ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
1 (316). В какие сроки должны уплачивать земельный налог дачные кооперативы?
Равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала.
При исчислении земельного налога дачные кооперативы и садоводческие товарищества применяют одни и те же ставки, установленные ст. 198 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Уплату физическими лицами земельного налога за земельные участки, расположенные в садоводческих товариществах и (или) дачных кооперативах, можно производить путем внесения сумм земельного налога садоводческим товариществам и (или) дачным кооперативам, которые осуществляют прием сумм земельного налога и их перечисление в бюджет (п. 11 ст. 202 НК).
Однако сроки перечисления земельного налога у дачных кооперативов и садоводческих товариществ разные (п. 15 ст. 202 НК).
Так, для садоводческих товариществ установлен более простой порядок уплаты земельного налога – 1 раз в год не позднее 22 августа. Это удобно, так как в августе многие члены садоводческих товариществ находятся на своих земельных участках и могут внести наличные денежные средства в кассу товарищества для перечисления земельного налога в бюджет.
Для остальных организаций, в т.ч. и для дачных кооперативов, уплата земельного налога производится в течение налогового периода ежеквартально равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала, за земли, по которым уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, в ноябре, – не позднее 22 декабря, а за земли сельскохозяйственного назначения – не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября в размере 1/4 годовой суммы земельного налога.
Таким образом, дачные кооперативы должны уплачивать земельный налог в общеустановленные сроки, т.е. ежеквартально.
2 (317). От земельного налога освобождены земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов (кроме входящих в их состав сельскохозяйственных земель), опытные поля, используемые для научной деятельности (подп. 1.3 п. 1 ст. 194 НК).
Должны ли представлять налоговые декларации по земельному налогу заповедники, национальные парки и ботанические сады?
Должны в общеустановленном порядке.
Плательщиками земельного налога признают организации, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, частной собственности (п. 1 ст. 192 НК).
Объектами обложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся у организаций в частной собственности, постоянном или временном пользовании (в т.ч. предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) (ст. 193 НК).
Поэтому заповедники, национальные парки и ботанические сады должны в общеустановленном порядке исчислять земельный налог и представлять налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу ежегодно не позднее 20 февраля текущего года или в другие сроки, установленные законодательством.
По вновь отведенным земельным участкам или при прекращении права постоянного, временного пользования или права частной собственности на земельный участок (за исключением земельных участков, в отношении которых решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, принято уполномоченным государственным органом или прекращено право пользования земельным участком в декабре текущего года) после 20 февраля текущего года налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу представляют в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, или прекращено право пользования им (п. 14 ст. 202 НК).
Форма налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций утверждена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (приложение 5) (далее – постановление № 82).
Важно! Плательщики должны заполнять и включать в налоговую декларацию (расчет) только те части, разделы налоговой декларации (расчета) и приложения к форме налоговой декларации (расчету), для заполнения которых у них имеются сведения (п. 3 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением № 82 (далее – Инструкция № 82)).
При заполнении декларации следует учитывать, что в самой декларации земельные участки, освобожденные от обложения земельным налогом, не указываются. Поэтому если руководствоваться Инструкцией № 82, то организации, освобожденные от земельного налога, не должны представлять в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу, а должны только представить приложение 1 к декларации.
В то же время согласно вышеприведенным нормам НК все плательщики земельного налога, в т.ч. освобожденные от земельного налога, обязаны представлять в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу. В данном случае мы видим противоречие НК и Инструкции № 82. Так как НК обладает большей юридической силой, то рекомендуем заповедникам, национальным паркам и ботаническим садам представить в налоговую инспекцию часть I декларации "Расчет земельного налога" с прочерками. Часть II декларации "Расчет арендной платы за земельные участки" не следует представлять (если организациям не выделялись земельные участки в аренду). Земельные участки, освобожденные от земельного налога, указать в приложении 1 к декларации, т.е. в справке о размере и составе использованных льгот по земельному налогу (арендной плате за земельные участки).
3 (318). Облагаются ли земельным налогом в двойном размере земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, законсервированными в общеустановленном порядке?
Облагаются.
С 1 января 2012 г. на земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2 (п. 5 ст. 196, п. 3 ст. 197, п. 6 ст. 198 НК).
При исчислении земельного налога по таким земельным участкам некоторые организации действуют по аналогии с исчислением налога на недвижимость, где от налога на недвижимость освобождаются здания и сооружения, законсервированные в порядке, установленном Советом Министров (подп. 1.4 п. 1 ст. 186 НК).
