налогообложение
Подоходный налог при продаже организацией автомобиля в рассрочку
1 (402). Организация в сентябре 2015 г. реализовала в рассрочку физическому лицу (не являющемуся работником этой организации) автомобиль за 50 млн. руб. (по учету стоимость составляет 91 млн. руб.).
Оплата за автомобиль согласно договору будет производиться в течение 10 месяцев равными платежами не позднее 15-го числа каждого месяца на расчетный счет либо в кассу организации.
Организация хотела бы знать:
1) возникает ли у нее обязанность по уплате за счет собственных средств подоходного налога со стоимости переданного в рассрочку автомобиля и если да, то с какой стоимости – продажной или балансовой?
2) является ли разница между продажной и балансовой стоимостью автомобиля доходом физического лица – покупателя, с которого надо исчислить и перечислить в бюджет подоходный налог?
У организации отсутствует обязанность по уплате подходного налога.
В изложенной ситуации реализация автомобиля в рассрочку физическому лицу по цене ниже балансовой не является доходом, полученным в натуральной форме, и расценивается как коммерческий заем. Поэтому организации не надо исчислять и уплачивать с этого займа и с образовавшейся разницы подоходный налог.
Наш ответ основывается на нормах:
– Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З "О ценообразовании" (далее – Закон № 255-З).
Из него следует, что на товары (работы, услуги), за исключением некоторых случаев, применяются свободные цены (тарифы) (ст. 6 Закона № 255-З). При этом организации вправе самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценообразовании не применяется регулирование цен (тарифов) (ст. 12 Закона № 255-З).
Таким образом, при заключении между субъектом хозяйствования и физическим лицом договора купли-продажи товара на возмездной основе ценой реализуемого товара является договорная (свободная) цена, устанавливаемая по соглашению между продавцом и покупателем. При этом договорная (свободная) цена может быть в т.ч. ниже остаточной стоимости товара;
– Налогового кодекса Республики Беларусь (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК).
Налоговые агенты не исчисляют подоходный налог с сумм, выдаваемых физическим лицам, за исключением индивидуальных предпринимателей (нотариусов, адвокатов), займов, кредитов, указанных в части четвертой п. 10 ст. 175 НК (п. 10 ст. 175 НК).
К таким займам относят коммерческие займы (абз. 7 части четвертой п. 10 ст. 175 НК).
Справочно: под коммерческим займом понимаются случаи отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (ст. 770 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Разница между балансовой стоимостью товаров (работ, услуг), иного имущества и ценой его реализации не является доходом физического лица в натуральной форме |*| ввиду приобретения таких товаров (работ, услуг, иного имущества) на возмездной основе и по цене, согласованной сторонами.
* Комментарий к ст. 157 НК доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Анна Павлова, экономист
Объект для исчисления налога на недвижимость
2 (403). Организация занимается производством малых архитектурных форм из тяжелого бетона (скульптуры зверей и сказочных персонажей).
Кроме того, на территории организации установлены скамейки, урны, контейнеры для мусора, цветочницы.
Должна ли организация уплачивать в 2015 г. налог на недвижимость по готовой продукции и указанным сооружениям?
Должна.
С 1 января 2014 г. к капитальным строениям (зданиями, сооружениям) относят объекты, классифицируемые в соответствии с постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161) как здания, сооружения, а также передаточные устройства.
Для включения в объект исчисления налога на недвижимость в отношении таких объектов главный критерий – это возможность их классификации как зданий, сооружений и передаточных устройств на основании постановления № 161, а не то, на каких счетах в бухгалтерском учете они отражаются.
Таким образом, даже готовая продукция может облагаться налогом на недвижимость.
В указанном постановлении приводится перечень объектов, относимых к зданиям (шифр 1), сооружениям (шифр 2) и передаточным устройствам (шифр 3), которые соответствуют данному в НК определению "капитальные строения (здания, сооружения)".
В нем скамейки, урны, контейнеры для мусора, цветочницы, скульптуры и т.д. числятся под шифром 204.
Таким образом, расположенные на территории организации сооружения (скамейки, урны, контейнеры для мусора, цветочницы), а также сооружения, изготавливаемые организацией (малые архитектурные формы из тяжелого бетона), отраженные на балансе организации, подлежат обложению налогом на недвижимость |*| в общеустановленном порядке исходя из их стоимости, отраженной в бухгалтерском учете.
* Пять готовых решений по правильному определению объекта для исчисления налога на недвижимость доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Олег Цыбульский, экономист
Исчисление НДС при переходе с УСН на общую систему налогообложения
3 (404). Организация осуществляет деятельность по выдаче займов под залог имущества физическим лицам.
