Услуги по сопровождению экспортируемых товаров, возвращенных в Беларусь, и нулевая ставка НДС
1 (308). Белорусская организация оказывает услуги по сопровождению экспортируемых товаров с территории Республики Беларусь на территорию Литовской Республики.
Применяется ли нулевая ставка НДС при оказании этих услуг, если товары впоследствии были возвращены обратно в Республику Беларусь?
Применяется.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации работ (услуг) на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК).
Ставка НДС в размере 0 % установлена при реализации работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК) |*|.
* Комментарий о применении нулевой ставки НДС при реализации товаров доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Справочно: к ним относятся работы (услуги):
– по сопровождению товаров, включая услуги по охране;
– погрузке, разгрузке и перегрузке (кроме трубопроводного транспорта) товаров;
– хранению товаров;
– таможенных представителей (п. 3 ст. 102 НК).
Основанием для применения нулевой ставки НДС по этим работам (услугам) является представление плательщиком в налоговый орган по месту постановки его на учет копий следующих документов:
– договоров (контрактов) на выполнение (оказание) указанных работ (услуг), заключенных как с иностранными, так и с белорусскими организациями;
– документов, подтверждающих выполнение (оказание) этих работ (услуг), с указанием в них реквизитов декларации на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта, даты разрешения на убытие товаров за пределы территории Республики Беларусь (при осуществлении декларирования таможенным органам товаров в виде электронного документа), даты проставления таможенным органом на таможенной декларации отметки "Товар вывезен", заверенной личной номерной печатью должностного лица таможенного органа (при осуществлении декларирования таможенным органам товаров в письменной форме) (п. 3 ст. 102 НК).
Таким образом, если организация оказывает услуги по сопровождению экспортируемых товаров, то при реализации этих услуг применяется нулевая ставка НДС при наличии вышеуказанных документов независимо от того, что эти товары впоследствии были возвращены обратно в Республику Беларусь.
Оплата аренды выставочного павильона в России и НДС
2 (309). Белорусская организация участвует в выставке на территории Российской Федерации. Российский павильон (выставочный центр) предъявил счет на оплату аренды выставочной площади.
Надо ли белорусскому арендатору уплачивать НДС на территории Республики Беларусь при оплате аренды?
Не надо.
Косвенные налоги при оказании услуг взимаются в государстве – члене ЕАЭС, территорию которого признают местом реализации услуг (п. 2 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее – Договор).
Об этом же говорят и нормы п. 28 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору; далее – Протокол).
При оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС, территорию которого признают местом реализации услуг, если иное не установлено разд. IV Протокола.
Местом реализации услуг признают территорию государства – члена ЕАЭС, если услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства – члена ЕАЭС (подп. 1 п. 29 Протокола).
Справочно: недвижимое имущество – все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. здания, сооружения (п. 2 Протокола).
Следовательно, при аренде площади на территории Российской Федерации местом реализации признается Российская Федерация, так как эта недвижимость расположена на ее территории.
Исходя из этого белорусская организация не должна уплачивать НДС в Республике Беларусь при оплате такой аренды |*|.
* Информация об определении места реализации в ЕАЭС при исчислении НДС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Корректировка налога на недвижимость при частичной ликвидации объекта
3 (309). Организация исчислила налог на недвижимость |**| по сооружению, приобретенному по договору купли-продажи, которое числилось в бухгалтерском учете на 1 января 2015 г. В мае 2015 г. по причине ветхости часть этого здания была снесена.
** Информация об особенностях исчисления налога на недвижимость в 2015 г. доступна всем на портале GB.BY
Следует ли производить корректировку годовой суммы налога на недвижимость при частичной ликвидации здания?
Не следует.
Обязанность организаций – плательщиков налога на недвижимость производить корректировку годовой суммы налога на недвижимость предусмотрена в ситуациях, которые перечислены в пп. 6–7 ст. 189 НК.
К ним относятся следующие случаи:
1) возникновение у организаций права на освобождение от налога на недвижимость. Годовая сумма налога на недвижимость при этом уменьшается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухгалтерском учете (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН), капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест и стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства на 1 января отчетного года (при возникновении в течение отчетного года объектов налогообложения на иную дату – на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место возникновение объектов налогообложения) и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года;
2) принятие в течение года областным (Минским городским) Советом депутатов или по его поручению областным (Минским городским) исполнительным комитетом решения об исключении из перечня капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, неиспользуемых (неэффективно используемых).
