НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (14). Для осуществления предпринимательской деятельности организация в 2009 г. использовала трактор МТЗ, газонокосилку, бензопилу.
Относится ли данное имущество к мобильным источникам выбросов для целей исчисления экологического налога?
В качестве ответа на заданный вопрос приведем выдержку из письма Минприроды РБ от 30.11.2009 № 12-24/5218-вн:
"…В соответствии с Законом Республики Беларусь "Об охране атмосферного воздуха" к мобильным источникам выбросов относятся транспортные средства и самоходные машины, оснащенные двигателями, эксплуатация которых влечет за собой выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Мобильные источники выбросов подразделяются на:
механические транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями);
железнодорожные транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями);
воздушные суда, морские суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река – море) плавания, маломерные суда;
самоходные машины.
В связи с изложенным <⋅⋅⋅> трактор МТЗ относится к мобильным источникам, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от которых облагаются налогом за использование природных ресурсов (экологическим налогом) в соответствии с Указом Президента РБ от 07.05.2007 № 215. Для остального перечисленного в запросе механизированного оборудования и инструмента согласно пунктам 10, 11 приложения 2 к постановлению Минприроды от 29.05.2009 № 31 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 8/21121) не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и соответственно не облагаются экологическим налогом".
2 (15). Резидент РБ ввозит из Польши и Голландии живые цветы, упакованные в пластмассовые контейнеры и картонные короба, которые являются многооборотной тарой. Сведения о массе тары указаны в сопроводительных отгрузочных документах поставщика.
Возникает ли у резидента РБ в данной ситуации объект обложения экологическим налогом?
Объемы производимой и (или) импортируемой пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также объемы импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона, облагаются экологическим налогом в соответствии со ст. 2 Закона РБ от 23.12.1991 № 1335-XII "О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)" (с изменениями и дополнениями; далее – Закон № 1335-XII).
Ставки налога за импорт тары, товаров, упакованных в тару, утверждены в приложении 6 к Указу Президента РБ от 07.05.2007 № 215
"О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 215) с учетом требований постановления МНС РБ от 31.05.2007 № 82 (с изменениями и дополнениями).
Исходя из изложенного при наличии сведений о массе каждого вида импортируемой тары (в т.ч. и возвратной) исчисление экологического налога производится по ставкам, установленным п. 2 приложения 6 к Указу № 215, т.е. в рублях за 1 т тары.
3 (16). На территории выставочного центра в г. Минске проводится ярмарка. На основании договора поручения организация "А" производит таможенное оформление выставочных образцов грузов нерезидентов.
Возникает ли в данной ситуации у организации "А", выполняющей услуги по договорам поручения на таможенное обслуживание, объект налогообложения в части объема импортируемой тары?
Налогом за использование природных ресурсов (экологическим налогом) облагаются объемы производимой и (или) импортируемой пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров. Данное правило определено ст. 2 Закона № 1335-XII.
При взимании налога по импортируемой таре моментом возникновения обязательства по его уплате является:
– дата выдачи таможенными органами свидетельства о помещении тары и товаров под таможенные режимы свободного обращения, свободной таможенной зоны, свободного склада, реимпорта, переработки на таможенной территории;
– либо дата принятия на учет указанных тары и товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится.
Приведенная норма установлена п. 10 Указа № 215.
В рассматриваемой ситуации организация "А" от имени и за счет нерезидента РБ совершает операции по таможенному оформлению имущества, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь с целью участия в выставках. В грузовой таможенной декларации получателем и декларантом заявлена позиция "Выставка"; в гр. 54 ГТД организация "А" указана как представитель декларанта.
Таким образом, у организации "А" не возникает объекта обложения экологическим налогом.