До 1 января 2015 г. она применяла УСН без НДС; с 1 января 2015 г. перешла на общую систему налогообложения.
Физическое лицо взяло денежный заем в период применения УСН, а возврат займа с процентами произвело в период, когда организация перешла на общую систему налогообложения.
В данной ситуации возникли следующие вопросы.
3.1. Выделяется ли НДС при возврате займа с процентами, если договор был заключен в период применения организацией УСН?
Не выделяется.
По общему правилу при переходе с УСН без уплаты НДС на общую систему налогообложения исчисление НДС начинается в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с момента такого перехода (п. 3 ст. 288 НК). Аналогичная норма содержится и в гл. 12 НК, регламентирующей порядок исчисления НДС: при изменении порядка исчисления НДС (в т.ч. изменении состава плательщиков) новый порядок исчисления применяется в отношении отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, переданных с момента изменения порядка исчисления НДС (п. 10 ст. 103 НК).
Таким образом, при поступлении в период применения организацией общей системы налогообложения (с 1 января 2015 г.) оплаты за услуги по предоставлению денежных займов (процентов), оказанной в период применения УСН |*| без уплаты НДС, обязанность исчисления НДС отсутствует, поскольку услуги оказаны в период, когда организация не являлась плательщиком данного налога, а поступившая оплата будет подлежать обложению налогом на прибыль в соответствии с законодательством.
* Информация о том, какие ограничения по применению УСН вступили в силу с 1 июля 2015 г., доступна для подписчиков электронного "ГБ"
3.2. В случае невозврата займа с процентами организация реализует заложенное имущество.
Как исчислить НДС?
Объектами обложения НДС не признаются операции по предоставлению возмездных денежных займов, за исключением микрозаймов, предоставляемых ломбардами физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования (подп. 2.27 п. 2 ст. 93 НК).
Налоговая база НДС по операциям по предоставлению ломбардами микрозаймов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, определяется как сумма доходов (процентов и иных доходов), связанных с предоставлением таких займов (п. 23 ст. 98 НК).
Моментом фактической реализации |**| для операций по предоставлению ломбардами микрозаймов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, признается день выдачи залогового билета, а в случае продления срока займа – дата продления срока займа, указываемая в залоговом билете (п. 17 ст. 100 НК).
** Информация о том, когда для исчисления НДС важно правильно определить момент фактической реализации, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
В случае если заем не возвращен и происходит реализация заложенного имущества, налоговой базой для исчисления НДС будет являться сумма, вырученная от его реализации, за вычетом суммы займа, выданного под залог имущества.
Справочно: рассматриваемая организация своевременно (с 1 января 2015 г.) перешла на применение общей системы налогообложения. Дело в том, что с 1 января 2015 г. не вправе применять УСН организации, осуществляющие деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов.
Кроме того с начала 2015 г. деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов могут осуществлять только микрофинансовые организации. Микрофинансовые организации включаются в специальный реестр Нацбанка Республики Беларусь. К таким организациям относятся ломбарды, созданные в форме хозяйственного общества либо унитарного предприятия, осуществляющие деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования (п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 № 325 "О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций").
Указанное ограничение в применении УСН с начала года распространяется также на организации, которые вправе осуществлять деятельность по предоставлению микрозаймов без включения в реестр по 30 июня 2015 г.
Зачет задолженности
Задолженность по уплате налогов и представление сведений о дебиторах
4 (405). Организация не уплатила налоги по сроку 22 октября 2015 г. в связи с отсутствием денежных средств на счете.
Налоги были уплачены 27 октября 2015 г. При этом организация не представила в налоговый орган сведения о своих дебиторах.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
4.1. Предусмотрена ли ответственность за непредставление сведений о дебиторах в такой ситуации?
Организация может быть привлечена к ответственности.
Плательщик обязан вести учет дебиторской задолженности и представлять перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности:
– в налоговый орган по месту постановки на учет – не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней;
– в таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных платежей |*|, – не позднее 10 рабочих дней со дня получения плательщиком (его представителем) решения таможенного органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней.
* Информация о трех способах принудительного погашения задолженности по таможенным платежам и пени доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Такие требования установлены в подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК. Ответственность за невыполнение данного требования установлена ст. 13.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – КоАП). Так, непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, влечет наложение штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на 1 базовую величину за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 базовых величин.
В ситуации, описанной в вопросе, имеет место состав указанного правонарушения, так как организация не представила сведения о дебиторах.
В частности, норма подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК предусматривает обязанность плательщика представлять сведения о дебиторах и суммах дебиторской задолженности не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности.