Справочно: консервация объектов незавершенного строительства производится в соответствии с Инструкцией о порядке приостановления строительства и консервации объектов незавершенного строительства, утвержденной приказом Минстройархитектуры РБ от 27.06.1995 № 158.
Однако аналогичной льготы по земельному налогу в ст. 194 НК не предусмотрено. Поэтому земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, законсервированными в установленном порядке, облагаются земельным налогом по ставкам, увеличенным на коэффициент 2.
Следует учитывать, что исчисление и уплату земельного налога за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, по ставкам, увеличенным на коэффициент 2, производят с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек нормативный срок строительства, установленный проектной документацией (п. 6 ст. 202 НК).
Иван Данилов, экономист
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
4 (319). В состав государственного производственного объединения входят организации, образованные в середине 50–70-х гг. и преобразованные в акционерные общества в период 2008–2010 гг. Расположены эти организации на территории средних, малых городских поселений и сельской местности.
Распространяется ли действие норм подп. 1.1 п. 1 Декрета Президента РБ от 07.05.2012 № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности" (далее – Декрет № 6) на данные организации?
Не распространяется.
Льготами, предусмотренными Декретом № 6, могут пользоваться только коммерческие организации РБ, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации (подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6).
Справочно: под территорией средних, малых городских поселений, сельской местности для целей Декрета № 6 понимается территория Республики Беларусь, за исключением территории г. Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск.
Таким образом, можно выделить следующие критерии, которым должны соответствовать субъекты предпринимательской деятельности для пользования льготами, предусмотренными Декретом № 6, а именно:
– коммерческая организация должна быть зарегистрирована на территории средних, малых городских поселений, сельской местности – поскольку государственная регистрация коммерческой организации производится по месту ее нахождения*, коммерческая организация должна там и находиться;
__________________________
* Пункт 4 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о регистрации).
– коммерческая организация должна осуществлять деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
В рассматриваемой ситуации организации были созданы в середине 50–70-х гг. и преобразованы в акционерные общества в 2008–2010 гг.
Реорганизация юридического лица может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ст. 53 Гражданского кодекса РБ).
При реорганизации в форме преобразования и присоединения осуществляется государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), а не государственная регистрация этих организаций в соответствии с п. 15 Положения о регистрации.
Государственная регистрация коммерческих организаций, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями, осуществляется при реорганизации в форме выделения, разделения и слияния (п. 13 Положения о регистрации).
Таким образом, организации, образованные в середине 50–70-х гг. и преобразованные в акционерные общества в период 2008–2010 гг., не могут пользоваться льготами, предусмотренными Декретом № 6, поскольку преобразование в 2008–2010 гг. не влечет государственной регистрации этих организаций, а имеет место государственная регистрация изменений и (или) дополнений в учредительные документы этих организаций.
Оксана Темницкая, юрист
5 (320). В марте 2012 г. организация приобрела основное средство у физического лица, а в августе 2012 г. планирует его реализовать.
Исходя из какой налоговой базы следует произвести исчисление НДС при реализации этого объекта основных средств: из цены реализации или разницы между продажной и остаточной стоимостью, так как физическим лицом предъявление НДС не производилось?
Из цены реализации.
По общему правилу налоговую базу НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав организации должны определять как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленную исходя из:
1) цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС;
2) регулируемых розничных цен, включающих в себя НДС (п. 1 ст. 98 НК).
Рассмотрим нормы НК, в которых приведены особенности определения налоговой базы при исчислении НДС в случае реализации отдельных ТМЦ.
Так, налоговую базу НДС при реализации по регулируемым розничным ценам с учетом НДС приобретенных (ввезенных) товаров (за исключением товаров, исчисление НДС по которым производится в соответствии с п. 9 ст. 103 НК) следует определять как положительную разницу между ценой реализации и ценой приобретения данных товаров. При этом цены приобретения и реализации нужно определять с учетом НДС.
Справочно: в п. 9 ст. 103 НК изложены особенности исчисления НДС плательщиками, осуществляющими розничную торговлю и деятельность по предоставлению услуг общественного питания.
При реализации основных средств и нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, по ценам ниже остаточной стоимости, при реализации приобретенных на стороне товаров, имущественных прав по ценам ниже цены приобретения налоговую базу следует определять исходя из цены их реализации (п. 3 ст. 97 НК).
Таким образом, если на приобретенный у физического лица объект основных средств не установлены регулируемые розничные цены, то исчисление НДС необходимо произвести исходя из цены реализации объекта основных средств.