4 (17). При выполнении строительно-монтажных работ в декабре 2009 г. организация-подрядчик привлекла субподрядную организацию. По завершении субподрядных работ составлены справка о стоимости выполненных работ и акт выполненных работ, в которых указана общая стоимость выполненных работ, подлежащая оплате, в т.ч. НДС. Счета-фактуры по НДС формы СФ-1 субподрядной организацией не выставлены. В дальнейшем подрядчик сумму НДС, предъявленную субподрядной организацией в справке о стоимости выполненных работ и акте выполненных работ, перевыставил в своем счете-фактуре по НДС заказчику.
Является ли сумма НДС, выделенная заказчику подрядчиком в актах выполненных работ, излишне предъявленной в соответствии с п. 8 ст. 14 Закона РБ "О налоге на добавленную стоимость"?
Налоговая база при исчислении НДС при реализации подрядчиками строительных работ (включая проектные работы), выполненных с участием субподрядчиков, определяется подрядчиком как стоимость работ, выполненных собственными силами. Данная норма определена п. 23 ст. 7 Закона РБ от 19.12.1991 № 1319-XII "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями; далее – Закон об НДС).
При реализации подрядчиком строительных работ (включая проектные работы) заказчику выделяются суммы НДС, исчисленные субподрядчиками – плательщиками налога в Республике Беларусь, по работам, невключаемым у подрядчика в налоговую базу на основании п. 23 ст. 7 Закона об НДС, если субподрядчик указал эти суммы налога подрядчику в полученных в установленном законодательством порядке субподрядчиком первичных учетных документах.
Таким документом в 2009 г. являлся счет-фактура по НДС формы СФ-1.
Субподрядная организация суммы НДС подрядчику в первичных учетных документах, полученных в установленном законодательством порядке (счета-фактуры), не выставляла, поэтому у подрядчика отсутствовало право выделять данные суммы налога заказчику.
Суммы НДС, излишне предъявленные в первичных учетных документах продавцом покупателям товаров (работ, услуг), имущественных прав – плательщикам налога в Республике Беларусь, подлежат исчислению и уплате в бюджет этим продавцом, за исключением исправления излишне предъявленных сумм налога на основании актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем (п. 8 ст. 14 Закона об НДС).
Подрядчик в рассматриваемом случае выделял заказчику суммы НДС, указанные субподрядными организациями в актах выполненных работ, справках о стоимости выполненных работ, которые не являются первичными учетными документами, полученными в установленном законодательством порядке. Следовательно, на подрядчика возлагается обязанность по исчислению НДС в соответствии с п. 8 ст. 14 Закона об НДС.
Ирина Петрович, аудитор
5 (18). Резидент РБ в 2009 г. заключил договор с резидентом РФ на ремонт самолета.
Возможно ли в этой ситуации применение нулевой ставки НДС?
Ответ на данный вопрос содержится в письме МНС РБ от 18.12.2009 № 4-2-21/12434, выдержки из которого приведены ниже.
"…Поскольку договор на оказание услуг по ремонту транспортного средства заключен налогоплательщиком Республики Беларусь с налогоплательщиком Российской Федерации, то порядок взимания налога на добавленную стоимость определяется в соответствии с Протоколом между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, подписанным Сторонами 23.03.2007 (далее – Протокол).
Статьей 4 Протокола установлено, что реализация работ, услуг по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), ввезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны для ремонта (модернизации, переоборудования) с последующим вывозом отремонтированных (модернизированных, переоборудованных) транспортных средств (включая части транспортных средств) на территорию государства другой Стороны, облагается косвенными налогами в порядке, предусмотренном при экспорте товаров, в соответствии с разделом II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, то есть по данным оборотам применяется нулевая ставка НДС.
Документами, подтверждающими выполнение вышеназванных работ, согласно статье 6 Протокола являются:
копия договора (контракта), заключенного между налогоплательщиками государств Сторон;
копии документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг;
копии документов, подтверждающих вывоз (ввоз) произведенных товаров (транспортные, товаросопроводительные документы);
копии иных документов, предусмотренных законодательством государств Сторон.