Условием наступления данного обязательства является факт возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней. При этом факт погашения задолженности до истечения срока представления сведений о дебиторах не отменяет возникшую у плательщика обязанность представить такие сведения. Соответственно организация была обязана представить такие сведения. В случае их непредставления возникает состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 13.8 КоАП.
4.2. Может ли организация быть привлечена к такой ответственности, учитывая то, что она уплатила налог до истечения срока для представления информации о дебиторах?
По мнению автора, в данном случае может быть применена ст. 8.2 КоАП, в соответствии с которой лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным. Малозначительным признается деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым КоАП правам и интересам.
Обусловлено это тем, что информация о дебиторах представляется в налоговый орган в первую очередь для обеспечения взыскания задолженности плательщика за счет средств его должников. В случае если плательщик погасил задолженность самостоятельно, непредставление сведений о дебиторах причиняет существенно меньший вред, нежели их непредставление при наличии задолженности, что может говорить о малозначительности правонарушения.
Юрий Веремейко, юрист
Зачет задолженности по налогам за счет бюджетных средств
5 (406). У организации (подрядчика) на балансе в составе дебиторской задолженности отражена задолженность организации (заказчика), которая финансируется за счет бюджетных средств.
Возможно ли произвести взыскание задолженности по налогам |*| за счет такого дебитора? В каком порядке следует применять бесспорное взыскание с получателя бюджетных средств (заказчика) задолженности подрядчика по налоговым обязательствам и каков механизм проведения взаимозачетов между подрядчиком и заказчиком (получателем бюджетных средств)?
* Информация о способах погашения задолженности по платежам в бюджет доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Да, инициаторами взаимозачета могут быть обе стороны.
Взысканием налога, сбора, пени признают принудительное исполнение налогового обязательства, уплаты пеней в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней (п. 1 ст. 55 НК). Порядок взыскания этой задолженности предусмотрен в п. 2 ст. 55 НК. Суть его в погашении задолженности по налогам, сборам, пени за счет денежных средств и (или) другого имущества плательщика (иного обязанного лица), дебиторов плательщика. Нормы НК не предусматривают исключение получателей бюджетных средств из числа дебиторов плательщиков.
Порядок проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате в республиканский или местные бюджеты плательщиками (иными обязанными лицами), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этими плательщиками предусмотрен Инструкцией № 136*.
__________________
* Инструкция о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 21.12.2011 № 136 (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Инструкция № 136).
При проведении взаимозачета прекращаются обязательства в пределах сумм проведенного взаимозачета:
– плательщика по платежам в бюджет соответствующего уровня;
– получателя бюджетных средств перед плательщиком за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
– бюджета соответствующего уровня по финансированию получателя бюджетных средств (п. 4 Инструкции № 136).
Плательщик обязан обеспечить ведение учета дебиторской задолженности и не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представить в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, копий документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности (подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК). Если плательщик не представит в налоговый орган сведения обо всех дебиторах, он может быть привлечен к ответственности по ст. 13.8 КоАП.
С учетом вышеизложенного инициатором взаимозачета может выступить как плательщик налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, так и получатель бюджетных средств. Для осуществления взаимозачета по средствам республиканского или местного бюджета организацияподрядчик либо организация-заказчик могут обратиться в Минфин Республики Беларусь или в главное финансовое управление, финансовый отдел местного исполнительного и распорядительного органа областного или базового территориального уровня с соблюдением норм, изложенных в Инструкции № 136.
Зачет однородных взаимных требований
6 (407). ООО (подрядчик) выполнило строительные работы на объекте, заказчиком которого выступал УКС города, а источником финансирования выполненных работ является городской бюджет. Одновременно подрядчик имеет задолженность перед заказчиком по строительству квартир по договорам создания объекта долевого строительства (по договору строительство квартир ООО осуществляет собственными средствами).
Возможно ли ООО произвести зачет однородных взаимных требований с УКСом?
Возможно.
Исполнение денежных обязательств |*| заказчиком (получателем бюджетных средств) перед подрядчиком путем проведения взаимозачета возможно при наличии у данной организации неисполненных обязательств перед бюджетом. Этот вывод обоснован следующим.
* Дополнительная информация о способах прекращения обязательств доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Действующая редакция Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее – БК) не содержит прямых запретов на проведение бюджетными учреждениями взаимозачетов по расчетам с контрагентами.