6 (321). Вправе ли налогоплательщик принять к вычету НДС, уплаченный при приобретении запасных частей, используемых при ремонте оборудования, принадлежащего другой организации и по заказу этой организации?
Вправе.
Указанные суммы НДС подлежат вычету в общеустановленном порядке. Обоснуем такой вывод.
Налоговыми вычетами признают суммы НДС, предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах РБ и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 2 ст. 107 НК).
Вычетам подлежат:
– предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав вне зависимости от периода погашения задолженности за приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком, – для плательщиков, определяющих момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав методом "по отгрузке";
– фактически уплаченные плательщиком суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь после отражения их в бухгалтерском учете и книге покупок, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком, – для плательщиков, определяющих момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав методом "по оплате" (п. 6 ст. 107 НК).
Не подлежащие вычету суммы НДС указаны в п. 19 ст. 107 НК.
В п. 19 ст. 107 НК не предусмотрено ограничение на вычет сумм "входного" НДС, уплаченных при приобретении запасных частей, используемых при выполнении работ по ремонту оборудования, принадлежащего другой организации и по заказу такой организации, поэтому указанные суммы НДС подлежат вычету в общеустановленном порядке.
Андрей Недоступ, аудитор
БУХУЧЕТ-2012
7 (322). Организация для производства продукции приобрела материалы, которые полностью не использовала из-за отсутствия спроса на продукцию. Неиспользованные материалы реализованы индивидуальному предпринимателю.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
7.1. Как такую операцию необходимо отразить в бухгалтерском учете?
В состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчета 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности", 90-8 "Прочие расходы по текущей деятельности"), включаются доходы и расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов (за исключением продукции, товаров) (п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 102)).
Фактическую себестоимость реализованных материалов следует отразить по дебету счета 90 (субсчет 90-8) и кредиту счета 10 "Материалы". Доход от реализации материалов нужно отражать по дебету счетов 51 "Расчетные счета", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и других счетов и кредиту счета 90 (субсчет 90-7). Начисление НДС, исчисляемого от дохода от реализации материалов, организации отражают записью по дебету счета 90 (отдельный субсчет) и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
7.2. Каков порядок отражения этой операции в отчете о прибылях и убытках?
Операцию по реализации материалов необходимо отразить в отчете о прибылях и убытках, форма которого установлена постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 111, в следующем порядке:
– по стр. 070 "Прочие доходы по текущей деятельности" – доход от реализации материалов за вычетом начисленного НДС;
– по стр. 080 "Прочие расходы по текущей деятельности" – фактическая себестоимость реализованных материалов.
8 (323). Коллективным договором в организации предусмотрена выплата материальной помощи работникам к трудовому отпуску в размере 0,5 установленного оклада.
Как следует отразить в учете выплату материальной помощи работникам?
На счете 90.
Материальную помощь работникам организации следует включать в состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на субсчете 90-8 "Прочие расходы по текущей деятельности"счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (п. 13 Инструкции № 102).
Характер выплаты материальной помощи (помощь к отпуску, в связи со сложным материальным положением и т.д.) не влияет на порядок ее отражения.
9 (324). В связи с отсутствием денежных средств в белорусских рублях и необходимостью уплаты налогов организация осуществила продажу валютных средств, за что банку была уплачена комиссия.
Как следует отразить в бухгалтерском учете комиссию банку за продажу валюты?
В состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчета 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности", 90-8 "Прочие расходы по текущей деятельности"), следует включать доходы и расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием денежных средств (п. 13 Инструкции № 102).
Следовательно, комиссию банку за продажу валюты надо отразить по дебету счета 90 (субсчет 90-8).
Татьяна Рыбак, начальник главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ, канд. экон. наук, доцент, аудитор, DipIFR
10 (325). Организация отражает выручку по методу оплаты. В то же время штрафные санкции отражает в составе доходов по методу начисления согласно п. 26 Инструкции № 102.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
10.1. Верен ли применяемый подход?
Организация поступает неправильно.
Обратимся к п. 12 Инструкции по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62 (с изменениями и дополнениями, далее – Инструкция № 62). В нем установлено, что при формировании учетной политики по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета следует осуществить выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из названной инструкции и иных положений по бухгалтерскому учету и отчетности.
В п. 26 Инструкции № 102 действительно сказано, что неустойки, штрафы, пени, предъявленные и признанные (или присужденные) за нарушение условий договоров, полученные или признанные к получению, признаются в бухгалтерском учете доходами в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником, в суммах, присужденных судом или признанных должником. Однако этот пункт размещен в гл. 3 "Бухгалтерский учет доходов по методу начисления" Инструкции № 102.