Принимая во внимание специфику авиаперелетов, полагаем, что в пакете документов, представляемых плательщиком в обоснование применения нулевой ставки НДС, в качестве документов, подтверждающих вывоз (ввоз) транспортных средств, может быть представлено письмо РУП "Белаэронавигация" (одной из функций которого является регистрация взлетов и посадок бортов на территории Республики Беларусь), подтверждающее прилет самолетов на территорию Республики Беларусь из Российской Федерации и их вылет по окончании ремонта на территорию Российской Федерации..."
6 (19). Иностранная туристическая фирма (Кипр) для продвижения своего продукта организовала в ноябре 2009 г. на территории Республики Беларусь выставку, которая продолжалась 3 дня. На выставке была осуществлена презентация услуг этой фирмы. Кроме того, нерезидент приглашал принять участие в выставке и белорусские туристические фирмы. Белорусские организации, принявшие это предложение, вносили платежи за участие в выставке, которые были перечислены на счет иностранной фирмы.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
6.1. Нужно ли удерживать налог на доходы иностранной организации?
Иностранные организации, не осуществляющие деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство, получающие доход из источников в Республике Беларусь, уплачивают налог по другим доходам по ставке 15 % (ст. 10 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Закон по прибыли).
Под другими доходами для целей ст. 10 Закона по прибыли понимаются доходы по рекламе (за исключением выплачиваемых иностранным организациям доходов, связанных с участием белорусских организаций и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в выставках и ярмарках за рубежом).
Из вопроса следует, что выставка организована иностранной фирмой на территории Республики Беларусь. Поэтому норма, исключающая налогообложение доходов иностранной фирмы в связи с участием белорусских организаций в выставках и ярмарках, не распространяется на данный случай перечисления платежей иностранной фирме.
В ст. 11 Закона по прибыли установлены нормы по применению международных договоров об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и прибыль. То есть если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в этом Законе, то применяются правила международного договора.
По положениям ст. 5 и 7 Конвенции между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 20.05.1998 доходы кипрской компании в данном случае не будут рассматриваться как полученные через постоянное представительство в Республике Беларусь. Следовательно, они будут облагаться налогом на Кипре.
Для применения положений международных договоров Республики Беларусь иностранная организация представляет по форме и в порядке, установленных МНС РБ, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Республика Беларусь имеет международное соглашение по налоговым вопросам. Подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства (ст. 11 Закона по прибыли).
Таким образом, если у кипрской компании есть документ, подтверждающий ее резидентство, то можно получить освобождение от налогообложения в Республике Беларусь или осуществить возврат (зачет) налога.
6.2. В каком порядке производится удержание и перечисление налога?
Каждой белорусской организации, принимающей участие в выставке, при начислении дохода нерезиденту следовало удержать налог с доходов по ставке 15 % и перечислить его в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем начисления платежа, а налоговую декларацию сдать не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем начисления платежа.
Месяцем начисления платежа иностранной организации считается месяц, содержащий день начисления платежа (п. 4 ст. 10 Закона по прибыли). В рассматриваемой ситуации днем начисления платежа иностранной организации будет наиболее ранняя из следующих дат:
– дата отражения в бухгалтерском учете факта выполнения иностранной организацией работ, оказания услуг;
– дата отражения в бухгалтерском учете факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации (факта осуществления платежа).
Таким образом, если белорусские организации осуществляли иностранной фирме предоплату, то налог надо было удержать из сумм, начисленных (перечисленных) нерезиденту. Если предоплата была произведена в октябре 2009 г., то налоговую декларацию следовало сдать в налоговый орган не позднее 20 ноября и налог уплатить не позднее 23 ноября 2009 г. Если предоплата была произведена в ноябре 2009 г., то соответственно налоговую декларацию нужно было сдать не позднее 21 декабря и налог уплатить не позднее 22 декабря 2009 г. Для тех белорусских организаций, которые заключили договор с иностранной фирмой на условиях последующей оплаты, факт выполнения работ (оказания услуг) пришелся на ноябрь 2009 г., т.е. налоговую декларацию необходимо было сдать не позднее 21 декабря и налог уплатить не позднее 22 декабря 2009 г.
