НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (397). Организация ввозит из Российской Федерации камень натуральный для производства памятников.
Освобождается ли ввоз данного сырья от НДС?
Не освобождается.
Для ответа на этот вопрос обратимся к нормам Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе (далее – Протокол).
Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза, если иное не установлено Протоколом, осуществляет налоговый орган государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 1 ст. 2 Протокола). При этом НДС не взимается при импорте товаров на территорию Республики Беларусь, если эти товары в соответствии с белорусским законодательством освобождены от налогообложения при ввозе.
Таким образом, при ввозе сырья (камня натурального) для производства памятников организация обязана уплатить НДС в общеустановленном порядке, поскольку действующим законодательством льгот в части НДС при ввозе данного сырья не предусмотрено.
2 (398). Иностранная организация (резидент Республики Кипр) предоставила организации Республики Беларусь обеспечение в виде гарантийного депозита денег для получения кредита в иностранном банке.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации:
2.1. Облагается ли НДС выплата вознаграждения данной иностранной организации?
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК). Поэтому в первую очередь необходимо определить место реализации указанных услуг.
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (п. 1 ст. 92 НК).
Место реализации работ, услуг определяют, руководствуясь нормами ст. 33 НК. Так, местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на территории Республики Беларусь и (или) местом их нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь и ими выполняются работы, оказываются услуги, реализуются имущественные права (за исключением имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), не предусмотренные подп. 1.1–1.4 п. 1 ст. 33 НК (подп. 1.5 п. 1 ст. 33 НК).
Услуги по обеспечению исполнения обязательств по кредитному договору не поименованы в подп. 1.1–1.4 п. 1 ст. 33 НК, поэтому место их реализации следует определять по подп. 1.5 ст. 33 НК как место деятельности организации, оказывающей услуги.
Таким образом, организация не должна исчислять и уплачивать НДС в Республике Беларусь при выплате вознаграждения нерезиденту (Республика Кипр) за предоставление обеспечения в виде гарантийного депозита денег.
2.2. Облагается ли налогом на доходы выплата вознаграждения данной иностранной организации?
Перечень объектов обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), определен п. 1 ст. 146 НК.
Доходы, выплачиваемые нерезиденту в виде вознаграждения за предоставление обеспечения в виде гарантийного депозита, не поименованы среди объектов, подлежащих обложению налогом на доходы. Соответственно их не следует облагать этим налогом.
3 (399). Российский заказчик ввез из Польши и передал белорусской организации материалы для производства окон на давальческой основе. Произведенную продукцию белорусская организация отправляет собственнику сырья – резиденту РФ.
Имеет ли право переработчик применить ставку НДС в размере 0 % по работам по изготовлению окон?
Имеет при соблюдении определенных условий.
Основанием для применения нулевой ставки НДС при реализации работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов) в Российскую Федерацию является наличие у плательщика следующих документов (п. 5 ст. 102 НК):
– договора (контракта), заключенного с иностранными организацией или физическим лицом;
– документов, подтверждающих выполнение этих работ;
– документов, подтверждающих вывоз товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), с территории Республики Беларусь на территорию государств – членов Таможенного союза;
– документа, подтверждающего принадлежность выполненных работ к работам собственного производства, выданного в установленном порядке;
– заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленного по форме, утвержденной международным договором РБ, с отметкой налогового органа государства – члена Таможенного союза, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения или ином порядке исполнения налоговых обязательств). Заявление о ввозе товаров плательщик представляет в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС.
При соблюдении законодательства РБ и при наличии у плательщика всех вышеуказанных документов, в т.ч. сертификата о том, что выполненные работы по изготовлению окон являются работами собственного производства, возможно применение ставки НДС в размере 0 %.
4 (400). Резидент Российской Федерации оказывает организации РБ услугу по предоставлению информации о рынке кинопроката и предоставил доступ к своему новостному сайту.
Должна ли организация исчислять НДС при оплате этих услуг?
Должна.
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Беларуси через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21, 22 НК (п. 1 ст. 92 НК).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляют в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе, далее – Протокол).
При выполнении работ, оказании услуг налоговую базу, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) следует определять в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.
Местом реализации работ, услуг считается территория государства – члена Таможенного союза, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы (подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола).
