НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (291). Продавец товаров определяет момент фактической реализации методом "по отгрузке". Он осуществляет реализацию товаров с привлечением другой организации (комиссионера).
Вправе ли продавец (комитент) определить момент фактической реализации для исчисления и уплаты НДС как день отгрузки продукции комиссионеру?
Вправе при соблюдении определенного условия.
Собственник товаров может определить момент фактической реализации как день отгрузки произведенных товаров комиссионеру, если это положение отражено в его учетной политике. Для обоснования данного вывода обратимся к п. 1 ст. 100 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК). В ней сказано следующее.
Для плательщиков, которые в соответствии с учетной политикой выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в бухгалтерском учете определяют (признают) по мере их отгрузки (выполнения, оказания), передачи, момент фактической реализации определяется как приходящийся на отчетный период день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Днем отгрузки товаров признают:
– дату их отпуска покупателю (получателю или организации (индивидуальному предпринимателю), осуществляющей перевозку (экспедирование) товара, или организации связи), если продавец не осуществляет доставку (транспортировку) товаров либо не производит затрат по их доставке (транспортировке);
– дату начала их транспортировки в иных случаях.
Днем отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав их собственником, правообладателем на основе договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров признают дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав их собственником, правообладателем комиссионеру, поверенному или иному аналогичному лицу либо дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом покупателю, заказчику. Выбранный плательщиком порядок определения дня отгрузки необходимо отразить в учетной политике. Изменению в течение текущего налогового периода этот порядок не подлежит.
2 (292). Организация определяет момент фактической реализации методом "по оплате" и исчисляет НДС ежемесячно. Кроме производства продукции она выполняет работы по производству товаров из давальческого сырья.
За какой отчетный период следует исчислять НДС, если работы по производству товаров из давальческого сырья были выполнены в июне 2012 г. и произведенные товары были отгружены заказчику – резиденту Чехии в этом же месяце, а оплата за эти работы была получена в июле 2012 г.?
В отчете за июнь 2012 г.
По общему правилу для плательщиков, у которых в соответствии с учетной политикой выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в бухгалтерском учете определяется (признается) по мере оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, момент фактической реализации определяется как приходящийся на отчетный период день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет плательщика, а в случае реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за наличные денежные средства – день поступления указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п. 2 ст. 100 НК).
Однако из общего правила есть исключения. В частности, моментом фактической реализации работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов) для нерезидентов РБ признают день отгрузки (передачи) товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов) (п. 9 ст. 100 НК).
Поскольку отгрузка (передача) товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), нерезиденту РБ состоялась в июне 2012 г., исчислить НДС переработчику необходимо в отчете за июнь 2012 г. несмотря на то, что выручку он определяет "по оплате" и оплата была получена в июле 2012 г.
3 (293). Следует ли белорусской организации производить исчисление НДС при оказании в 2012 г. услуг по сопровождению компьютерной базы данных на территории Республики Беларусь, если заказчиком этих услуг является чешская организация, не осуществляющая деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство?
Не следует.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Вначале необходимо определить место реализации указанных в вопросе услуг. С этой целью обратимся к ст. 33 НК. Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признают территорию Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь.
Если покупатель работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности является иностранной организацией, а потребителем – ее филиал или представительство, которые осуществляют деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом нахождения которых является Республика Беларусь, местом реализации работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности признают территорию Республики Беларусь.
Положения этого подпункта применяют также в отношении оказания услуг по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере и (или) услуг по его техническому обслуживанию, услуг по проектированию, разработке, оформлению и модификации web-страниц, созданию баз данных, обеспечению доступа к ним (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК).
Таким образом, услуги по сопровождению компьютерной базы данных на территории Республики Беларусь объектом обложения НДС в Республике Беларусь не признают, так как они приобретены не налогоплательщиком РБ.
Напомним, что плательщики имеют право применить ставку налога в размере 20 % по операциям, освобождаемым от налогообложения, а также по операциям, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (п. 10 ст. 102 НК). Поэтому при оказании услуг по сопровождению компьютерной базы данных для чешской организации исполнитель имеет право произвести исчисление НДС в Республике Беларусь по ставке 20 %.
