НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (102). В конце декабря 2011 г. на складе предприятия проведена инвентаризация. По ее результатам выявлена недостача, которая отражена в акте инвентаризации. Акт составлен в январе 2012 г.
В каком месяце следует отразить в бухгалтерском учете списание недостающих товаров и нужно ли начислять НДС?
НДС начислять не надо.
Согласно порядку исчисления НДС, действовавшему в 2011 г., объектом обложения НДС признавались обороты по прочему выбытию товаров. К такому выбытию относилось любое их выбытие, за исключением продажи, обмена и безвозмездной передачи (подп. 1.1.7 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК). При прочем выбытии товаров налоговая база определялась исходя из цены их приобретения (ст. 97 НК).
Моментом фактической реализации при прочем выбытии товаров признавался день составления сличительной ведомости или иного документа, подтверждающего их прочее выбытие. Таким образом, поскольку в декабре 2011 г. отсутствовал документ, подтверждающий выбытие товаров (акт инвентаризации), момент фактической реализации в этом месяце отсутствовал. Также отсутствовал документ, на основании которого в бухгалтерском учете следует отразить выбытие (списание) недостающих товаров. Напомним, что факт совершения хозяйственной операции должен быть подтвержден первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляют ответственный исполнитель совместно с другими участниками операции (ст. 9 Закона РБ"О бухгалтерском учете и отчетности"). Таким документом является акт инвентаризации, составленный и подписанный членами инвентаризационной комиссии.
Акт инвентаризации составлен в январе 2012 г. С 1 января 2012 г. НК действует в новой редакции, согласно которой прочее выбытие не признают объектом обложения НДС.
2 (103). Белорусская организация в январе 2012 г. заключила договор с иностранной организацией на проведение технических испытаний оборудования с последующим анализом результатов этих испытаний. Иностранная организация не осуществляет деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Следует ли исчислять НДС при приобретении этих услуг?
Следует.
Услуги по техническим испытаниям и анализу их результатов являются инжиниринговыми услугами и для целей налогообложения местом их реализации признают территорию Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) услуг осуществляет деятельность на ее территории (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК). При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в белорусских налоговых органах организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (п. 1 ст. 92 НК).
Таким образом, при приобретении услуг по проведению технических испытаний оборудования с последующим анализом результатов этих испытаний следует исчислить НДС. При этом налоговую базу необходимо определять как стоимость этих услуг (п. 12 ст. 98 НК).
3 (104). По результатам налоговой проверки, проведенной в январе 2012 г., установлено, что организацией не в полном размере начислен НДС за март 2009 г. С января 2010 г. по этому налогу у организации числилась переплата, которая больше суммы доначисленного проверкой НДС. В декабре 2010 г. переплата была зачтена в счет уплаты налога на прибыль.
Будет ли данная переплата учтена при расчете пени? Если да, то какой порядок расчета пени будут применять проверяющие: действовавший в 2009 г. или в 2012 г.?
Будет. Применят порядок 2012 г.
При расчете пени контролирующие органы должны учитывать имеющиеся в бюджете переплаты по соответствующим налогам. Расчет пени по результатам проверки 2012 г. следует производить в порядке, установленном с 1 января 2012 г.
Так, пенями признают денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством. Пени начисляют за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога (ст. 52 НК).
При этом, если по результатам проверки сумма налога подлежит доплате, а ранее уплаченная сумма этого налога превышает сумму, исчисленную в ранее представленной налоговой декларации (расчете), и сумма такого превышения была зачтена в счет предстоящих платежей по налогам, сборам (пошлинам), пеням или возвращена плательщику (иному обязанному лицу), на суммы налогов в размере этого превышения пени начисляются со дня, следующего за днем проведения такого зачета (возврата).
Таким образом, по результатам проверки пени будут начислены начиная с 23 апреля 2009 г. до дня образования переплаты по НДС в январе 2010 г., а также со дня, следующего за днем проведения зачета имевшейся в бюджете переплаты по НДС в счет уплаты налога на прибыль в декабре 2010 г., за весь период до дня уплаты доначисленной суммы НДС (включая день уплаты).
В течение этого периода пени рассчитывают в соответствии с порядком, определенным НК (в ред. 2012 г.), поскольку правоотношения в части уплаты налога возникли в 2012 г. Расчет пени будут производить за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.
Наталья Рощина, экономист
4 (105). Работник, не имеющий места основной работы, в феврале 2012 г. работал по договорам подряда в 2 организациях: с 1 по 10 февраля – в организации "А", с 13 по 29 февраля – в организации "Б".