Услуги по обработке информации – услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации (ст. 1 Протокола).
Справочно: информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информационная услуга – деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также ее защиты (ст. 1 Закона РБ от 10.11.2008 № 455-З "Об информации, информатизации и защите информации").
Таким образом, услуги по предоставлению новостной информации о рынке кинопроката и доступа к новостному сайту относят к информационным услугам и местом их оказания признают место деятельности заказчика, т.е. в приведенной ситуации – территорию Республики Беларусь. Соответственно резидент РБ (заказчик) должен исчислить и уплатить НДС.
5 (401). Организация – плательщик налога при упрощенной системе налогообложения (далее – УСН) без НДС использует в своей деятельности транспортное средство на основании договора безвозмездного пользования, заключенного с физическим лицом. В договоре определено, что в случае возникновения страхового случая либо повреждения автомобиля, в т.ч. по вине предприятия, организация обязана возместить ущерб либо выплатить страховые суммы для ремонта автомобиля.
Организацией заключен с БРУСП "Белгосстрах" договор добровольного страхования транспортного средства (АвтоКаско).
После того как транспортное средство попало в ДТП по вине водителя, после чего не подлежало восстановлению, страховая компания выплатила организации возмещение, которое перечислено на карт-счет физического лица-ссудодателя.
Является ли сумма страхового возмещения объектом для исчисления налога при УСН для организации и подоходным налогом для физического лица?
Да – для организации, нет – для физического лица.
Объектом обложения налогом при УСН признают валовую выручку. Налоговую базу налога при УСН следует определять как денежное выражение валовой выручки (пп. 1, 2 ст. 288 НК).
Валовой выручкой в целях гл. 34 НК признают сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
В состав внереализационных доходов включают поступления в счет возмещения организации убытков, в т.ч. реального ущерба или вреда. Такие доходы отражают в том налоговом периоде, в котором плательщиком получены денежные средства и (или) имело место возмещение убытков, в т.ч. реального ущерба или вреда в иной форме (оплата задолженности перед третьими лицами, перевод долга, зачет встречных требований и др.) (подп. 3.7 п. 3 ст. 128 НК).
В соответствии с изложенным в случаях, когда по договорам добровольного страхования наземных транспортных средств выгодоприобретателем является арендатор, сумма страхового возмещения для него признается внереализационным доходом и включается в валовую выручку для целей исчисления налога при УСН.
Необходимо отметить, что при определении валовой выручки не учитываются внереализационные расходы (сумма денежных средств, которая была перечислена на карт-счет лица-ссудодателя).
Договором безвозмездного пользования, заключенным организацией с физическим лицом, определено, что в случае возникновения страхового случая либо повреждения автомобиля, в т.ч. по вине предприятия, организация обязана возместить ущерб либо выплатить страховые суммы для ремонта автомобиля.
Объектом обложения подоходным налогом с физических лиц не признают доходы, полученные плательщиками в размере компенсации (возмещения) в соответствии с законодательством судебных расходов, морального вреда, имущественного вреда в пределах реального ущерба (подп. 2.37 п. 2 ст. 153 НК).
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 933 Гражданского кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК).
Исходя из изложенного сумма страхового возмещения, полученная организацией и перечисленная физическому лицу как возмещение имущественного ущерба, в пределах реального ущерба не подлежит обложению подоходным налогом.
6 (402). По договору поручения белорусская организация – поверенный представляет интересы фирмы-нерезидента – доверителя в проведении торгов на товарной бирже. За оказанные услуги доверитель уплачивает поверенному вознаграждение.
Имеет ли право организация применить ставку налога при УСН в размере 2 %?
Да, при наличии договора и первичных бухгалтерских документов, удостоверяющих факт оказания услуг.
По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (п. 1 ст. 861 ГК).
Ставка налога при УСН в размере 2 % установлена для организаций (индивидуальных предпринимателей) в отношении выручки от реализации за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Данное положение применяется до 31 декабря 2013 г., если иное не установлено Президентом (п. 1 ст. 289 НК).
Ставка налога в размере 2 % применяется при наличии документального подтверждения отчуждения товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, сдачи имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) иностранным юридическим и (или) физическим лицам и вывоза товаров (результата работ, объекта аренды (предмета лизинга)) за пределы территории Республики Беларусь.