4 (294). Организация передала имущество в безвозмездное пользование.
Следует ли эту передачу учитывать при определении удельного веса для распределения налоговых вычетов при исчислении НДС?
Не следует.
Объектами обложения НДС не признают обороты по передаче имущества в безвозмездное пользование (подп. 2.21 п. 2 ст. 93 НК).
Напомним, что при определении методом удельного веса налоговых вычетов, приходящихся на определенную сумму оборота по реализации, эту сумму оборота следует разделить на общую сумму оборота по реализации и умножить на сумму налоговых вычетов, приходящихся на общую сумму оборота по реализации. Суммой оборота признаются сумма налоговой базы и НДС, исчисленного от этой налоговой базы, а также сумма увеличения (уменьшения) налоговой базы. В общую сумму оборота не включаются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав организациями (филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями юридических лиц Республики Беларусь), зарегистрированными в качестве плательщиков налогов иностранного государства. При определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов, в сумму оборота нужно включать операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (включая операции по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств – членов Таможенного союза), если по таким операциям плательщиком не произведено исчисление НДС. При определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов, из суммы оборота исключают:
– налоговую базу и сумму НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ;
– операции по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, при условии, что эти товары приобретены на территории иностранного государства и при их реализации не произведено исчисление НДС (п. 24 ст. 107 НК).
Имущество, которое передано в безвозмездное пользование, не признают объектом обложения НДС. Приведенная норма п. 24 ст. 107 НК свидетельствует о том, что подобные обороты в определении удельного веса не участвуют.
5 (295). Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), оказывает комиссионные услуги иным организациям по реализации товаров. По одному из договоров товар продан покупателю на условиях более выгодных, чем было предусмотрено в договоре комиссии.
Следует ли комиссионеру производить исчисление налога при УСН с сумм дополнительной выгоды, полученных в результате исполнения договора комиссии?
Следует.
Налоговую базу налога при УСН организации определяют как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой в целях исчисления налога при УСН признают сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
В выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы и валовой выручки включается при реализации товаров (работ, услуг) по договорам комиссии, поручения, консигнации, транспортной экспедиции и иным аналогичным гражданско-правовым договорам у комиссионера (поверенного), консигнатора, экспедитора и иного аналогичного лица сумма полученного им (причитающегося ему) вознаграждения, а также дополнительной выгоды (п. 2 ст. 288 НК).
Следовательно, комиссионеру, применяющему УСН, следует производить исчисление налога при УСН с сумм дополнительной выгоды.
Андрей Недоступ, аудитор
6 (296). Работникам на безвозмездной основе переданы отдельные объекты имущества организации.
Какую стоимость следует применять в качестве определения налоговой базы при исчислении подоходного налога в данной ситуации?
При получении плательщиком дохода от организаций в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база подоходного налога с физических лиц должна быть определена как стоимость (с учетом НДС, а для подакцизных товаров – и акцизов) этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из регулируемых розничных цен, а при их отсутствии – из цен (тарифов), применяемых такими организациями на дату начисления плательщику дохода (ст. 157 НК).
В случае отсутствия цен (тарифов), применяемых организациями, а также при получении плательщиком дохода от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется в отношении:
– зданий и сооружений – в размере оценочной стоимости, определенной на дату получения дохода территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. При отсутствии такой стоимости – в размере стоимости, определенной в порядке, установленном законодательством для исчисления налога на недвижимость с физических лиц;
– акций – в размере их номинальной стоимости;
– долей (вкладов) в уставных фондах организаций, паев в производственных и потребительских кооперативах – по балансовой стоимости имущества юридического лица, приходящегося на долю (вклад) физического лица в уставном фонде организации либо пай физического лица в производственных и потребительских кооперативах;
– стоимости предприятия как имущественного комплекса – по балансовой стоимости имущества предприятия;
– земельных участков – по их кадастровой стоимости;
– иного имущества, не указанного выше, работ и услуг – по цене (тарифу) на идентичные имущество, работы и услуги на основании сведений изготовителей, исполнителей, субъектов торговли о ценах (тарифах) на товары, работы, услуги, содержащихся в специальных отечественных и зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных материалах субъектов торговли (в т.ч. размещенных на сайтах в Интернете). При наличии двух и более источников информации, содержащих сведения о ценах (тарифах) на идентичные имущество, работы, услуги, налоговую базу определяют исходя из сведений о наименьшей цене (тарифе). При определении цен (тарифов) на идентичные имущество, работы, услуги принимаются во внимание сделки, предусматривающие денежную форму исполнения обязательств, между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда наличие отношений между этими лицами не повлияло на условия таких сделок.
К доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, относят:
– оплату (полностью или частично) за него организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, в т.ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика;
– полученные плательщиком товары, выполненные в его интересах работы (оказанные услуги) на безвозмездной основе;
– доходы в виде оплаты труда в натуральной форме.
7 (297). Работник состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Он осуществлял расходы на строительство жилого дома и обратился в бухгалтерию организации с просьбой о предоставлении в 2012 г. имущественного налогового вычета в отношении расходов, понесенных им в 2012 г., на установку встроенной мебели.
Имеет ли право организация предоставить ему имущественный налоговый вычет в данном случае?
Нет.
При предоставлении плательщику имущественного налогового вычета в фактически произведенные расходы на строительство индивидуального жилого дома или квартиры включаются в т.ч.:
– расходы на работы, связанные с внутренней отделкой индивидуального жилого дома, квартиры, – при строительстве индивидуального жилого дома или квартиры без внутренней отделки или с частичной отделкой;
– расходы на приобретение строительных и отделочных материалов.
Данная норма определена подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК.
Расходы на работы (в т.ч. расходы на приобретение материалов), связанные с внутренней отделкой (оклейкой обоями, окраской, облицовкой) индивидуального жилого дома или квартиры, а также расходы на покрытие полов, установку дверных блоков в межкомнатных перегородках, сантехнических приборов и оборудования (кроме унитазов, приборов учета воды и газа), электрических плит принимаются к вычету в размере стоимости таких работ, определенной договором, на основании которого осуществлено строительство жилого дома или квартиры.
Работы, связанные с установкой встроенной мебели, в ст. 166 НК не предусмотрены, поэтому предоставить имущественный налоговый вычет в приведенной ситуации нельзя.
8 (298). Иностранная организация, не осуществляющая деятельность на территории Беларуси через постоянное представительство, предоставила в 2012 г. ссуду работнику белорусской организации. Возврат займа будет произведен до 1 января 2013 г.
Обязан ли работник по этому займу представлять в налоговые органы налоговую декларацию?
Обязан.
Лица, получившие доходы в виде займов, освобождены от обязанности представления налоговой декларации в следующих случаях:
– заем получен и погашен физическим лицом в течение налогового периода;
– заем получен от лиц, состоящих с плательщиком в отношениях близкого родства и (или) свойства. Данная норма предусмотрена п. 21 ст. 178 НК.
Справочно: налоговым периодом для исчисления подоходного налога для физических лиц признают календарный год (ст. 162 НК).
В рассматриваемой ситуации работник, получивший доходы в виде займа от иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Беларуси через постоянное представительство, обязан представить в срок, установленный п. 1 ст. 180 НК, в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) о таких доходах, полученных им в течение налогового периода.
Приведенный порядок установлен п. 21 ст. 178 НК.
При полном (частичном) погашении (возврате) займов, кредитов, ссуд ранее уплаченные суммы подоходного налога подлежат зачету, возврату плательщику, уплатившему налог, в размере, пропорциональном погашенной задолженности.
Зачет, возврат уплаченной суммы подоходного налога налоговый орган производит по месту постановки на учет плательщика на основании заявления и документов, подтверждающих полное (частичное) погашение (возврат) займов, кредитов, ссуд. Зачет, возврат налоговый орган производит в течение 1 месяца со дня подачи плательщиком заявления о зачете, возврате.
При представлении плательщиком одновременно с декларацией документа, подтверждающего возврат займа, составляется расчет подоходного налога по форме согласно приложению 1 к приказу МНС РБ от 20.02.2012 № 29, в котором сумма полученного займа отражается в графе "Доходы – всего", а сумма возвращенного займа – в графе "Доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц".