Организация отражает выручку по методу оплаты, поэтому она должна руководствоваться п. 30 гл. 4 "Особенности бухгалтерского учета доходов по методу оплаты" Инструкции № 102. В нем сказано, что выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, другие доходы могут признаваться в бухгалтерском учете по мере оплаты отгруженной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг, других доходов (далее – метод оплаты).
Таким образом, исходя из норм Инструкции № 102 организация должна применять единый метод признания доходов (как выручки, так и других доходов): по методу начисления или по методу оплаты. Пункт 26 Инструкции № 102 распространяется на организации, которые отражают доходы по методу начисления.
Если организация предусмотрела в учетной политике отражение доходов по методу оплаты, то признавать доходы в виде штрафов, пеней, неустоек необходимо также по данному методу.
10.2. Как штрафные санкции следует отражать для целей налогового учета по налогу на прибыль?
Для целей НК внереализационными доходами признают доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (пп. 1 и 2 ст. 128 НК).
Внереализационные доходы необходимо определять на основании документов бухгалтерского и налогового учета и отражать в том налоговом периоде, в котором они фактически получены плательщиком, если иное не установлено ст. 128 НК (за исключением банков).
НК содержит конкретную норму, касающуюся полученных санкций: в состав внереализационных доходов включаются суммы неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций, полученных за нарушение условий договоров (подп. 3.6 п. 3 ст. 128 НК).
НК не содержит такого понятия, как учетная политика для целей налогообложения. В то же время им предусмотрена вариативность по отдельным вопросам налогообложения, которая должна быть закреплена в учетной политике. Применительно к рассматриваемому вопросу в НК вариантов нет, поэтому организация не может установить в учетной политике отражение штрафных санкций по методу начисления для целей налогового учета по налогу на прибыль.
Таким образом, для целей обложения налогом на прибыль суммы неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров следует включать в состав внереализационных доходов в том налоговом периоде, в котором они получены.
10.3. Можно ли их начислять по методу начисления, чтобы возникали временные разницы?
Поскольку в указанной в вопросе ситуации отражать доходы в виде штрафов, пеней, неустоек организации следует по оплате, а для целей обложения налогом на прибыль суммы неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров нужно включать в состав внереализационных доходов в том налоговом периоде, в котором они получены, временные разницы не возникнут.
Данный вывод следует из норм Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 113. Ими установлено, что временные разницы – суммы доходов и расходов, формирующие учетную прибыль (убыток) в текущем отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль – в будущих отчетных периодах либо формирующие налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде, а учетную прибыль (убыток) – в будущих отчетных периодах. Временные разницы возникают, если величина расходов (доходов) в бухгалтерском учете и для целей налогообложения совпадает, а момент их признания – нет.
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
11 (326). Работники организации в магазинах приобретают за свои наличные деньги необходимые для организации товары. Организация возмещает им расходы из кассы на основании кассового чека.
Через некоторое время работник бухгалтерии обратил внимание на то, что информацию на кассовом чеке невозможно прочитать, и стал делать ксерокопии с этих чеков.
Будет ли ксерокопия с кассового чека подтверждением выплаты денежных средств работникам организации?
Будет.
С 24 июля т.г. в качестве документа, подтверждающего расходы по приобретению товаров (работ, услуг), наряду с кассовым чеком может быть и его копия. Данная норма определена п. 34 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107 (далее – Инструкция № 107).
При этом копия кассового чека должна быть заверена или руководителем юридического лица (подразделения), или лицом, им уполномоченным.
Напомним, что чек является подтверждающим документом, если он содержит следующие реквизиты: номер, наименование юридического лица, инициалы, фамилию индивидуального предпринимателя, дату продажи (выполнения работы, оказания услуги), наименование, количество и цену товара (выполнения работы, оказания услуги), сумму, идентификатор кассира.
До 24 июля Нацбанк по указанному вопросу письменно отвечал, что наряду с кассовым чеком подтверждающим документом может быть и копия кассового чека.
12 (327). Предприятие занимается международными автомобильными перевозками грузов. Нередко возникает необходимость в проведении ремонта транспортного средства за пределами Республики Беларусь. Предприятие выдает средства на командировочные расходы под отчет путем зачисления их на карт-счет с выдачей корпоративной банковской пластиковой карточки.
Можно ли дополнительно перечислить на корпоративную карточку сумму стоимости ремонта в рамках одной командировки без полного отчета по ранее перечисленной сумме?