Для целей применения указанной ставки под реализацией за пределы Республики Беларусь товаров следует понимать отчуждение товаров плательщиком налога при УСН иностранным юридическим и (или) физическим лицам (в т.ч. на основе договоров поручения, комиссии или иных аналогичных гражданско-правовых договоров) с вывозом товаров за пределы территории Республики Беларусь.
Таким образом, для применения ставки налога при УСН в размере 2 % по услугам необходимо наличие документального подтверждения оказания услуг иностранным юридическим лицам. Таким документальным подтверждением могут быть договоры с нерезидентами РБ на оказание услуг в совокупности с первичными бухгалтерскими документами, удостоверяющими факт оказания им услуг.
Ольга Полевая, экономист
7 (403). Организация направила работника для участия в конкурсе профессионального мастерства в г. Москву.
Относятся ли такие расходы по командировке к затратам, связанным с производственной деятельностью организации?
Относятся при соблюдении определенных условий.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
Служебной командировкой признают поездку работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст. 91 Трудового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос –ответ" – ТК).
Командировки работников для участия в конкурсе профессионального мастерства не относятся к расходам на производствои реализацию. Однако если участие в конкурсе является рекламным мероприятием организации и может быть квалифицировано как реклама на основании требований соответствующего законодательства, то данные расходы можно учесть для целей налогообложения.
Справочно: реклама – это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (ст. 2 Закона РБ от 10.05.2007 № 225-З "О рекламе").
Объект рекламирования – продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации организаций или граждан, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.
С учетом вышеизложенного командировочные расходы, выплаченные работнику в связи с его участием в конкурсе профессионального мастерства, могут быть учтены при исчислении налога на прибыль в составе расходов на рекламу, если:
– целью проведения такого конкурса является рекламирование участниками конкурса своих организаций, их успехов, достоинств (в связи с чем к проведению конкурса привлекались ресурсы, необходимые для распространения информации об организациях для неопределенного круга лиц);
– результатом участия в конкурсе является создание среди потенциальных клиентов предпочтительного имиджа организации, образа организации, который вызывал бы доверие к организации и выпускаемым ею товарам (т.е. создана и распространена информация об организации).
8 (404). Белорусская организация направила сотрудника в Германию для участия в международной конференции. Условиями проведения данного мероприятия было предусмотрено предоставление страной-организатором участникам гостиницы, стоимость номера которой превышает установленную норму расходов.
Возможно ли расходы по оплате гостиницы включить в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли?
Возможно при соблюдении определенных условий.
Гарантии и компенсации при служебных командировках за границу устанавливает Правительство или уполномоченный им орган (ст. 95 ТК).
При командировании работника за границу наниматель обязан возместить ему следующие расходы:
– по проезду к месту служебной командировки и обратно;
– найму жилого помещения;
– проживанию вне места жительства;
– иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя.
Данный порядок определен п. 8 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь", утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция № 115).
Возмещают расходы по найму жилого помещения в размерах предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в сутки, установленных законодательством РБ.
Если по условиям проведения международных мероприятий страна-организатор предоставляет участникам гостиницу, оплачиваемую путем безналичного перечисления или наличными, стоимость номера которой превышает установленную норму расходов по найму жилого помещения, то к отчету принимаются фактические расходы по найму жилого помещения на основе подтверждающих документов. При этом выплату аванса на расходы по найму жилого помещения лицам, выезжающим на такие международные мероприятия и оплачивающим стоимость найма жилого помещения наличной иностранной валютой, производят исходя из расходов по найму жилого помещения, предусмотренных условиями проведения международных мероприятий (п. 19 Инструкции № 115).
Ирина Петрович, аудитор
ПОСОБИЯ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ
9 (405). В семье работницы организации воспитываются дочери 7 и 5 лет. В мае 2012 г. работница обратилась за назначением пособия на детей старше 3 лет на старшего ребенка. Пособие было назначено. В июле 2012 г. она обратилась за назначением такого же пособия на второго ребенка.
Необходимо ли повторно представлять все документы, необходимые дляназначения пособия: свидетельства о рождении детей, паспорта, справки о составе семьи?
Необходимо.