В случае если заем был возвращен в полном объеме, исчисление подоходного налога не производят в связи с отсутствием налоговой базы. Если заем будет возвращен частично, то исчисление подоходного налога будет производиться в установленном порядке исходя из суммы невозвращенного займа.
Ирина Петрович, аудитор
ВОПРОСЫ ПРАВА
9 (299). Организация-комиссионер получила от комитента товар, предназначенный для реализации, и отгрузила его покупателю. Оплата от покупателя не поступила. Организация отражает выручку по факту оплаты отгруженного товара.
Имеет ли право организация-комиссионер оплатить комитенту стоимость товара до получения оплаты от покупателя?
Организация может перечислить денежные средства в счет будущего обязательства.
Договор комиссии предусматривает обязанность комиссионера совершить по поручению комитента сделку (сделки) и передать все полученное по ней (ним) комитенту. В приведенной ситуации комиссионер должен передать комитенту денежные средства, полученные от реализации товаров. По договору комиссии комиссионер не приобретает товары у комитента, в связи с чем он не может их оплачивать ни до получения оплаты от покупателя, ни после.
Несмотря на то что комиссия предполагает не оплату, а передачу комитенту полученного комиссионером по сделке, совершенной по поручению комитента, законодательство о договоре комиссии не исключает возможности предварительного перечисления денежных средств комиссионером комитенту. В данном случае имеет место не оплата товара, а перечисление денежных средств в счет будущего обязательства, что законодательством не запрещено и вполне допустимо.
Справочно: по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 880 Гражданского кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК)).
10 (300). Организации, осуществляющие деятельность в сфере туризма, для перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН) в соответствии с Указом Президента РБ от 11.07.2012 № 312 "О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее – Указ) обязаны подать в налоговые органы уведомление о переходе на УСН в течение 20 рабочих дней со дня официального опубликования Указа.
Каким образом исчисляется данный срок, в частности какая дата является первым днем срока – 17 июля или 18 июля 2012 г.?
18 июля 2012 г.
Обратимся к подп. 1.7 п. 1 Указа. В нем предусмотрено, что осуществляющие туристическую деятельность организации, прошедшие государственную регистрацию с 1 октября 2011 г. до 1 января 2012 г. и претендующие на осуществление этой деятельности с уплатой налога при УСН с 1 января 2012 г., должны в течение 20 рабочих дней со дня официального опубликования Указа представить в налоговые органы по месту постановки на учет уведомление о переходе на УСН с указанием информации о выбранной налоговой базе (налоговых базах), а организации, прошедшие государственную регистрацию до 1 октября 2011 г., также обязаны указать размер валовой выручки за первые 9 месяцев 2011 г. и численность работников в среднем за этот период, которые должны соответствовать условиям применения УСН, установленным в п. 1 ст. 286 НК.
Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. При этом подп. 1.2–1.4 п. 1, подп. 2.1–2.7, 2.9, абз. 4 подп. 2.10.1, подп. 2.11–2.19 п. 2 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2012 г. (п. 5 Указа).
В п. 55 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента РБ от 11.08.2003 № 359 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности", срок вступления в силу акта может определяться календарной датой, истечением периода времени, который исчисляется месяцами или днями, указанием на событие, с которым связано вступление в силу акта. Если акт вступает в силу со дня его официального опубликования, течение срока вступления в силу такого акта начинается с 00.00 дня выхода в свет официального издания, в котором первоначально помещен этот акт, размещения этого акта на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь. Например, акт вступает в силу со дня его официального опубликования. Дата официального опубликования этого акта – 20 января. Акт вступает в силу с 00.00 20 января.
С учетом того что Указ был размещен на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 17.07.2012 (рег. № 1/13622), Указ вступил в силу с 00.00 17 июля 2012 г.
При исчислении же 20-дневного срока, предусмотренного подп. 1.7 п. 1 Указа, необходимо руководствоваться иными правилами. Норма, установившая этот срок, не относится к нормам, регулирующим порядок вступления в силу нормативных правовых актов, она является нормой налогового законодательства и при ее применении необходимо руководствоваться положениями актов налогового законодательства.