Можно.
В период нахождения работника в одной служебной командировке юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), направившее работника в командировку, может дополнительно перечислять на карт-счет юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо на карт-счет работника при использовании им личной карточки иностранную валюту для оплаты расходов, связанных со служебной командировкой, без полного отчета данного работника по ранее перечисленным на карт-счет суммам иностранной валюты, предназначенным для расходования в данной служебной командировке (п. 34 Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.06.2004 № 98 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 98)).
Таким образом, предприятие-перевозчик вправе дополнительно перечислить на корпоративную пластиковую карточку сумму, необходимую для ремонта транспортного средства.
Обратим внимание, что выдача работнику юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) наличной иностранной валюты под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, без полного отчета по ранее выданным этому работнику суммам иностранной валюты не допускается.
В аналогичном порядке решается данный вопрос и при осуществлении командировок в пределах Республики Беларусь.
13 (328). Работнику, направляемому в зарубежную командировку, аванс на командировочные расходы выдан в белорусских рублях. Иностранную валюту работник приобретает в обменном пункте. Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
13.1. Нужно ли купленную валюту оприходовать в кассовой книге по иностранной валюте?
В случае выдачи работнику аванса в наличных белорусских рублях для оплаты расходов, связанных со служебными командировками за границу, наличная иностранная валюта, купленная работником в обменном пункте или в кассе банка, не подлежит оприходованию организацией в кассовой книге по иностранной валюте (п. 31 Инструкции № 98).
13.2. По какому курсу включаются расходы в авансовый отчет: по курсу обменного пункта или по курсу Нацбанка на дату авансового отчета?
Указанные операции отражаются в кассовой книге в белорусских рублях. При составлении отчета по полученным средствам в белорусских рублях работник прилагает к отчету об израсходованных суммах чеки кассового суммирующего аппарата либо специальной компьютерной системы, полученные им в обменном пункте (кассе банка) и свидетельствующие о покупке иностранной валюты.
В отчет об израсходованных суммах иностранной валюты включаются расходы в валюте произведенных операций. Отчет об израсходованных суммах пересчитывается в белорусские рубли с использованием курса обменного пункта (кассы банка), в котором работником была приобретена иностранная валюта за белорусские рубли.
13.3. В какой валюте осуществляется возврат излишне полученной работником суммы денег?
Возврат неиспользованной наличной иностранной валюты осуществляется белорусскими рублями с применением официального курса белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленного Нацбанком на дату составления авансового отчета об израсходованных суммах иностранной валюты.
14 (329). При командировании работников в некоторые зарубежные страны (например, в Россию) нормы оплаты командировочных расходов установлены в валюте, отличной от валюты страны командирования (как правило, в долларах США или евро). Поэтому в ходе командировки у работника возникает необходимость в обмене непосредственно в стране командирования полученной в виде аванса иностранной валюты и совершения расходов в валюте страны командирования. Отчет составляется в валюте произведенных операций страны командирования.
Каков порядок пересчета командировочных расходов, произведенных в валюте страны командирования, в валюту, в которой командируемому работнику был выдан аванс на командировку (применяемый курс, дата, на которую производится пересчет)?
Порядок пересчета указанных расходов в иностранную валюту, в которой получен аванс, установлен п. 301 Инструкции № 98.
Если нормы расходов по служебной командировке в иностранной валюте, определенные законодательством, отличаются от валюты страны командирования и аванс работнику выдан в валюте страны командирования, отчет составляют в валюте произведенных операций страны командирования с пересчетом указанных расходов в иностранную валюту, в которой получен аванс. Инструкция № 98 не содержит нормы, позволяющей применение курса банка страны командирования при пересчете расходов командированного работника. Пересчет производят по официальному курсу белорусского рубля к соответствующейиностранной валюте, установленному Нацбанком на дату составления отчета об израсходованных суммах.
Если Нацбанк не устанавливает официальный курс белорусского рубля к иностранной валюте государства, в которое был командирован работник, то необходимо действовать следующим образом. При составлении отчета об израсходованных суммах производится пересчет расходов с применением обменного курса банка страны командирования, в которой совершена валютно-обменная операция, с приложением чека, подтверждающего ее совершение.
Если же работник не представил документы, подтверждающие совершение валютно-обменной операции, то при составлении отчета об израсходованных суммах применяется кросс-курс доллара США к иностранной валюте с использованием информации агентств "Рейтер" или "Блумберг".
Инесса Прокопович, начальник управления методологии и регулирования денежного обращения Нацбанка РБ