В каком порядке работнику предоставят стандартный налоговый вычет?
В одной из организаций по его выбору либо в налоговом органе.
При получении доходов в случае, когда работник не имеет места основной работы, стандартные налоговые вычеты предоставляет по выбору плательщика только 1 налоговый агент либо налоговый орган (п. 3 ст. 164 НК).
Поэтому работник должен сам выбрать, в какой из организаций ему предоставят стандартный налоговый вычет. Указанный вычет предоставят плательщику по его письменному заявлению при предъявлении трудовой книжки, а при отсутствии трудовой книжки – по письменному заявлению плательщика с указанием причины ее отсутствия (п. 3 ст. 164 НК).
Справочно: в 2012 г. сумма вычета составляет 440 000 руб. в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 2 680 000 руб. в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК).
Николай Савельев, экономист
ПЕРЕОЦЕНКА-2012
5 (106). Организация проводит переоценку объекта основных средств индексным методом. Нормативный срок службы указанного объекта, установленный законодательством, – 10 лет. Фактический срок эксплуатации на 1 января 2012 г. составил 3 года. При постановке объекта на учет организация установила срок его полезного использования, равный 5 годам (0,5 от нормативного срока).
Имеет ли право организация при проведении переоценки по состоянию на 1 января 2012 г. воспользоваться п. 261 Инструкции о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектови неустановленного оборудования, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 05.11.2010 № 162/131/37 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция по переоценке) и применить понижающий коэффициент 0,7 к результатам переоценки?
Не имеет.
Пунктом 261 Инструкции о переоценке с 1 января 2012 г. предусмотрена возможность корректировки результатов переоценки, проведенной индексным методом, с применением поправочного (понижающего) коэффициента от 0,7 до 1 при условии, что срок фактической эксплуатации основных средств на дату переоценки превысил 50 % от нормативного срока службы, установленного в соответствии с законодательством.
При этом данное правило распространяется на основные средства, не относящиеся к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам.
На основании изложенного при определении возможности применения поправочного коэффициента к результатам переоценки для каждого конкретного объекта организации следует учитывать только нормативный срок службы, установленный в соответствии с законодательством, а не срок полезного использования, определенный по решению организации в диапазоне от нормативного срока.
Таким образом, организация не вправе применить понижающий коэффициент к результатам переоценки, так как фактический срок эксплуатации объекта (3 года) еще не достиг 50 % от нормативного – 5 лет (10 лет / 2). Применить поправочный коэффициент было бы возможным, если бы срок фактической эксплуатации объекта составил 5 лет и более.
6 (107). Организация по некоторым объектам основных средств установила нормативный срок их службы не на основании Временного классификатора*, а на основании данных технической документации завода-изготовителя. Срок фактической эксплуатации по этим объектам превысил 50 % от указанного нормативного срока.
__________________________
* Временный республиканский классификатор амортизируемых основных средств и нормативные сроки их службы, утвержденные постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186.
Вправе ли организация воспользоваться нормами п. 261 Инструкции по переоценке?
Вправе.
Норма п. 261 Инструкции по переоценке приведена в ответе на предыдущий вопрос.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок начисления амортизации, в т.ч. подходы к установлению нормативных сроков службы, является Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).
В п. 17 Инструкции № 37/18/6 предусмотрены варианты определения нормативного срока службы:
1) в соответствии со значениями, приведенными в классификации амортизируемых основных средств;
2) по сроку эксплуатации, указанному в технической документации организации-изготовителя, – при расхождении срока эксплуатации объекта основных средств, устанавливаемого организацией-изготовителем в технической документации, и значения нормативного срока службы, указанного в классификации амортизируемых основных средств на срок, равный 1 году и более чем на 1 год;
3) согласно решению комиссии организации на основании технической документации организаций-изготовителей, а при ее отсутствии – путем оценки комиссией технического состояния объектов – по объектам основных средств, не включенным в классификацию амортизируемых основных средств.
Таким образом, если срок фактической эксплуатации превышает 50 % от нормативного срока службы объекта основных средств, установленного одним из указанных способов, предусмотренных законодательством, организация вправе применить понижающий коэффициент от 0,7 до 1 к восстановительной стоимости по результатам переоценки, проведенной индексным методом.
Ирина Толкун, консультант управления финансовой политики Минэкономики РБ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
7 (108). Организация планирует осуществлять деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси. Получена лицензия на этот вид деятельности.
Надо ли на автомобили-такси устанавливать кассовые суммирующие аппараты?