Для назначения пособия на детей старше 3 лет на очередной год работнику следует представить заявление и необходимый пакет документов, установленный законодательством. Следовательно, все документы нужно представить повторно.
Обращаем внимание, что днем возникновения права на пособие на детей старше 3 лет является 1 января года обращения за пособием. При обращении за государственными пособиями и надбавками к ним по истечении 6 месяцев со дня возникновения права на них государственные пособия и надбавки к ним назначают и выплачивают со дня поступления заявления (ст. 28 Закона РБ от 30.10.1992 № 1898-XII "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей", далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Закон № 1898-XII).
Следовательно, если на первого ребенка пособие может быть назначено с 1 января 2012 г. (при соблюдении необходимых условий), то на второго ребенка – только со дня поступления заявления.
10 (406). Работница организации воспитывает двоих детей 10 и 13 лет. В настоящее время она разведена, есть решение суда о взыскании алиментов, но семья их не получает.
Имеет ли право работница на получение пособия, которое выплачивается семьям, воспитывающим детей?
Ответ зависит от размера среднего совокупного дохода на члена семьи.
Пособия на детей старше 3 лет назначаются в 2012 г. в полном размере при условии, что средний совокупный доход на члена семьи в месяц за 2011 г. не превышает 60 % утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября предшествующего года (344 874 руб.), и в размере 50 % пособия – при условии, что средний совокупный доход на члена семьи в месяц за предшествующий календарный год не превышает 80 % утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября предшествующего года (459 832 руб.) (ст. 16 Закона № 1898-XII). Следовательно, в первую очередь необходимо определить средний совокупный доход на члена семьи в месяц за 2011 г.
Если уровень дохода семьи позволяет назначить пособие, то нужно обратить внимание на следующее:
если взыскание алиментов невозможно по объективным обстоятельствам (отбывание отцом наказания, нахождение на стационарном лечении в государственной организации здравоохранения без выплаты пособия по государственному социальному страхованию, прохождение срочной военной службы и др.), к пособию назначается надбавка в размере 40 % от установленного размера;
если мать не получает алименты в связи с тем, что отец не работает или работает за пределами Республики Беларусь или информация о месте его (ее) работы отсутствует – в среднемесячный доход семьи включаются условные алименты на двоих детей в размере 33 % от утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября года, предшествующего году обращения за пособием (189 681 руб.);
если есть документ, подтверждающий неуплату алиментов (к примеру, справка судебного исполнителя), – совокупный доход семьи рассчитывается без учета алиментов.
Если же доходы семьи выше, чем установленный законодательством уровень для назначения пособия, работница имеет право обратиться за государственной адресной социальной помощью, где критерий нуждаемости выше, чем для назначения пособия на детей старше 3 лет (Указ Президента РБ от 19.01.2012 № 41 "О государственной адресной социальной помощи").
Марина Артеменко, начальник отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда и соцзащиты РБ
УЧЕТ ТОПЛИВА
11 (407). Бухгалтер организации выяснил, что с 1 августа 2012 г. изменились нормы расхода топлива.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в данной ситуации.
11.1. Так ли это? Как поступить, если организация применяла в августе и сентябре 2012 г. старые нормы расхода топлива?
Нормы расхода топлива изменились с 1 августа 2012 г.
Действительно, с 1 августа 2012 г. нормы расхода топлива претерпели изменения. Произошло это в связи со вступлением в силу с указанной даты постановления Минтранса РБ от 06.01.2012 № 3 "Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 3). Данным постановлением отменены принимавшиеся Минтрансом на протяжении последних 10 лет нормативные документы, которыми ранее были утверждены нормы расхода топлива. Постановлением № 3 утверждены нормы расхода топлива по транспортным средствам, на которые нормы были установлены в действовавших ранее документах. При этом Минтранс пересмотрел эти нормы и изменил их – в большинстве случаев в сторону понижения – по многим маркам транспортных средств. Кроме того, для идентификации модификации транспортного средства, на которое постановлением № 3 установлена норма расхода топлива, кроме привычных характеристик (марка, модель, объем двигателя транспортного средства) предусмотрен также еще один показатель – мощность двигателя (что ранее указывалось в редких случаях).