6.3. Подтверждение своего резидентства кипрская турфирма должна представить каждой организации, участвовавшей в выставке?
Для иностранной фирмы и ее налоговых агентов можно предложить следующую процедуру по освобождению, которая предусмотрена в п. 2 гл. 1 Инструкции о порядке применения международных договоров Республики Беларусь по налоговым вопросам, заполнения и представления налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2008 № 127 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ " – Инструкция № 127).
Если в течение финансового года начисление (выплата) дохода иностранной организации производится несколькими белорусскими организациями или индивидуальными предпринимателями и эта иностранная организация представила подтверждение постоянного местонахождения какой-то одной организации (или индивидуальному предпринимателю), то такая организация или такой индивидуальный предприниматель:
– осуществляет перевод представленного подтверждения на русский или белорусский язык;
– изготавливает по запросам других белорусских организаций или индивидуальных предпринимателей либо по поручению иностранной организации необходимое количество копий и представляет подлинный экземпляр и копии в налоговый орган по месту своей постановки на учет.
Налоговый орган заверяет экземпляры копий записью "Верно", подписью должностного лица налогового органа и гербовой печатью и возвращает их той белорусской организации (индивидуальному предпринимателю), которая представила подлинник. Сам подлинный экземпляр остается в налоговом органе, удостоверившем копии.
Заверенные таким образом копии подтверждения постоянного местонахождения с указанием налогового органа, в который представлен подлинник подтверждения, представляются другим белорусским организациям (индивидуальным предпринимателям), а те в свою очередь представляют их в свои налоговые органы для неудержания налога на доходы.
7 (20). В течение 2009 г. белорусская организация выплачивала иностранной компании (Австрия) доходы, которые согласно ст. 10 Закона по прибыли подлежали обложению налогом на доходы. Иностранная компания в январе 2009 г. представила в белорусский налоговый орган документ (справку), подтверждающий ее резидентство в Австрии, для целей применения международного соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Как стало известно, эта компания изменила свое наименование и юридический адрес в Австрии в июне 2009 г.
Можно ли было до конца 2009 г. применять справку в отношении доходов, выплачиваемых после июня 2009 г.?
К такого рода документальному подтверждению предъявляются определенные требования, указанные в нормативных правовых актах, касающихся вопросов налогового законодательства.
Для получения льгот (преференций) по международному соглашению в белорусский налоговый орган иностранной организацией (или ее налоговым агентом) должен быть своевременно представлен официальный документ, подтверждающий постоянное местонахождение получателя доходов в стране своего резидентства, с которой Республика Беларусь имеет соответствующий международный договор (далее – подтверждение). Подтверждение выдается в иностранном государстве и представляется в налоговый орган Беларуси.
Напомним, что порядок предоставления освобождения от налога на доходы изложен в Инструкции № 127.
В частности, основанием для освобождения от налога на доходы при начислении (выплате) дохода иностранной организации может являться справка, которая:
– составляется в произвольной форме;
– исходит от компетентного органа иностранного государства;
– подтверждает факт постоянного местонахождения иностранной организации в государстве, с которым Республика Беларусь имеет действующий международный договор об избежании двойного налогообложения (далее – справка).
В справке должны содержаться, в частности, следующие обязательные реквизиты:
– дата выдачи (или на какой период она действительна);
– полное наименование иностранной организации и ее юридический адрес;
– подтверждение того, что иностранная организация являлась (является) лицом с постоянным местонахождением в государстве (с указанием государства) для целей применения международного договора Республики Беларусь по налоговым вопросам (с указанием названия международного договора) в соответствующем периоде.
Как видим, в справке должна содержаться информация, позволяющая идентифицировать иностранную компанию. При смене наименования компании и ее юридического адреса не исключено, что компания подверглась в своем государстве какой-то реорганизации (т.е. перестала существовать в той организационно-правовой форме, в которой была создана).