Надо.
Организации при выполнении автомобильной перевозки пассажиров должны, в частности, использовать в случаях, предусмотренных Законом РБ от 14.08.2007 № 278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" или иными актами законодательства, кассовый суммирующий аппарат, таксометр, тахограф (ст. 32 данного Закона).
Данное требование содержат:
– Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 972 "О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров" (далее – Правила).
Так, в качестве автомобилей-такси для выполнения перевозок пассажиров должны применяться легковые автомобили, имеющие в т.ч. таксометр (п. 15 Правил).
Транспортные средства, в которых производится оплата пассажирами проезда наличными денежными средствами (кроме случаев разрешенной продажи бланочных билетов), должны быть оснащены кассовыми суммирующими аппаратами транспорта или таксометрами, включенными в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем и зарегистрированными в установленном порядке в соответствующем налоговом органе (п. 18 Правил);
– п. 3 Положения № 924/16.
Юридические лица при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг должны принимать наличные денежные средства с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.
Под кассовым оборудованием следует понимать, в частности, кассовый суммирующий аппарат, в т.ч. совмещенный с таксометром, используемый для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при оказании услуг (абз. 4 п. 2 Положения № 924/16).
Таким образом, при оказании услуг по перевозке пассажиров автомобилями-такси организация обязана проводить суммы принятых наличных денежных средств через кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, и в подтверждение сумм принятых наличных денежных средств выдавать потребителю платежный документ, сформированный этим кассовым оборудованием.
Наталья Рощина, экономист
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ
8 (109). Управление физической культуры, спорта и туризма Минского областного исполнительного комитета направляет спортивную делегацию от Минской области в составе спортсменов (тренеров и спортсменов-инструкторов) в г. Белфаст (Северная Ирландия) для участия в спортивном мероприятии.
Правильно ли будет применить к данной стране нормы возмещения командировочных расходов по найму жилого помещения, за проживание вне места постоянного жительства (суточных), установленные для Великобритании, а не для Ирландии?
Правильно.
Порядок и условия направления Минспорта, иными государственными органами в соответствии с их компетенцией, уполномоченными ими организациями, иными организациями физической культуры и спорта (далее – направляющая организация) спортивных делегаций за пределы Республики Беларусь для участия в международных спортивных мероприятиях за границей (далее – спортивные мероприятия) за счет средств (полностью или частично) республиканского или местного бюджета, средств государственной поддержки, предоставляемой направляющим организациям в соответствии с решениями Президента, установлены п. 1 Положения о порядке направления спортивных делегаций Республики Беларусь за границу для участия в международных спортивных мероприятиях (утверждено постановлением Совета Министров РБ от 08.06.2009 № 754 (далее – Положение № 754)).
К спортивным мероприятиям, проводимым за пределами Республики Беларусь, относятся проходящие вне территории Республики Беларусь спортивные соревнования и подготовка к ним, в т.ч. учебно-тренировочные сборы, конференции, конгрессы, совещания, семинары (п. 2 Положения № 754).
В состав спортивных делегаций включают спортсменов, тренеров, судей по спорту, представителей средств массовой информации, других лиц, в т.ч. не состоящих в штате направляющей организации, но имеющих непосредственное отношение к подготовке и обслуживанию спортсменов (команд спортсменов) (п. 4 Положения № 754).
Компенсация затрат при направлении спортивных делегаций Республики Беларусь для участия в спортивном мероприятии осуществляется в соответствии с законодательством о гарантиях и компенсациях при командировках работников за границу с учетом особенностей, установленных Положением (п. 13 Положения № 754).
За работниками, направленными в служебную командировку, сохраняют место работы (должность) и заработную плату в течение всего срока служебной командировки, но не ниже среднего заработка (ст. 95 Трудового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос –ответ" – ТК).
При служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику следующие расходы:
1) по проезду к месту служебной командировки и обратно;
2) по найму жилого помещения;
3) за проживание вне места постоянного жительства (суточные);
4) иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы.
Порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках определяет Правительство или уполномоченный им орган.
Предусмотренные в коллективном договоре, соглашении размеры возмещения расходов не могут быть ниже размеров, установленных для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.
Возмещение работнику командировочных расходов, в т.ч. расходов по найму жилого помещения и проживанию вне места жительства (суточных) за время пребывания командированного работника за границей, производят на основании приказа и задания нанимателя в иностранной валюте по нормам, установленным для государства, в которое направлен работник в командировку (гл. 1 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 115).