Исполнение местных бюджетов по доходам и расходам предусматривает проведение взаимозачета:
– налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в т.ч. по средствам государственных целевых бюджетных фондов;
– задолженности юридических лиц по бюджетным ссудам, бюджетным займам, пене, начисленной за несвоевременный возврат бюджетных ссуд, бюджетных займов, а также задолженности по обязательствам, возникшим в случае исполнения местным финансовым органом гарантий местного исполнительного и распорядительного органа, и процентов по ним, иным обязательствам, подлежащим уплате в бюджет, и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим юридическим лицом (иным обязанным лицом), в т.ч. по средствам государственных целевых бюджетных фондов. Приведенные нормы содержатся в ст. 120 и 121 БК.
Справочно: порядок проведения взаимозачетов по налоговым обязательствам организациями, финансируемыми из бюджета, определен:
– Инструкцией № 136;
– Инструкцией о порядке проведения взаимозачета задолженности юридических лиц по бюджетным ссудам, бюджетным займам, процентам по бюджетным займам, пене, начисленной за несвоевременный возврат бюджетных ссуд, бюджетных займов, а также задолженности по обязательствам, возникшим в случае исполнения Министерством финансов Республики Беларусь гарантий Правительства Республики Беларусь и исполнения местным финансовым органом гарантий местного исполнительного и распорядительного органа, и процентам по ним, иным обязательствам, подлежащим уплате в бюджет, и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим юридическим лицом (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 01.07.2013 № 50.
страховые взносы в белгосстрах
Дивиденды собственнику унитарного предприятия и отчисления в Белгосстрах
7 (408). Директор частного производственного унитарного предприятия является собственником имущества предприятия. Ежемесячно из его начисленной заработной платы (за отработанное время из отпускных, премий, надбавок) начисляются страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Помимо этих выплат по итогам квартала он получает дивиденды как учредитель предприятия.
Необходимо ли начислять страховые взносы на сумму дивидендов?
Начислять страховые взносы не следует.
Граждане, являющиеся руководителями организаций – единственными собственниками их имущества, являются застрахованными по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |*| (абз. 6 п. 272 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности"; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Положение № 530).
* Информация о том, какие ошибки допускают при определении объекта для начисления страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Объектом для начисления страховых взносов для застрахованных лиц, являющихся руководителями организаций – единственными собственниками их имущества, является определяемый ими доход (часть вторая п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Положение № 1297).
Из изложенного следует, что доходом, облагаемым страховыми взносами в отношении указанной категории граждан, является доход, который причитается не собственнику имущества организации, а руководителю организации, который при этом является единственным ее собственником.
При издании собственником имущества распоряжения или иного документа о назначении себя руководителем организации он определяет, какую оплату (доход) он будет за это получать. Необходимо иметь в виду, что заключение трудового договора в данном случае недопустимо, поскольку работник и наниматель совпадают в одном лице.
Выплата дивидендов не связана с назначением собственника имущества организации ее руководителем. Иными словами, доход в виде дивидендов признается доходом собственника имущества организации, но не руководителя организации, являющегося единственным собственником ее имущества.
Справочно: дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения (ст. 35 НК).
Начисление страховых взносов необходимо производить только с того дохода, который собственник имущества организации определил себе за руководство деятельностью организации.
Ликвидация ЧУП и страховые взносы в Белгосстрах
8 (409). Частное унитарное предприятие находится в стадии ликвидации по решению собственника, который назначен ликвидатором предприятия. Лица, работающие по трудовым или гражданскоправовым договорам, на предприятии отсутствуют. Вознаграждение за осуществление ликвидации собственнику имущества не выплачивается.
Является ли застрахованным по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний руководитель организации – единственный собственник ее имущества, назначенный ее ликвидатором?
Является.
Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (часть седьмая п. 6 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 1; далее – Положение о ликвидации).
Таким образом, гражданин, являющийся ликвидатором унитарного предприятия, со дня назначения его таковым становится руководителем этого предприятия.
Если такой гражданин одновременно является единственным собственником имущества этого предприятия, то его жизнь и здоровье подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абз. 6 п. 272 Положения № 530).
Необходимо учитывать, что собственник имущества организации, ее руководитель не может быть назначен ликвидатором при наличии у ликвидируемого юридического лица |*| задолженности перед кредиторами (часть пятая п. 6 Положения о ликвидации).
* Алгоритм действий при ликвидации юридического лица по решению учредителей доступен всем на портале GB.BY
Объектом для начисления страховых взносов для застрахованных лиц, являющихся руководителями организаций – единственными собственниками их имущества, является определяемый ими доход (часть вторая п. 2 Положения № 1297).
Если такой доход отсутствует, то соответственно сумма начисленных страховых взносов равна нулю.
Борис Бондарик, начальник управления
страхования от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний БРУСП "Белгосстрах"