Таким образом, реквизиты справки, выданной компетентным органом в январе 2009 г., фактически не соответствуют реквизитам реально существующей после июня 2009 г. компании, которой будут выплачиваться налогооблагаемые доходы.
В связи с этим справку о резидентстве, предъявленную в белорусский налоговый орган в январе 2009 г., можно применять только в отношении налогообложения доходов, полученных (начисленных) до даты перерегистрации компании в государстве своего резидентства (в Австрии). После даты перерегистрации иностранной компании следует облагать получаемые ею доходы по ставке, предусмотренной Законом по прибыли, либо представить новую справку о резидентстве, в которой будут указаны новые реквизиты компании.
Татьяна Филатова, экономист
8 (21). В статье "Оказывая помощь на развитие спорта, организации получают послабления по налогообложению", опубликованной в журнале "Главный Бухгалтер" № 42 за 2009 г., при расчете суммы безвозмездной помощи не учитывается часть прибыли государственного унитарного предприятия, подлежащая перечислению в бюджет. Вместе с тем для определения размера части прибыли согласно Указу Президента РБ от 26.12.2005 № 637 налогооблагаемая база уменьшается на суммы налога на недвижимость, налога на прибыль и транспортного сбора.
Правильно ли учитывать часть прибыли унитарного предприятия, подлежащую уплате в бюджет, при расчете суммы безвозмездной помощи?
В 2009 г. местные Советы депутатов имели право увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. Решения местных Советов об увеличении ставок налога на недвижимость не распространялись на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, получавших государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, субсидий и средств на финансирование капитальных вложений из республиканского бюджета (см. ст. 36 Закона РБ от 13.11.2008 № 450-З "О республиканском бюджете на 2009 год").
Для большинства юридических лиц г. Минска в 2009 г. были установлены повышающие коэффициенты к ставке налога на недвижимость в зависимости от экономико-планировочных зон: I зона – 2,0; II зона – 1,8; III зона – 1,6; IV–V зона – 1,4 (подп. 12.1 п. 12 решения Мингорсовета от 19.11.2008 № 181 "О бюджете города Минска на 2009 год" (далее – решение № 181)).
Вместе с тем для организаций, оказывающих безвозмездную (спонсорскую) помощь в установленном законодательством порядке представительству Национального олимпийского комитета Республики Беларусь (НОК) в г. Минске и организациям, указанным в приложении 10 к решению № 181, установлен коэффициент 1,0 (подп. 12.3 п. 12 решения № 181). Высвобожденные в результате этого средства, предназначенные для оказания безвозмездной (спонсорской) помощи, за вычетом налогов (сборов) в соответствии с законодательством РБ направляются на договорной основе представительству НОК в г. Минске и организациям, указанным в приложении 10 к решению № 181. Данные средства используются для укрепления материально-технической базы организаций физкультуры и спорта, строительства и ремонта спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений, проведения спортивных мероприятий, поддержки в области игровых видов спорта, подготовки спортсменов к Олимпийским играм, чемпионатам мира и Европы, оказания материальной помощи ведущим спортсменам и тренерам г. Минска, на развитие и пропаганду олимпийского движения в г. Минске, на проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы (подп. 12.3 п. 12 решения № 181).
Обратимся к Общей части Налогового кодекса РБ в редакции, действовавшей в 2009 г. (далее – НК). Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в т.ч. местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:
– налог на добавленную стоимость;
– акцизы;
– налог на прибыль;
– налоги на доходы;
– подоходный налог с физических лиц;
– экологический налог;
– налоги с пользователей природных ресурсов;
– налоги на имущество;
– земельный налог;
– дорожные налоги и сборы;
– таможенная пошлина и таможенные сборы;
– гербовый сбор;
– оффшорный сбор;
– консульский сбор;
– государственная пошлина;
– патентные пошлины.