Справочно: дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии установлены 27 января 1992 г.
Великобритания (русское название от англ. Great Britain; полное название – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, англ. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, по-английски обычно сокращается до "United Kingdom" – "Соединенное Королевство") – островное государство в Западной Европе. Оно состоит из 4 "исторических провинций": Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия.
Форма административно-территориального устройства – унитарное государство.
В унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. Поэтому порядок и условия направления спортивных делегаций Республики Беларусь, включая компенсацию произведенных ими затрат, для участия в спортивных мероприятиях в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии одинаковы.
При служебных командировках в Великобританию нормы возмещения расходов следующие: за проживание вне места жительства (суточные) – 35 фунтов стерлингов для работников, направляемых в краткосрочные командировки; по найму жилого помещения в сутки – 90 евро (постановление Минфина РБ от 30.01.2001 № 7 "Об установлении норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу").
Таким образом, в случае направления Управлением физической культуры, спорта и туризма Минского областного исполнительного комитета спортивной делегации от Минской области в составе спортсменов(тренеров и спортсменов-инструкторов) в г. Белфаст (Северная Ирландия) для участия в спортивном мероприятии, возмещение им командировочных расходов (по найму жилого помещения, суточных) производите по нормам, установленным для Великобритании.
9 (110). По приказу и заданию нанимателя (г. Гродно) водитель командирован по маршруту Республика Беларусь – Германия – Нидерланды – Российская Федерация – Республика Беларусь с 10 по 24 апреля 2012 г.:
– 9 апреля – выезжает из Республики Беларусь и пересекает Государственную границу Республики Беларусь;
– 14 апреля – прибывает в Германию, выгружает груз № 1;
– 15 апреля – выезжает из Германии в Нидерланды, загружает груз № 2;
– 16 апреля – выезжает из Нидерландов в Российскую Федерацию;
– 20 апреля – прибывает в Российскую Федерацию;
– 21 апреля – выгружает груз № 2 в Российской Федерации и возвращается в Республику Беларусь.
С какого момента и в какой сумме необходимо производить возмещение расходов по найму жилого помещения без представления подтверждающих документов (5 % от установленной законодательством нормы) водителю, осуществляющему международные перевозки грузов, в данной ситуации?
Возмещение командированному водителю расходов по найму жилого помещения без представления подтверждающих документов производите:
– с 10 по 14 апреля – в размере 5 % от нормы расходов по найму жилого помещения, установленных для Германии, – 5 евро (100 евро × 5 / 100);
– за 15 апреля – в размере 5 % от нормы расходов по найму жилого помещения, предусмотренных для Нидерландов, – 5 евро (100 евро × 5 / 100);
– с 16 по 21 апреля – в размере 5 % от нормы расходов по найму жилого помещения, установленных для Российской Федерации, – 6 долл. США (120 долл. × 5 / 100).
При командировании работников за границу оплату расходов по найму жилого помещения (исключая время нахождения в пути) при отсутствии подтверждающих документов следует осуществлять в размере 5 % от нормы расходов по найму жилого помещения (п. 16 Инструкции № 115).
Работникам коммерческих организаций оплата расходов по найму жилого помещения при отсутствии подтверждающих документов может быть осуществлена в размере, не превышающем 20 % от нормы расходов по найму жилого помещения. Конкретный размер оплаты расходов по найму жилого помещения устанавливает наниматель.
Водителям, осуществляющим международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров, и лицам, командированным вместе с ними, нужно учитывать время нахождения в пути следования.
10 (111). Бюджетная организация г. Витебска направляла двух сотрудников в служебные командировки в г. Минск. Согласно приказам нанимателя сроки командировок сотрудников следующие:
– Иванова И.И. – с 15 по 16 марта 2012 г.;
– Петрова П.П. – с 26 по 28 марта 2012 г.
Сотрудник Иванов И.И. без согласования с нанимателем прибыл из командировки не 16 марта, а 17 марта (суббота).
Сотрудник Петров П.П., не согласовав с нанимателем, убыл в командировку не 26 марта, а 25 марта (воскресенье).
Следует ли оплачивать командированным сотрудникам суточные за выходные дни и стоимость проезда?
Как в данной ситуации правильно написать приказы на командировки сотрудников в г. Минск? Необходимо ли издавать дополнительный приказ, чтобы отрегулировать даты нахождения сотрудников в командировке?
Какие отметки о выбытии (прибытии) из командировки должны стоять в командировочном удостоверении и журнале учета работников, выбывающих в командировки: согласно приказу или согласно проездным билетам, т.е. по фактическому прибытию?
