизам доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Плательщики, осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, представляют в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам информацию о подтверждении вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь в виде реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой, с указанием даты и номера разрешения на убытие товара за пределы Республики Беларусь (п. 2 ст. 114 НК).
В связи с тем что НК не предусмотрено наличие транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих отгрузку подакцизных товаров комиссионеру, то для освобождения от акцизов при вывозе подакцизной продукции за пределы государств – членов ЕАЭС нет необходимости в наличии у комитента указанных документов, т.е. транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих отгрузку подакцизных товаров комиссионеру.
расчеты
Лизинговый платеж перечислило третье лицо – российская компания
12 (304). Белорусская лизинговая организация заключила договор лизинга с юридическим лицом – резидентом Республики Беларусь. Очередной лизинговый платеж по договору |**| за него перечислило третье лицо – российская компания.
** Информация о финансовых операциях при лизинге, подлежащих особому контролю, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Правомерна ли такая операция?
Такая операция не запрещена, однако относится к числу "подозрительных" в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения" (далее – Закон № 165-З).
Типовые правила внутреннего контроля для лизинговых организаций, утвержденные постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 15.12.2014 № 771 (п. 17), классифицируют ее именно таким образом и требуют заполнения спецформуляра (регистрации) в соответствии со ст. 9 Закона № 165-З.
Форма спецформуляра утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367.
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Признаки рекламной игры, подлежащей государственной регистрации
13 (305). Коммерческая организация размещает на своем сайте в Интернете объявление о том, что посетители сайта (форума) и авторы сообщений о магазине и товарах организации могут получить приз, который будет разыгран среди них путем случайного выбора победителя.
Не будет ли такой способ привлечения покупателей считаться рекламной игрой, подлежащей государственной регистрации?
Нет, в данном случае отсутствуют признаки рекламной игры.
Обратимся к нормам Положения о проведении рекламных игр |*| на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51 "О проведении рекламных игр в Республике Беларусь" (далее – Положение). В нем установлено следующее:
* Информация о том, что процедура регистрации рекламных игр изменилась, доступна всем на портале GB.BY
– организатор рекламной игры – это организация или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в Республике Беларусь, осуществляющие деятельность по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо оказывающие услуги по организации и проведению рекламных игр на основании договора, а также представительство иностранной организации;
– участник рекламной игры – это физическое лицо, заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, отвечающее требованиям правил проведения рекламной игры и выразившее желание принять участие в рекламной игре на условиях, предусмотренных в правилах проведения рекламной игры;
– рекламная игра – это деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) и обеспечивающая розыгрыш выигрышей между участниками рекламной игры. Исключение составляет деятельность, указанная в п. 4 Положения.
Как видим, участниками рекламной игры являются приобретатели товаров (работ, услуг). Если же мероприятие проводится вне связи с реализацией товаров (работ, услуг), например, не обусловлено обязанностью участника рекламной игры купить определенные товары, то оно не будет считаться рекламной игрой.
Данные выводы подтверждаются нормой п. 4 Положения. Так, не являются рекламными играми конкурсы и иные подобные мероприятия, для участия в которых не требуется осуществление заказа, приобретение или использование товаров (работ, услуг) и (или) представление документов, подтверждающих их заказ, приобретение или использование, в т.ч. проводимые:
– в средстве массовой информации юридическим лицом, на которое возложены функции редакции средства массовой информации;
– на сайте в Интернете, доступ к которому предоставляется без взимания платы и заключения договора, юридическим или физическим лицом, являющимся владельцем этого сайта.
Таким образом, если описанный в вопросе розыгрыш призов, проводимый на сайте, находящемся в бесплатном доступе в Интернете, не обусловлен обязанностью его участника приобрести какие-либо товары или выполнить иное встречное обязательство, то он не будет признаваться рекламной игрой и его не требуется регистрировать в установленном Положением порядке.
Договор спонсорской помощи и возврат неиспользованных денежных средств
14 (306). Можно ли предусмотреть в договоре спонсорской помощи условие о том, что в случае возврата неиспользованных денежных средств спонсорской помощи получатель выплачивает спонсору проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ставки рефинансирования, установленной Нацбанком Республики Беларусь, за каждый календарный день просрочки начиная с рабочего дня, следующего за днем перечисления суммы спонсорской помощи?
Нет, поскольку такое условие противоречит законодательству.
Проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат уплате в случаях неправомерного удержания чужих денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица (п. 1 ст. 366 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее – ГК). Статья 366 ГК устанавливает самостоятельную ответственность за неисполнение денежного обязательства, под которым понимается любое обязательство по уплате (возврату, выдаче и др.) денежной суммы (сумм).
Положения ст. 366 ГК не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денежных средств в качестве основного платежа, погашения денежного долга. Такие разъяснения даны в части второй п. 1 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.01.2004 № 1 "О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами".
Договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления, признается безвозмездным (п. 2 ст. 393 ГК).
Обратимся к нормам п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Указ № 300). В нем сказано, что безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется безвозвратно на основе добровольности и свободы выбора ее целей в соответствии с Указом № 300.
Подведем итог. Договор спонсорской помощи |*| считается безвозмездным, его предметом являются предоставляемые безвозвратно денежные средства, которые не выступают в качестве основного платежа, погашения денежного долга. Следовательно, условие договора о выплате получателем спонсорской помощи процентов спонсору за пользование чужими денежными средствами (в случае возврата неиспользованных денежных средств) незаконно. Незаконным также является требование о возврате неиспользованных денежных средств, поскольку предоставление спонсорской помощи предполагает полное ее использование на цели, определенные законодательством и договором спонсорской помощи.
* Информация о том, как не допустить ошибок при предоставлении спонсорской помощи, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Указание выполняемых работ в договоре спонсорской помощи
15 (307). Можно ли определить в договоре спонсорской помощи в качестве видов работ (услуг), которые будут приобретены на денежные средства спонсорской помощи, такие виды работ, как текущий ремонт и строительно-монтажные работы |**| по объекту?
** Информация о том, как определить виды деятельности при проектировании и выполнении строительно-монтажных работ, доступна всем на портале GB.BY
Нет, поскольку текущий ремонт и строительно-монтажные работы по объекту видами работ не являются.
Если спонсорская помощь предоставляется в виде денежных средств, то на спонсора возлагается обязанность, установленная п. 8 Указа № 300. Она заключается в том, что спонсор (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие безвозмездную (спонсорскую) помощь) определяет вид товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти средства получателями такой помощи. Передача денежных средств без указания видов таких товаров (работ, услуг) не допускается. Исключения из этого правила Указом № 300 не предусмотрены.
Текущий ремонт объекта – это совокупность работ, в т.ч. строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь").
Вид строительных работ – это совокупность трудовых процессов, направленных на создание отдельных элементов строящегося объекта (п. 3 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450).
Перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, установлен постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17.
Таким образом, текущий ремонт и строительно-монтажные работы являются не видом, а совокупностью видов работ. В договоре безвозмездной (спонсорской) помощи должны быть конкретно поименованы виды работ.
Наталья Колезнева, юрист