К местным налогам и сборам относятся:
– налог с розничных продаж;
– налог за услуги;
– налог на рекламу;
– сборы с пользователей.
Приведенные нормы установлены в ст. 6, 8 и 9 НК.
Порядок исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и образования Государственного целевого бюджетного фонда национального развития установлен Указом Президента РБ от 28.12.2005 № 637.
Поскольку платеж, осуществляемый в рамках этого Указа, не является налогом или сбором, он не учитывается при определении суммы помощи.
Олег Бурдюк, аудитор
УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТА
9 (22). Организация оказывает услуги по междугородним перевозкам пассажиров в нерегулярном режиме (как однодневные, так и многодневные). На каждую поездку водителю выдается командировочное удостоверение и выплачиваются суточные.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
9.1. Можно ли установить надбавку водителю и не оформлять приказы на командировки?
Работникам, занятым в строительстве, электроэнергетике, нефтеперерабатывающей и лесной промышленности, связи, лесном и водном хозяйстве, на автомобильном, водном, железнодорожном транспорте, изыскательских, геолого-разведочных, топографо-геодезических и лесоустроительных работах, в научных экспедициях, а также транспортировкой нефти и газа, содержанием автомобильных дорог, выплачиваются надбавки за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие) (ст. 99 Трудового кодекса РБ).
Условия, порядок и размеры выплаты указанных надбавок определяются Положением об условиях, порядке и размерах выплаты надбавок за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие), утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 26.05.2000 № 763 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение № 763).
В приложении к Положению № 763 приведен перечень видов экономической деятельности организаций, при осуществлении которых работникам могут устанавливаться надбавки за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие).
В данный перечень включен вид деятельности под шифром 60 "Деятельность сухопутного транспорта".
Виды экономической деятельности и их характеристики приведены в Общегосударственном классификаторе ОКРБ 005-2006, утвержденном постановлением Госкомстандарта РБ от 28.12.2006 № 65.
Названным классификатором определено следующее. В разд. 60 "Деятельность сухопутного транспорта" входит подкласс 60230 "Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию". Этот подкласс включает, в частности, деятельность прочего пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию: чартерные перевозки, предоставление услуг по перевозке с экскурсионными и прочими целями.
Перечни профессий и должностей работников, которым устанавливаются указанные надбавки, а также порядок и условия выплаты этих надбавок определяются нанимателем (п. 1-1 Положения № 673).
Таким образом, организация вправе самостоятельно решить, оформлять ли поездки водителя как командировки либо установить ему соответствующую надбавку.
9.2. В каком размере устанавливаются надбавки?
За постоянную работу в пути устанавливается надбавка за работу, которая производится по специальным графикам, предусматривающим в т.ч. время отдыха в пути следования (поездки) (п. 4 Положения № 763).
Размер надбавок установлен п. 7 Положения № 763. Надбавки за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) к заработной плате работников устанавливаются в следующих размерах:
– 40 % от нормы суточных, установленных нормативными правовыми актами о возмещении расходов при служебных командировках, с учетом фактического времени пребывания на территории Республики Беларусь, иностранных государств – если работник не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту жительства;
– 50 % от нормы суточных при однодневных служебных командировках – если работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту жительства.
Время пребывания на территории иностранных государств определяется по отметкам пограничных служб в маршрутных листах о времени пересечения границы, а при их отсутствии – по отметкам о времени отправления (прибытия) с (на) пограничной(ую) станции(ю).
Расходы на выплату указанных надбавок производятся за счет средств заказчика. При отсутствии заказчика эти расходы включаются в затраты по производству продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении.
Непосредственно постановлением № 763 (п. 1) организациям предоставлено право устанавливать при необходимости работникам ежедневные надбавки к заработной плате за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций:
– до размера нормы суточных при производстве работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне места жительства;
– до размера нормы суточных при однодневных командировках, если работа носит разъездной характер или протекает в пути и если работник может ежедневно возвращаться к своему месту жительства.