Для этого обратимся к ст. 3-1 НК: установленный налоговым законодательством срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено.
При этом течение срока, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, начало течения указанного в подп. 1.7 п. 1 Указа 20-дневного срока начинается на следующий день после дня вступления в силу Указа, т.е. с 18 июля 2012 г.
Юрий Веремейко, юрист
11 (301). Облисполком известил представительство иностранной организации о том, что оно поставлено в график плановой проверки по архивному делу, в частности будут проверять ведение архива документов по личному составу.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
11.1. Правомерна ли такая проверка?
Правомерна.
С 17 декабря 2011 г. вступил в силу Закон РБ от 25.11.2011 № 323-З "Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь" (далее – Закон). Закон регулирует отношения, связанные с деятельностью организаций (в т.ч. и негосударственной формы собственности), по организации накопления, хранения, учета и использования документов Национального архивного фонда РБ, а также отношения, связанные с созданием и деятельностью архивов, отношения в сфере управления архивным делом и делопроизводством в Беларуси.
Действие Закона распространяется также на представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь, в части установления требований по организации накопления, хранения, учета и использования образующихся в процессе их деятельности документов по личному составу работников этих представительств (ст. 1 Закона).
Основным методом осуществления Государственной инспекцией архивов и делопроизводства РБ государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства является проведение в рамках компетенции, определенной законодательными актами, проверок соответствия требованиям законодательства осуществляемой проверяемым субъектом деятельности, а также действий (бездействия) должностных лиц и иных работников проверяемого субъекта. Такая норма содержится в постановлении Минюста РБ от 29.01.2010 № 5 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента РБ от 16 октября 2009 г. № 510" (в ред. от 28.06.2012 № 182).
11.2. Какие документы относят к документам по личному составу?
К документам по личному составу относят документы, создаваемые при приеме на работу, переводе (перемещении), увольнении работника, о предоставлении отпуска, командировании, поощрении, выплате заработной платы; присвоенных квалификации, разряде, звании; иные документы, которые могут быть использованы для подтверждения периода работы и (или) учебы, занимаемой должности (профессии), а также в иных целях, связанных с обеспечением прав и законных интересов граждан.
Для представительств иностранных организаций установлено требование по обеспечению в течение установленных сроков накопления, хранения, учета и использования образующихся в процессе их деятельности документов по личному составу работников этих представительств и передаче их в территориальные (городские или районные) архивы.
11.3. Какие меры ответственности могут быть применены в случае выявления нарушений в ходе проверки?
КоАП РБ предусмотрены следующие составы административных правонарушений и меры ответственности за них (см. таблицу):
Анна Шинкевич, юрист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
12 (302). В трудовом договоре с директором участники Общества ограничили его полномочия по осуществлению сделок суммой в 35 000 000 руб. Директор выдал доверенность на подписание договоров своим заместителям.
Рассмотрим вопросы, которые возникли вприведенной ситуации.
12.1. Могут ли последние подписывать любые договоры, не обращая внимания на сумму заключаемых договоров?
Не могут.
Выдавая доверенность на подписание договоров от имени юридического лица, директор тем самым передает свои полномочия другим лицам. Он не может выйти за рамки установленных ограничений. Следовательно, для заместителей директора действуют такие ограничения: они могут подписать договор на сумму, не превышающую 35 000 000 руб. В случае нарушения данного ограничения сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения(ст. 175 ГК), в данном случае по иску Общества.
12.2. На какой срок можно оформить доверенность?
По общему правилу срок действия доверенности не может превышать 3 лет (ст. 187 ГК). Срок действия доверенности следует указывать в самом документе, равно как и дату ее совершения. Если срок действия в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение 1 года со дня ее совершения. А доверенность, в которой не указана дата ее совершения, признают ничтожной.
Срок доверенности не может превышать срока, на который назначен директор.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя и скрепляется печатью организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на собственности Республики Беларусь или собственности административно-территориальной единицы, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации (ст. 186 ГК).