Направление работников в служебную командировку следует оформлять приказом (распоряжением) нанимателя с выдачей командировочного удостоверения установленной формы (ст. 93 ТК и п. 8 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.04.2000 № 35 (далее – Инструкция № 35)).
Приказ издает наниматель до начала командировки с указанием срока, на который работник направлен в место командирования для выполнения служебного задания с учетом времени его нахождения в пути.
В командировочном удостоверении и журнале учета работников, выбывающих в командировки, должны быть указаны даты выбытия (прибытия) работника в командировку, определенные приказом нанимателя.
В случае использования командированным работником своих выходных дней в месте командировки до начала или после ее окончания оплату проезда работнику производят на общих основаниях, а суточные и расходы по найму жилого помещения за эти дни не возмещают (п. 8 Инструкции № 35).
За работниками, направленными в служебную командировку, сохраняют заработную плату в течение всего срока служебной командировки, но не ниже среднего заработка (ст. 95 ТК).
Средний заработок следует сохранять командированному работнику за рабочие дни, приходящиеся на время командировки, по графику работы постоянного места работы (гл. 3 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда РБ от10.04.2000 № 47).
Право на выходные дни имеют все работники (ст. 137 ТК). Выходные дни работник может использовать по своему усмотрению. Работник, находящийся в служебной командировке, пользуется выходными днями в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), установленными у нанимателя, к которому он направлен. Если работник специально командирован для выполнения работы в свой выходной день или обязывается нанимателем в этот день выехать в служебную командировку, то по возвращениииз служебной командировки ему предоставляют другой день отдыха.
Таким образом, в случае если работник по своей инициативе использовал в месте командирования свои выходные дни до начала или после окончания срока командировки, установленного в приказе нанимателя, то издавать дополнительный приказ основанийнет. При этом оплату проезда ему производят по общим правилам.
11 (112). Работник государственной организации (г. Толочин) в связи с производственной необходимостью часто выезжает в служебные командировки, в т.ч. за границу, по одному и тому же маршруту (как правило, на 3 дня: 2 дня – г. Могилев и 1 день – г. Брянск).
Работник направлен в служебную командировку в г. Могилев и г. Брянск (Российская Федерация) с 5 по 7 марта 2012 г. В задании на командировку указано: 5–6 марта 2012 г. – г. Могилев, 7 марта 2012 г. – г. Брянск.
Организация производит возмещение суточных работнику следующим образом: за 5–6 марта 2012 г. – 88 000 руб. (44 000 руб. × 2 дня), за 7 марта 2012 г. – 15 долл. США, поскольку работник в этот день рано утром выезжает из Республики Беларусь в г. Брянск и поздно вечером возвращается обратно к постоянному месту работы (г. Толочин).
Правильно ли организация возмещает суточные работнику?
Неправильно.
Наниматель обязан возместить командированному работнику расходы за проживание вне места постоянного жительства (суточные) для покрытия дополнительных личных расходов в месте служебной командировки в размерах, устанавливаемых Минфином (п. 8 Инструкции № 115).
Возмещение суточных за время пребывания командированного работника за границей производится в иностранной валюте с включением дня отъезда из Республики Беларусь и дня прибытия в Республику Беларусь по нормам, установленным для государства, в которое работник направлен в командировку (п. 22 Инструкции № 115).
За время следования по территории Республики Беларусь до дня отъезда из Республики Беларусь либо после дня прибытия в Республику Беларусь суточные за этот период выплачивают в белорусских рублях по нормам, определенным белорусским законодательством по оплате служебных командировок в пределах Республики Беларусь.
Для работников, направленных в командировку на легковом автомобиле, а также для водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров, и лиц, командированных вместе с ними, днем отъезда (выбытия) из Республики Беларусь и днем прибытия в Республику Беларусь считают дни пересечения Государственной границы Республики Беларусь.
При выезде в служебную командировку за границу и возвращении обратно в тот же день работнику надо выплачивать суточные в иностранной валюте в размере 50 % от нормы, установленной для государства, в которое направлен работник в командировку (п. 24 Инструкции № 115).
Однако данный порядок возмещения суточных (в размере 50 % от определенной законодательством нормы) установлен только для однодневных командировок и его не следует применять при многодневных командировках за границу.
Белорусским законодательством не предусмотрено возмещение суточных дважды за один и тот же день (сутки), в т.ч. одновременно в белорусских рублях и иностранной валюте.