В данном случае налог на недвижимость организации исчисляют исходя из остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухгалтерском учете (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН), исключенных из указанного перечня, на 1 января отчетного года и ставки налога на недвижимость, увеличенной (уменьшенной) в соответствии с частью третьей ст. 188 НК, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года;
3) утрата отдельными организациями, в т.ч. бюджетными, в течение года статуса плательщика налога на недвижимость, приобретенного на основаниях, указанных в ст. 184 НК. Исчисление и уплата налога на недвижимость в этом случае по указанным капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, а также объектам сверхнормативного незавершенного строительства, машино-местам прекращаются с квартала, следующего за кварталом, в котором имели место такие выбытие, утрата статуса плательщика налога на недвижимость.
Учитывая изложенное, обстоятельства, указанные в вопросе, не влияют на изменение налоговой базы и не влекут пересчет налога на текущий год.
Налог на недвижимость по объектам незавершенного строительства
4 (310). Организация осуществляет строительство объекта хозяйственным и подрядным способами.
Следует ли включать в налоговую базу по налогу на недвижимость по объекту сверхнормативного незавершенного строительства при строительстве объекта хозяйственным способом стоимость проектных, инженерно-геодезических работ и прочих испытаний?
Следует.
Затраты, относимые на увеличение стоимости зданий, сооружений и передаточных устройств, понесенные при строительстве объектов не в процессе выполнения строительно-монтажных работ собственными силами, включая стоимость проектных, инженерно-геодезических работ и прочих испытаний, необходимо включать в налоговую базу при исчислении налога на недвижимость по ставке 2 %.
Данный вывод сделан, исходя из следующих норм законодательства.
Объектами обложения налогом на недвижимость признают здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства плательщиков-организаций (п. 1 ст. 185 НК).
Объекты сверхнормативного незавершенного строительства |*| не признают объектом обложения налогом на недвижимость в части стоимости строительства, сформированной за счет работ, выполненных собственными силами (подп. 2.2 п. 2 ст. 185 НК).
* Информация о порядке расчета налога на недвижимость по объектам сверхнормативного строительства доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Справочно: для определения стоимости строительства, осуществляемого собственными силами, за основу могут быть приняты нормы п. 14 Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 14.05.2007 № 10 (далее – Инструкция). В указанном пункте перечислены виды затрат, которые связаны с выполнением строительно-монтажных работ при хозяйственном способе строительства. Нормы п. 14 Инструкции не содержат информации о затратах на выполнение строительно-монтажных работ собственными силами, а лишь определяют виды затрат, связанные с выполнением строительных работ.
Имущественный налоговый вычет в отношении земельного участка, приобретенного под индивидуальное жилищное строительство
5 (311). Работник организации (для него организация является местом основной работы) представил в бухгалтерию в августе 2015 г. документы, подтверждающие, что он как нуждающийся в улучшении жилищных условий приобрел на аукционе земельный участок под индивидуальное жилищное строительство.
Вправе ли организация при исчислении подоходного налога предоставить работнику имущественный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК?
Не вправе.
При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК право на применение имущественного налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК, имеют плательщики и члены их семей (супруг (супруга), их не состоящие в браке на момент осуществления расходов дети и иные лица, признанные в судебном порядке членами семьи плательщика):
– состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
– в сумме фактически произведенных ими расходов:
на строительство, в т.ч. путем приобретения жилищных облигаций, либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры, в т.ч. в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга;
погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на указанные цели.
Имущественный налоговый вычет в сумме расходов, направленных на строительство одноквартирного жилого дома, предоставляется после получения плательщиком:
– либо свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации земельного участка и прав на него;
– либо государственного акта на право частной собственности, пожизненного наследуемого владения;
– либо договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома (часть девятая подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
При строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры с привлечением застройщика и (или) подрядчика фактически произведенные плательщиками и членами их семей расходы на такое строительство подлежат вычету в пределах стоимости строительства одноквартирного жилого дома или квартиры, цены объекта долевого строительства квартиры, указанных в договоре о строительстве, а при строительстве квартиры в составе жилищно-строительного кооператива без заключения договора о строительстве – в пределах стоимости строительства квартиры, указанной в справке, выдаваемой такими кооперативами, либо в ее копии (часть пятая подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
При этом подтверждающими документами будут являться копии:
– свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации земельного участка и прав на него, или государственный акт на право частной собственности, пожизненного наследуемого владения, или договор аренды земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома;
– договора о строительстве одноквартирного жилого дома.