10 (23). Работник организации увольняется по соглашению сторон. Ему необходимо выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск. Работнику предоставлялся один дополнительный день отпуска в соответствии с Декретом Президента РБ от 26.07.1 999 № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины" (далее – Декрет № 29).
Необходимо ли при расчете компенсации за неиспользованный отпуск учитывать день отпуска, предоставляемый по Декрету № 29?
Работникам предоставляются трудовые отпуска, которые включают в себя:
– основной отпуск;
– дополнительные отпуска.
Такая норма установлена в ст. 150 Трудового кодекса РБ.
Отпуск, предоставляемый на основании подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29, является дополнительным отпуском с сохранением заработной платы.
При увольнении независимо от его основания работнику, который не использовал или использовал не полностью трудовой отпуск, выплачивается денежная компенсация (ст. 179 Трудового кодекса РБ).
Денежная компенсация за полный трудовой отпуск выплачивается, если ко дню увольнения работник проработал весь рабочий год (12 месяцев минус суммарная продолжительность трудового отпуска, на которую работник имеет право).
Если ко дню увольнения работник проработал часть рабочего года, денежная компенсация выплачивается пропорционально отработанному времени.
Таким образом, денежную компенсацию необходимо рассчитывать в т.ч. и за день отпуска, предоставляемый по Декрету № 29, т.е. исходя из продолжительности отпуска 25 дней.
Валентина Прохожая, экономист
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
11 (24). Одновременно с заключением экспортного внешнеторгового договора с нерезидентом резидент заключил со страховой организацией договор страхования предпринимательского риска.
Является ли поступление денежных средств от страховой организации при наступлении страхового случая фактом завершения внешнеторговой операции в соответствии с валютным законодательством РБ?
Как установлено подп. 1.7 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178), внешнеторговая операция при экспорте может быть завершена путем получения страхового возмещения по договору страхования экспортного риска, заключенному между экспортером (банком) и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией.
Вместе с тем следует обратить внимание на понятие экспортного риска, которое приведено в Указе № 178. Данное понятие упоминается в Указе Президента РБ от 25.08.2006 № 534 "О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)". Этим законодательным актом утверждено Положение о страховании экспортных рисков с поддержкой государства, а также установлено, что исключительное право на проведение страхования экспортных рисков с поддержкой государства принадлежит Республике Беларусь и осуществляется от ее имени Белорусским республиканским унитарным предприятием экспортно-импортного страхования "Белэксимгарант".
В названном Положении изложен порядок страхования экспортных рисков, выплата страхового возмещения по которому осуществляется с привлечением при необходимости средств, предусмотренных в республиканском бюджете на такие цели. При этом используются следующие понятия рисков:
– "экспортные риски" – страховые риски, включающие в себя политические и коммерческие риски;
– "политические риски" – страховые риски, связанные с неблагоприятным изменением политической и макроэкономической ситуации в стране местонахождения контрагента страхователя, полностью или частично препятствующие выполнению принятых данным контрагентом денежных обязательств по контракту;
– "коммерческие риски" – страховые риски, непосредственно связанные с финансово-экономическим состоянием контрагента страхователя и выраженные в его неплатежеспособности и невозможности выполнения им принятых по контракту денежных обязательств.
В ст. 822 Гражданского кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК) определено, что предпринимательский риск – это риск, возникающий при осуществлении страхователем предпринимательской деятельности.
В нашей ситуации возникает вопрос: можно ли провести аналогию между понятием коммерческого риска как составной части экспортного риска и понятием предпринимательского риска?
Исходя из определения, приведенного в Гражданском кодексе, предпринимательский риск – более обобщенное и широкое понятие, которое может включать в себя и коммерческий риск. Таким образом, завершение внешнеторговой операции в соответствии с выполнением страховщиком своих обязательств по договору страхования предпринимательского риска не противоречит требованиям Указа № 178.