Требования об изготовлении доверенности на фирменном бланке нет.
13 (303). Транспортная организация расширила свой автомобильный парк – приобрела новые автомобили. От организаций пищевой промышленности поступило предложение о размещении рекламы на бортах машин.
Имеет ли право организация на размещение рекламы на транспортном средстве?
Имеет при соблюдении определенных условий.
Размещение (распространение) рекламы на транспортном средстве допускается при наличии разрешения местного исполнительного и распорядительного органа, действующего на территории, на которой зарегистрировано данное транспортное средство. Реклама до ее размещения (распространения) на транспортном средстве подлежит согласованию с областным (Минским городским) исполнительным комитетом, действующим на территории, на которой зарегистрировано данное транспортное средство, а также с подразделением ГАИ МВД, зарегистрировавшей данное транспортное средство. Эти выводы следуют из п. 4 Положения о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь наружной рекламы и ее средств, рекламы на автомобильных транспортных средствах, трамваях, троллейбусах, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 12.11.2007 № 1497 "О реализации Закона Республики Беларусь "О рекламе".
Следует обратить внимание, что указанное Положение не регулирует отношения, возникающие в процессе размещения (распространения) информации на транспортном средстве об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих на данном транспортном средстве перевозку пассажиров и (или) грузов на основании соответствующего специального разрешения (лицензии), либо о собственнике данного транспортного средства, товарных знаках и (или) знаках обслуживания, используемых для обозначения продукции, товаров, работ, услуг указанных лиц, а также информации о продаже данного транспортного средства.
Анна Шинкевич, юрист
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
14 (304). Транспортная организация оплатила иностранному поставщику аванс в иностранной валюте на приобретение грузового автомобиля. Грузовой автомобиль приобретен для использования при оказании транспортных услуг. Он учтен в составе основных средств. После поступления автомобиля в учете организации дебиторская задолженность по оплаченному авансу была закрыта, однако изменился курс валюты, установленный Нацбанком, по сравнению с курсом на дату оплаты аванса. Образовалась курсовая разница.
На какой счет в бухгалтерском учете организация должна отнести такую курсовую разницу?
На счет 08 "Вложения в долгосрочные активы".
Порядок отражения курсовых разниц регулируют Декрет Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц" (далее – Декрет) (подп. 1.2.3 п. 1) и Инструкция по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденная постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199 (далее – Инструкция) (п. 7).
В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией по дебету (кредиту) счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции с кредитом (дебетом) счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отражаются курсовые разницы в т.ч. по дебиторской задолженности по выданным авансам на выполнение работ и приобретение оборудования и материалов, возникших при осуществлении капитальных вложений в не завершенные строительством объекты, основные средства до ввода (передачи) их в эксплуатацию. При этом курсовые разницы, накопленные на счете 08 после ввода (передачи) объектов основных средств и нематериальных активов в эксплуатацию, в конце отчетного квартала и (или) года списываются с кредита (дебета) счета 08 в дебет (кредит) счета 01 "Основные средства" (за исключением процентов по полученным займам и кредитам).
Следовательно, в бухгалтерском учете организации операции по приобретению грузового автомобиля будут выглядеть следующим образом:
Д-т 60 – К-т 52
– оплачен аванс на приобретение автомобиля;
Д-т 60 (08) – К-т 08 (60)
– отражены курсовые разницы по оплаченному авансу при изменении курса Нацбанка с даты внесения аванса до даты получения грузового автомобиля (либо на последнюю дату месяца);
Д-т 08 – К-т 60
– отражено в учете поступление грузового автомобиля;
Д-т 01 – К-т 08
– грузовой автомобиль введен в эксплуатацию;
Д-т 60 (08) – К-т 08 (60)
– отражены курсовые разницы по оплаченному авансу при изменении курса Нацбанка после ввода грузового автомобиля в эксплуатацию;
Д-т 01 – К-т 08
– списаны (в конце отчетного квартала и (или) года) на стоимость грузового автомобиля курсовые разницы, образовавшиеся после ввода грузового автомобиля в эксплуатацию.
Владимир Сузанский, аудитор