В связи с тем что суммы расходов, понесенных работником на приобретение земельного участка, не относятся к расходам на строительство жилого дома, а связаны с приобретением только земельного участка, организация не вправе предоставить ему имущественный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК |*|, на сумму этих расходов.
* Материал о предоставлении имущественного вычета при строительстве жилья доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Стандартный вычет с арендной платы за машино-место
6 (312). Организация арендует у физического лица (не имеет основного места работы) принадлежащее ему на праве собственности машино-место. По договору аренды ежемесячная арендная плата составляет 1 800 000 руб.
Данное физическое лицо обратилось в организацию (к арендатору) с заявлением о предоставлении ему стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК |**|.
** Перечень документов, необходимых для получения стандартного налогового вычета при наличии ребенка или иждивенца, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Вправе ли организация при исчислении подоходного налога с арендной платы предоставить данному физическому лицу указанный налоговый вычет?
Вправе.
При определении налоговой базы плательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов в размере 730 000 руб. в месяц, если его подлежащий налогообложению доход не превысил 4 420 000 руб. в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК).
Как правило, стандартные налоговые вычеты предоставляются плательщику нанимателем:
– по месту основной работы (службы, учебы) плательщика;
– на основании документов, подтверждающих право плательщика на них.
Если же у плательщика отсутствует место основной работы (службы, учебы), то налоговые вычеты могут быть предоставлены ему налоговым агентом или налоговым органом по доходам, подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 178 НК, по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации (расчета). Для этого требуется написать письменное заявление в организацию и предъявить трудовую книжку, а при ее отсутствии – указать в письменном заявлении причины ее отсутствия (п. 3 ст. 164 НК).
Как видим, НК допускает возможность предоставления стандартных налоговых вычетов и при отсутствии основного места работы (службы, учебы).
В рассматриваемой ситуации у арендодателя – физического лица отсутствует место основной работы. Кроме того, размер его дохода (арендной платы) не превышает 4 420 000 руб. в месяц.
Следовательно, организация-арендатор вправе предоставить такому физическому лицу стандартный налоговый вычет, но только на основании его письменного заявления и при предъявлении трудовой книжки (при ее отсутствии – по его письменному заявлению с указанием причины отсутствия).
При соблюдении указанного условия размер облагаемого дохода составит 1 070 000 руб. (1 800 000 – 730 000). При этом сумма подоходного налога будет равна 139 100 руб. (1 070 000 × 13 % / 100 %).
Отходы в виде боя строительного кирпича и их использование
7 (313). У организации в процессе разборки старого здания образовалось значительное количество боя кирпича.
Она планирует использовать этот кирпич при подсыпке проездов, площадок для стоянки и движения своего транспорта.
Как правильно хранить битый кирпич? Вправе ли организация использовать этот кирпич при подсыпке проездов и стоянок?
На открытых площадках с твердым покрытием. Использовать вправе.
Требования к порядку хранения рассматриваемого вида отходов можно условно разделить на нормативные и технические. Первые предусмотрены:
1) Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Закон об обращении с отходами).
Из его норм следует, что хранение отходов допускается только в санкционированных местах хранения отходов. В рассматриваемом случае санкционированное(-ые) место(-а) хранения боя кирпича должно быть указано в инструкции по обращению с отходами производства, в которой также необходимо определить:
– периодичность вывоза отходов производства;
– допустимое количество их накопления (п. 1 ст. 25 Закона об обращении с отходами).
В данном случае считаем целесообразным указывать только допустимое количество накопления отходов;
2) постановлением Минприроды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45.
Согласно этому постановлению организации должны разработать и утвердить инструкцию по обращению с отходами производства вместе с приложениями к ней.
Места хранения отходов производства указывают в приложении "Карта-схема хранения отходов производства", допустимое количество накопления – в приложении "Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения".
Что касается технических требований к порядку хранения рассматриваемых отходов, то они установлены в техническом кодексе установившейся практики 17.11-10-2014 (02120) "Охрана окружающей среды и природопользование Отходы. Правила обращения со строительными отходами", введенном в действие постановлением Минприроды Республики Беларусь от 22.12.2014 № 15-Т:
1) строительные отходы |*|, в состав которых входит бетон, кирпич или щебень, можно использовать для подсыпки дорог, при изготовлении строительных материалов для возведения основания под дороги и фундаментные плиты, при благоустройстве территорий и т.п.;
* Порядок определения плательщиков экологического налога в случае захоронения строительных или офисных отходов доступен для подписчиков электронного "ГБ"
2) хранение боя кирпича допускается на открытых площадках с твердым покрытием с соблюдением природоохранных, санитарно-эпидемиологических и противопожарных требований законодательства.