Таким образом, с 1 августа 2012 г. организации должны были пересмотреть нормы расхода топлива в соответствии с их новыми значениями, утвержденными постановлением № 3. Измененные нормы расхода необходимо утвердить приказом по организации.
Если организация по какой-либо причине не сделала это, то у нее отсутствуют основания для корректировки объема израсходованного топлива в путевых листах (иных учетных регистрах), а также в бухгалтерском учете. Ведь списание произведено в соответствии с установленной в организации нормой на основании фактических данных о расходе топлива.
11.2. Как расходы на топливо за август – сентябрь 2012 г. должны быть учтены в составе затрат, учитываемых при налогообложении прибыли?
Их следует пересчитать с учетом новых норм.
Для целей исчисления налога на прибыль в состав затрат по производству и реализации товаров, продукции, работ, услуг следует включить стоимость топлива, рассчитанную не по действовавшим в организации нормам, а исходя из норм, установленных в постановлении № 3, а также утвержденных приказом организации повышающих (понижающих) коэффициентов к норме расхода топлива и дополнительного расхода топлива, применяемых в соответствии с Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 141). Ведь при налогообложении не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, доводимых до организаций в установленном порядке (подп. 1.7 п. 1ст. 131 НК). Таким образом, стоимость топлива, израсходованного сверх норм, определенных постановлением № 3, необходимо исключить из состава затрат, учитываемых при налогообложении.
С того момента, как организацией будут утверждены нормы расхода топлива согласно их значениям, установленным постановлением № 3, стоимость всего израсходованного на производственные нужды топлива можно будет включить в состав затрат, учитываемых при налогообложении.
Принимать решение об изменении норм задним числом в случае, когда организация по той либо иной причине не сделала этого с 1 августа 2012 г., видится нецелесообразным, так как потребует внесения соответствующих исправлений не только в данные бухгалтерского учета о движении топлива по счету 10 "Материалы", но и в учетные регистры (путевые листы и т.п.), что является трудоемким процессом.
Обращаем внимание, что при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норму расхода топлива устанавливает руководитель организации или индивидуальный предприниматель, т.е. без обязательной привязки к нормам расхода, утвержденным Минтрансом (п. 2 Инструкции № 141).
12 (408). Организация использует в деятельности грузовой и служебный легковойтранспорт. При расчете нормы расхода топлива за основу берутся утвержденные Минтрансом нормы расхода.
Обязательно ли при определении расчетной нормы расхода топлива применять повышающие и понижающие коэффициенты к норме расхода, а также рассчитывать дополнительный расход топлива?
Необязательно.
Порядок установления норм расхода топлива регулирует Инструкция № 141. Повышение (понижение) норм расхода топлива должно быть установлено приказом руководителя организации или индивидуального предпринимателя на основании этой Инструкции (п. 5 Инструкции № 141).
При определении применяемой в организации нормы расхода топлива утвержденную Минтрансом линейную норму расхода топлива корректируют на установленные Инструкцией № 141 повышения (понижения) к норме расхода топлива, а также рассчитывают дополнительный расход топлива.
Инструкцией № 141 установлены повышения (понижения), а также дополнительный расход топлива в зависимости от различных оснований. Однако все повышения (понижения) и дополнительный расход топлива устанавливаются в диапазоне от нуля до указанной в Инструкции № 141 величины. Так, например, повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации:
– механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации – не более 10 %.
– автомобиля в городах с численностью населения:
от 100 до 300 тыс. человек – не более 5 %;
от 300 тыс. до 1 млн. человек – не более 10 %;
от 1 до 3 млн. человек – не более 15 %;
свыше 3 млн. человек – не более 25%.
При эксплуатации автомобиля на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта линейная норма расхода топлива понижается не более чем на 15 % (за исключением учебной езды).
Повышения (понижения), а также дополнительный расход топлива по иным основаниям также применяют в пределах от нуля до установленной величины.
Исходя из вышеизложенного организация вправе не применять повышения (понижения), а также дополнительный расход топлива, либо установить его в любом диапазоне от нуля до указанной в Инструкции № 141 величины. Решение о применении повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива с конкретными их значениями фиксируется в приказе на установление норм расхода топлива, принятом в организации.
Владимир Сузанский, аудитор