Что касается Белорусского республиканского унитарного предприятия экспортно-импортного страхования "Белэксимгарант", которое обладает эксклюзивным правом страхования экспорта с поддержкой государства, то Указом № 178 не установлено требование к экспортерам по страхованию экспортных рисков только с поддержкой государства. Тем более что договор экспортного риска по Указу № 178 может быть заключен и между нерезидентом и страховой организацией.
Валерий Шулековский, начальник управления мониторинга
внешнеэкономической деятельности Нацбанка РБ
ВОПРОСЫ ПРАВА
12 (25). Организация сдает в аренду помещение фирме "А". В ноябре 2008 г. закончился срок действия договора. Фирма "А" письменно попросила продлить договор аренды на новый срок. Договор аренды прошел согласование в вышестоящем органе и при получении согласования был заключен со дня его подписания, например с 1 мая 2009 г., но условия договора распространяются на отношения сторон с 1 декабря 2008 г.
Имела ли право организация выставить счета за аренду помещения в мае 2009 г. за период декабрь 2008 г. – апрель 2009 г.? Какой документ является основанием для выставления арендной платы для бухгалтера: акт приема-передачи или договор?
Договор аренды заключается на срок, определенный договором (п. 1 ст. 581 ГК).
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (часть первая ст. 593 ГК). Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (п. 2 ст. 592 ГК).
В рассматриваемой ситуации арендатор просил продлить договор аренды и продолжил пользоваться помещением после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, который получал согласование на продление договора в вышестоящем органе. Следовательно, на основании п. 2 ст. 592 ГК договор аренды с 1 декабря 2008 г. считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В данном случае бухгалтер должен был выставлять счета за аренду на прежних договорных условиях с 1 декабря 2008 г. на основании возобновленного договора.
Передача здания или сооружения (а также его части) арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, который подписывается сторонами. При прекращении договора аренды здания или сооружения арендованное здание или сооружение должно быть возвращено арендодателю с соблюдением вышеуказанных правил (ст. 621, 626 ГК).
В связи с тем что с 1 декабря 2008 г. договор фактически не прекращен и фирма "А" продолжала пользоваться помещением, акт приема-передачи помещения от арендатора к арендодателю не составлялся, передача помещения не производилась. Соответственно 1 мая 2009 г. акт приема-передачи этого же помещения от арендодателя к арендатору не должен был составляться, так как помещение уже было у арендатора. Следовательно, акт приема-передачи от 01.05.2009 не может рассматриваться бухгалтером арендодателя ни как основание для выставления арендной платы, ни как документ, с даты которого выставляются счета за аренду помещения.
Договор вступает в силу с момента его заключения (п. 1 ст. 395 ГК). Однако если в договоре содержится положение о том, что действие этого договора распространяется на ранее возникшие правоотношения, то условия договора будут применяться и к отношениям, возникшим до его заключения (п. 2 ст. 395 ГК). Если счета за аренду за декабрь 2008 г. – апрель 2009 г. арендатору не выставлялись и арендные платежи не уплачивались, бухгалтерия арендодателя обязана выставить счета за эти месяцы в мае. Основанием для выставления арендной платы будет новый договор от 01.05.2009, содержащий положение о том, что его условия распространяются на отношения сторон по аренде помещения с 1 декабря 2008 г. Таким образом, в мае бухгалтер должен выставить счета с 1 декабря 2008 г. на основании договора от 01.05.2009. Если же арендные платежи уплачивались на прежних условиях, а в договоре от 01.05.2009 стороны пересмотрели размер арендных платежей, то по условиям нового договора (о размере арендной платы и о распространении договора на отношения сторон с 1 декабря 2008 г.) с мая 2009 г. у арендатора возникла обязанность по оплате арендных платежей в другом размере за декабрь 2008 г. – апрель 2009 г. В данной ситуации бухгалтерия в связи с изменением суммы арендных платежей должна выставить арендатору перерасчет суммы арендной платы.
Мария Грушник, юрист