Справочно: рассматриваемый бой старого кирпича является отходом, который следует относить к коду 3140705, наименованию "бой кирпича керамического" классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Минприроды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85.
Новая льгота по отходам потребления
8 (314). С 1 октября 2015 г. у производителей санитарно-технических изделий из пластмасс будет отсутствовать необходимость внесения платы оператору* в случае использования в производстве изделий не менее 70 % вторичных полимерных материалов. Данная норма определена Указом Президента Республики Беларусь от 08.07.2015 № 314 (далее – Указ № 314) |*|.
_____________________
* Государственная некоммерческая специально уполномоченная организация в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами.
* Новации, определенные Указом № 314, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Распространяется ли эта льгота на всю группу производимых предприятием товаров (санитарно-технических изделий) в рамках позиции 3922 ТН ВЭД ЕАЭС либо ее следует применять только к отдельным видам (единицам) товаров этой позиции, при производстве которых используются вторичные полимеры?
Распространяется только на те товары, при производстве которых используются вторичные полимеры.
Указом № 313* установлена обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств данных товаров, в т.ч. и в отношении производителей санитарно-технических изделий из пластмасс, соответствующих позиции 3922 ТН ВЭД ЕАЭС.
_____________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313).
С 1 октября 2015 г. (с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом № 314 в Указ № 313) предусмотренная обязанность не будет распространяться на вышеназванных производителей при выполнении 2 условий.
Так, отходы пластмасс и (или) вторичных полимерных материалов, используемые для производства санитарно-технических изделий, должны:
– составлять не менее 30 % от общего количества сырья;
– быть произведены на территории Республики Беларусь с использованием не менее 70 % отходов пластмасс.
При этом необходимо отметить, что Указом № 313 не предусмотрена возможность применения данного исключения (льготы) к общему количеству производимых товаров (санитарно-технических изделий) в пределах одной позиции товаров (упаковки), названных в приложении к этому Указу (одного кода ТН ВЭД ЕАЭС). Соответственно рассматриваемое исключение может быть применено к каждому виду (единице) товаров отдельно, вне зависимости от массовой доли отходов в составе иных производимых товаров (упаковки) той же позиции приложения к Указу № 313.
Объекты проверки Минприроды в арендованном офисе
9 (315). Организация оказывает туристические услуги. При этом всю деятельность организация ведет в арендованном помещении, эксплуатация оборудования либо транспорта не осуществляется.
Что может в данном случае быть предметом проверки территориального органа Минприроды по вопросам обращения с отходами?
Образовавшиеся в процессе деятельности отходы.
Как правило, в результате офисной деятельности образуются отходы, соответствующие следующим кодам и наименованиям классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Минприроды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85:
1870601, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства;
9120400, отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения;
3532603, ртутные лампы отработанные (3532604, люминесцентные трубки отработанные).
Право собственности на такие отходы производитель отходов (рассматриваемая организация) приобретает с момента их образования, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов (подп. 1.1 п. 1 ст. 3 Закона об обращении с отходами).
Справочно: под договором об использовании имущества можно понимать договор аренды помещения, в котором организация осуществляет свою деятельность.
Согласно вышеизложенной норме Закона возможны 2 ситуации:
1) у организации есть предмет проверки.
Организация не передала право собственности на возникшие процессе деятельности отходы иным лицам.
Следовательно, она осуществляет обращение с отходами производства и должна соблюдать требования законодательства об обращении с отходами производства. Именно соблюдение норм данного законодательства и будет предметом проверки (наличие инструкции по обращению с отходами производства, документов по инвентаризации отходов и т.д.) |*|;
* Порядок уплаты экологического налога за хранение отходов производства доступен для подписчиков электронного "ГБ"
2) у организации отсутствует предмет проверки.
Организация оговорила в договоре аренды, что право собственности на отходы с момента их образования приобретает арендодатель, а также что арендодатель является лицом, ответственным за разработку документации об обращении с отходами и выполнением требований законодательства об обращении с отходами.
То есть рассматриваемая организация, по сути, не будет осуществлять обращение с отходами. Следовательно, у нее отсутствует предмет проверки по вопросам выполнения ею законодательства об обращении с отходами.
Сергей Юрча, начальник управления
ВМР ГУ "Оператор вторичных
материальных ресурсов"