Изменение способа списания запасов
Производственная организация списывает запасы (материалы) на производство и в иных случаях.
Имеет ли она право в течение года произвольно менять способы списания запасов (материалов) в производство и при ином выбытии?
Такого права у организации нет.
Материалы |*| относятся к запасам (п. 3 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133; далее – Инструкция № 133).
* Информация о том, куда отнести расходы на хранение материалов, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
При отпуске запасов (кроме товаров, учитываемых по розничным ценам) в производство и ином выбытии их оценку осуществляют одним из следующих способов:
– по себестоимости каждой единицы;
– по средней себестоимости;
– по себестоимости первых по времени приобретения запасов (способ ФИФО).
Применять один из перечисленных способов по группе (виду) запасов надо в течение отчетного года, и это должно быть определено в учетной политике организации (п. 14 Инструкции № 133).
Таким образом, организации в учетной политике необходимо закрепить способ, который она будет применять в течение года по группе (виду) материалов при отпуске материалов.
Кроме того, организации следует учитывать, что изменения в учетную политику могут быть внесены в случае:
– изменения законодательства Республики Беларусь;
– изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;
– принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.
Изменения в учетную политику в случае изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации, вносятся с начала отчетного года (п. 7 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности").
Виталий Раковец, аудитор
ООО "АудитИнком"
Исправление ошибочных записей в ТТН-1
3 декабря 2015 г. осуществлена загрузка транспортного средства товарами для доставки покупателям. В накладной ТТН-1 сделана запись со ссылкой на путевой лист от 3 декабря. По техническим причинам доставка товара осуществлена 4 декабря. На эту дату был оформлен новый путевой лист.
Имеет ли право организация исправить накладную ТТН-1 в части номера путевого листа?
Имеет.
Действительно, в строке "К путевому листу №" товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 организация обязана указать номер путевого листа, к которому прикладывается накладная ТТН-1 (п. 16 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192; далее – Инструкция № 192).
Водитель, выполняющий внутриреспубликанские и международные автомобильные перевозки грузов, должен иметь в т.ч. путевой лист, а также товарно-транспортную накладную формы ТТН-1 |*| (п. 370 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970). В приведенной ситуации накладную ТТН-1 следует приложить к путевому листу, который был оформлен на фактическую перевозку груза, т.е. на 4 декабря.
* Информация о том, как создать и передать электронную накладную, доступна всем на портале GB.BY
Исправление ошибочных записей во всех экземплярах накладных ТТН-1 и ТН-2 производит организация, непосредственно допустившая ошибку, в соответствии с п. 10 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196.
Так, исправление ошибочных записей осуществляется методами, позволяющими установить дату, основание исправления и лицо, его осуществившее. Ошибочные записи исправляют путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм, текста и надписи над зачеркнутым исправленных текста и суммы таким образом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Одновременно лицом, осуществившим исправление, производится оговорка "Исправлено" с указанием даты, основания поправки, фамилии и инициалов лица, ее осуществившего.
В приведенной ситуации можно поступить и исходя из следующих положений.
В накладные ТТН-1 и ТН-2 и в приложения к ним допускается вносить дополнительную информацию, необходимую организациям (п. 9 Инструкции № 192). Место указания дополнительной информации организация определяет самостоятельно. При этом она не должна препятствовать прочтению иных записей. Для выписки накладных ТТН-1 и ТН-2 с применением персонального компьютера используются бланки строгой отчетности с указанными на них при изготовлении серии и номера (п. 7 Инструкции № 192). Все остальные реквизиты распечатываются при условии их соответствия реквизитам типового бланка. Наряду с реквизитами, заполненными с применением персонального компьютера, могут быть реквизиты, заполненные вручную.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации в накладной ТТН-1 в месте указания номера путевого листа около номера путевого листа от 3 декабря добавить уточняющую запись, например, "при погрузке", а также указать номер путевого листа от 4 декабря.
Владимир Сузанский,
редактор журнала, аудитор, директор
ООО "Грант Торнтон Консалт"
Курсовые разницы по процентам по валютным кредитам
В 2013 г. организация приобрела производственное оборудование, для расчета за которое был взят валютный кредит на 3 года. Оборудование было введено в эксплуатацию в мае 2014 г. На протяжении 2013–2014 гг. курсовые разницы по валютному кредиту относились на стоимость оборудования на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц". С 1 января 2015 г. названный Декрет утратил силу.
Имеет ли право организация в 2015 г. курсовые разницы, которые образовались по валютным кредитам, в т.ч. по процентам по валютным кредитам, относить на стоимость приобретенных основных средств?
Имеет.
Коммерческим организациям разрешено суммы разниц, образующихся с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г., при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости обязательств, возникающих при осуществлении вложений в объекты незавершенного строительства, основных средств, в официальную денежную единицу Республики Беларусь:
– до принятия этих объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств вправе относить на стоимость вложений в долгосрочные активы;
– после принятия их к бухгалтерскому учету в качестве основных средств – на стоимость вложений в долгосрочные активы в течение отчетного года с включением в первоначальную или переоцененную стоимость основных средств в конце отчетного года (п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.02.2015 № 103 "О пересчете стоимости активов и обязательств").
До 1 января 2017 г. организациям также предоставлено право проценты по кредиту (займу), направленному на погашение кредиторской задолженности перед поставщиком за приобретаемое основное средство, начисленные после принятия к бухгалтерскому учету основного средства, учитывать в течение отчетного года в составе вложений в долгосрочные активы и в конце года включать в первоначальную (переоцененную) стоимость основного средства, если такой порядок предусмотрен положением об учетной политике организации (п. 1 постановления Минфина Республики Беларусь от 11.03.2013 № 16 "О некоторых вопросах бухгалтерского учета"; далее – постановление № 16).
Таким образом, если организация согласно учетной политике включает проценты по займу, начисленные после ввода основного средства в эксплуатацию, в состав вложений в долгосрочные активы, то курсовые разницы |*|, возникающие по таким процентам, можно относить на стоимость вложений в долгосрочные активы.
* Информация о том, как следует отражать в учете курсовые разницы, образовавшиеся с 1 по 31 августа 2015 г., доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Если же организация, руководствуясь учетной политикой, включает проценты по займу, начисленные после ввода основного средства в эксплуатацию, в состав прочих расходов по финансовой деятельности, то курсовые разницы, возникающие по таким процентам, относятся также на прочие доходы и расходы по финансовой деятельности, и применить нормы постановления № 16 в этом случае нельзя.
Владимир Сузанский, редактор журнала,
аудитор, директор ООО "Грант
Торнтон Консалт"