Справочно: постановлением Минфина РБ от 21.10.2011 № 107 "Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках" и постановлением Минфина РБ от 30.01.2001 № 7 "Об установлении норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу" предусмотрены следующие размеры возмещения суточных при служебных командировках: в пределах Республики Беларусь – 44 000 руб. за каждый день командировки (кроме однодневных); в Российскую Федерацию – 30 долл. США.
Таким образом, возмещение суточных работнику необходимо было произвести:
– за 5–6 марта 2012 г. – в белорусских рублях по норме, установленной Минфином для оплаты служебных командировок в пределах Республики Беларусь, – 88 000 руб. (44 000 руб. × 2 суток);
– за 7 марта 2012 г. – в иностранной валюте в размере 100 % от нормы, установленной Минфином для Российской Федерации, – 30 долл. США. Поскольку за этот день работнику выплачены суточные в иностранной валюте, то возмещение суточных в белорусских рублях не производится.
12 (113). Наниматель направляет работника в служебную командировку за границу 9 апреля 2012 г.
Правомерна ли выдача командированному работнику аванса в наличной иностранной валюте за 10 дней до начала служебной командировки (30 марта 2012 г.)?
Правомерна.
Основанием для расчета и выплаты денежных средств командированным работникам является приказ (распоряжение) нанимателя о направлении работника в командировку (п. 2 Инструкции № 115).
Наниматель обязан до выезда в командировку выдать командированному работнику аванс в иностранной валюте и (или) белорусских рублях (ст. 95 ТК и п. 8 Инструкции № 115).
Нормами Инструкции № 115 не установлено количество дней до начала командировки, за которое работнику должен быть выдан аванс в иностранной валюте и (или) белорусских рублях.
Следовательно, при наличии по состоянию на 30 марта 2012 г. приказа о направлении работника в служебную командировку за границу 9 апреля 2012 г. наниматель может выдать такому работнику аванс в наличной иностранной валюте в этот день (30 марта 2012 г.) несмотря на то, что командировка начнется через 10 дней.
Надежда Египцева, экономист
ВОПРОСЫ ПРАВА
13 (114). В каких случаях налоговые органы вправе применять к организациям ответственность, установленную ч. 1 ст. 13.8 "Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений, а равно отказ от подписания акта налоговой проверки" Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП), а в каких – установленную ст. 23.16 "Непредставление документов, отчетов и иных материалов" КоАП?
На плательщиков возложена обязанность вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства. Они должны представлять в налоговые органы и их должностным лицам при проведении налоговых проверок документы и сведения, необходимые для налогообложения (подп. 1.3 и 1.6 п. 1 ст. 22 НК).
Актами налогового законодательства (в частности, ст. 95, 128, 129, 130,131 НК) предусмотрена обязанность ведения учета объектов налогообложения.
К актам налогового законодательства относят (ст. 3 НК):
– НК и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
– декреты, указы и распоряжения Президента, содержащие вопросы налогообложения;
– постановления Правительства, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Общей части НК, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента;
– нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и в пределах, предусмотренных Общей частью НК, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента и постановлениями Правительства.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) необходимую для проверки информацию и (или) документы, касающиеся деятельности и (или) имущества проверяемого плательщика (иного обязанного лица) (ст. 75 НК).
Лицо, которому адресован запрос о представлении информации и (или) документов, обязано направить или выдать их должностному лицу налогового органа, требующему указанную информацию и (или) документы, или сообщить об отсутствии у него затребованной информации и (или) документов. Документы и (или) информация представляются по письменному запросу должностного лица налогового органа, в котором долженбыть установлен разумный срок (не менее 2 рабочих дней).
Непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 13.8 КоАП, – наложение штрафа в размере 2 базовых величин (БВ) с увеличением его на 1 БВ за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 БВ.
Таким образом, ч. 1 ст. 13.8 КоАП предусмотрена административная ответственность за непредставление документов, ведение которых определено налоговым законодательством (т.е. документов, связанных с налогообложением).
Важно! Не является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 13.8 КоАП, непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, если этот срок превышает 2 рабочих или календарных дня, а просрочкапредставления документов и иных сведений составила не более 1 рабочего дня (примечание к ст. 13.8 КоАП).
Что касается ответственности по ст. 23.16 КоАП, то она применяется при совершении административных правонарушений против порядка управления – за непредставление в установленные сроки документов, отчетов, сведений и иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством РБ (не касающихся налогового законодательства). Вышеуказанной статьей предусмотрен штраф в размере от 4 до 20 БВ.
Татьяна Сукристик, аудитор